Памяти Анатолия Равиковича
21.12.2016 1091 1.0 0

24 ДЕКАБРЯ АНАТОЛИЮ РАВИКОВИЧУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 80 ЛЕТ

24 декабря 2016 года знаменитому петербургскому актеру Анатолию Равиковичу исполнилось бы 80 лет. В этот день юбилейные мероприятия начнутся на Литераторских мостках Волковского кладбища с возложения венков на могилу актера, а вечером в ДК Выборгский состоится спектакль «Ужин с дураком» Московского театра Антона Чехова, в котором одну из главных ролей исполнял Равикович и который в этот день будет посвящен великому актеру и настоящему петербургскому интеллигенту Анатолию Юрьевичу Равиковичу.

В преддверии грядущего юбилея Московский театр Антона Чехова обратился к Губернатору Петербурга с предложением об установке памятной доски в честь великого советско-российского актера. Идея установить в Петербурге памятную доску на доме, где Анатолий Равикович жил долгое время (ул. Тверская, 13), родилась в Театре Антона Чехова, руководит которым Леонид Трушкин. Поддержал ее худрук московского Театра эстрады Геннадий Хазанов, который много лет был партнером Равиковича по спектаклю «Ужин с дураком». «Эта идея родилась в недрах театра Антона Чехова в Москве, было составлено письмо, и губернатор Санкт-Петербурга не просто с теплотой, а большим пониманием отнесся к этой идее. Проблема в том, что существует закон, который действует на территории всей Российской федерации, из которого следует, что нужно ждать 30 лет, - пояснил Геннадий Хазанов. - Но в данном случае нарушение закона пойдет только на пользу. Георгий Полтавченко обещал принять личное участие в решении этого вопроса. На сегодняшний момент никаких решений еще не принято… Еще не решено, как будет выглядеть доска. Но есть надежда, что решение будет принято - Равикович этого заслуживает. Как говорила Фаина Раневская, народные артистки на дороге не валяются. Такие люди, личности, актеры, как Равикович - это не фонарные столбы на каждом шагу. Он не просто артист. Артистов много, и очень хороших. Человек светлый, удивительный, стоял на страже гуманизма. Чувство такта феноменальное: ни обидеть, ни произнести резкого слова не мог...»

Леонид Трушкин также поделился воспоминаниями об Анатолии Равиковиче: «Я имел счастье встречаться в работе с очень талантливыми людьми и скажу, что человеческие качества, которыми обладал Анатолий Юрьевич, уникальны. Такое ироничное отношение к себе и такое уважительное к партнерам - встречается крайне редко. Внутренняя интеллигентность, необыкновенная деликатность... У него была непобедимая тяга к театральному процессу, он ничего не пропускал как артист, все рождалось здесь и сейчас - и рождалось каждый раз. Равикович не нарушал действия, выполнял задачи, но каждый спектакль с ним был чуточку иным. Это зависело от атмосферного давления, от отношений с Ирочкой, с
партнерами. Иногда приходишь в театр и попадаешь в кинотеатр, где артист из раза в раз точно повторяет свою роль, и это перестает быть живым. Анатолий Юрьевич был «живородящим», это его природа, а не актерское мировоззрение, по-другому он не умел, к счастью. Я вспоминаю его светло, мы все в Москве ждали, сидя на лавочке, когда приедет из отеля Анатолий Юрьевич и будет рассказывать анекдоты, всегда очень смешные. Мы его очень любим, Толечка всегда с нами. Когда театр приезжает на гастроли в Петербург, мы ездим к нему на могилу - не по долгу, а по зову сердца - постоять, поговорить…»

Широкой аудитории Анатолий Равикович известен, в первую очередь, по роли Хоботова в культовом фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Интеллигентный, обаятельный, экспрессивный чудак, влюбленный в поэзию, плохо приспособленный к жизни, полюбился миллионам зрителей. Роль Хоботова стала визитной карточкой актера, но, несмотря на громкую кинославу, Равикович был, в первую очередь, театральным актером, беззаветно преданным сцене, понимающим актерскую профессию как высокое призвание и служение искусству. В 1962 году Анатолий Равикович работал в Театре им. Ленсовета. Его партнёрами были Игорь Владимиров, Алиса Фрейндлих, Ефим Каменецкий, Галина Никулина,Михаил Боярский, Алексей Петренко. Среди его ролей — Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса, Фирс в «Вишнёвом саде», брехтовский Аздак в спектакле «Люди и страсти». С 1988 года Равикович служил в Санкт-Петербургском театре Комедии им. H. П. Акимова. В последние годы жизни Анатолий Равикович выступал в антрепризе - играл в спектаклях Театра имени А.П.Чехова «Поза эмигранта», «Ужин с дураком» и «Цены». В Театре Геннадия Хазанова играл в спектакле «Ночь в Венеции». Коллеги Анатолия Равиковича, работавшие с ним в театре и кино, вспоминают его как высокого профессионала. «Анатолий был очень милый, добрый, мягкий, небольшого роста человек с веселыми глазами, который острил, шутил, был такой живчик. Он был очень уютный какой-то. И, конечно, блистательный актер, таких очень мало. Анатолий был настолько внимательный, что мне казалось, он никогда в жизни никого не обижал. Всегда от него веяло теплом доброты человеческой. Он и в картинах такой, все-таки каждый актер в какой-то степени играет себя», - вспоминала Наталья Крачковская, работавшая с актером на съемочной площадке фильма «Покровские ворота».

Михаил Боярский признается: «Вклад этого человека в мою судьбу бесконечен. Вся моя школа состоит из Толи, Алисы, Владимирова, Дьячкова, Петренко, Солоницына… Этим людям я обязан по гроб жизни. Это все наше достояние. С Толей мы дружили по-мужски, два несовместимых человека. С утра до ночи и по ночам писали «капустники» - у него, у меня, в гримуборной. Нам было здорово вместе. Я ходил смотреть почти каждый спектакль «Человек и джентльмен», чтобы еще раз сойти с ума от восторга. И
такого Карлсона больше не будет. Все, за что брался Равикович - это кустарная работа»...


Читайте также:
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика