Фабио Мастранджело
07.08.2020 37359 0.0 0

Когда я писала о первом фестивале «Опера-всем», я тогда удивлялась, почему такого фестиваля не было раньше. Он так естественно вписался в архитектурные ансамбли нашего города, да и оперное исполнительское искусство у нас всегда было на высоте, что кажется, фестиваль должен был существовать всегда. Но на самом деле нужно было приехать на брега Невы итальянцу из Бари, чтобы это произошло. И вот уже летний фестиваль под открытым небом «Опера-всем» пройдет в Санкт-Петербурге в девятый раз. За это время он успел стать брендом Санкт-Петербурга, собирая горожан и гостей города. О нынешнем фестивале, который готовился и проходит в особых условиях, мы поговорили с его идейным вдохновителем художественным руководителем Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело

- Сначала такой вот несколько отвлеченный вопрос: «Как Вы проводили время в период самоизоляции?»
Ф.М.
- Конечно, карантин стал для меня, как и для многих, полной неожиданностью. Для меня это было, можно сказать, «полезное» время: за период карантина я завершил свою выпускную квалификационную работу в Петрозаводской государственной консерватории им.А.К.Глазунова и получил диплом об окончании ассистентуры-стажировки. Также мы придумали и осуществили несколько важных творческих инициатив в нашем театре, я говорю об онлайн-проектах, в которых участвовали очень многие музыканты оркестра «Северная Симфония» и солисты нашего хора. Особой популярностью пользовался образовательный онлайн-проект «Путеводитель по оркестру», в котором зрители смогли узнать об истории музыкальных инструментов и особенностях работы симфонического оркестра «Северная Симфония», услышать забавные истории из личного профессионального опыта оркестрантов. В образовательном цикле бесед «Фабио Мастранджело и Виктор Высоцкий. Диалоги об итальянской музыке» мы рассказали широкой аудитории о природе итальянской музыки, о причине её популярности и удивительной способности завоёвывать сердца во всем мире. Онлайн-проект «Театр «Мюзик-Холл» представляет: навстречу новому сезону!» рассказывает о предстоящих концертах нового театрального сезона.
В общем, в период самоизоляции мы не прекращали контакты со зрителем и перешли в режим онлайн.

- В этом году фестиваль «Опера всем» проходит позже, чем обычно. Как давно Вы готовитесь к нему? Не боялись, что фестиваль в этом году отменят?
Ф.М. - К каждому последующему фестивалю мы начинаем готовится в день окончания предыдущего. Поэтому мы давно начали подготовку и знали,
какие оперы мы хотим поставить. Конечно, мы планировали открыть его как всегда 12 июля, но, по понятным причинам, были вынуждены перенести на август. В этом году мы стартуем в красивую дату – 08.08. И, слава Богу, только перенесли, а не отменили совсем, потому что были опасения, что фестиваль отменят. Но когда мы увидели, что ситуация с пандемией значительно улучшилась, мы поняли, что у нас есть шанс, и предприняли все усилия, чтобы фестиваль состоялся.

- Расскажите о программе фестиваля. Что особенно примечательного ждет нас в этом году?
Ф.М. - Как всегда, мы покажем четыре оперы, четыре новые постановки. В этом году самым интригующим будет, наверняка, исполнение оперы Беллини «Капулети и Монтекки». Это редко исполняемая ранняя опера итальянского композитора Беллини – хотя к нему, пожалуй, неприменим этот термин «ранняя», т.к. он умер совсем молодым. Он взял всем известный средневековый сюжет, к которому обращался и Шекспир (именно он, а не трагедия Шекспира положен в основу либретто), и создал романтическую оперу. Для зрителей будет непривычно, что партии Ромео и Джульетты исполняют девушки. Партия Ромео написана для контратенора (это самый высокий мужской голос). Раньше в эпоху барокко такие голоса были у кастратов. Позже подобные партии стали исполнять женщины. Поэтому в операх того времени очень часто по традиции партии молодых мужчин писали для высоких мужских голосов или женских меццо-сопрано. Остальные оперы программы – это тоже абсолютные шедевры. Это «Борис Годунов» Мусоргского, «Русалка» Даргомыжского и «Волшебная флейта» Моцарта.

- Может приоткроете тайну, какие режиссерские находки нас удивят?
Ф.М. – Двух режиссеров особо представлять не надо, это очень опытные режиссеры Вадим Милков-Товстоногов, ставивший оперы в Москве и в Европе, который работает над оперой «Борис Годунов», и арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий, который готовит «Волшебную флейту». Кроме них вы увидите работы двух молодых режиссеров. Для Ильи Архипова это вообще дебют - первая работа в опере. Он очень талантливый молодой человек, поэтому можно ожидать интересное неординарное решение постановки оперы Даргомыжского «Русалка». Дмитрий Отяковский, наоборот, специализируется на опере и, несмотря на свой молодой возраст, он достаточно опытный оперный режиссер. Не хочется говорить об их постановочных решениях, раскрывать секреты. Мне кажется, что будет
несколько некорректно по отношению к ним. Пусть это останется сюрпризом для зрителей.

- На кого из певцов Вы бы посоветовали обратить особое внимание?
Ф.М. – В этом году, как, впрочем, и всегда, у нас очень интересный разнообразный состав солистов. На этом фестивале хотел бы обратить особое внимание на певца, исполняющего сложнейшую партию Бориса Годунова. Это солист Мариинского театра Виталий Янковский. Это певец с огромным опытом, и с легкой руки Виктора Высоцкого, который посоветовал взять его на главную роль в «Борисе Годунове», я пригласил его для заглавной партии. Очень рекомендую обратить внимание на его интерпретацию этой, еще раз повторю, сложнейшей роли. Мне кажется это очень интересно. Он очень талантлив, и опыт, приобретенный в Мариинском театре, помог ему в работе над Борисом Годуновым. У нас много хороших работ. Ольга Черемных в этом году исполняет партию Памины в «Волшебной флейте», а Лариса Юдина в этой же постановке - Царицу ночи. Хотя они обе сопрано, но это совершенно разные по тембру голоса. Эти две молодые красивые певицы исполняют партии матери и дочери. Уверен, что зрителям будет интересно их сравнивать и увидеть, насколько непохожими могут быть сопрано.

- Что Вы скажете по поводу оформления спектаклей? О костюмах?
Ф.М. – За костюмы отвечает художник фестиваля Юлия Гольцова. Она всегда предлагает очень интересные решения. Например, действие оперы «Капулети и Монтекки» будет перенесено в наше время, что естественно, отразится в костюмах. В целом, за прошедшие девять лет мы приобрели огромный опыт, поэтому, хотя по понятным причинам сроки подготовки проекта были скомканы, и костюмы шьются до сих пор, мы решили все проблемы.

- Каждый год все больше и больше людей посещают фестиваль. В прошлом году его посетило 38 тысяч человек. Но этот год будет исключением. Как будет организовано посещение спектаклей в этом году?
Ф.М. - В данных непривычных условиях мы вынуждены были изменить правила и ограничить число зрителей, чтобы соблюсти условия безопасности. Все детали, вплоть до мелочей, были согласованы с Роспотребнадзором. В этом году мы приглашаем на спектакли фестиваля врачей, а остальных зрителей просим смотреть нас в режиме онлайн. Прямые трансляции будут идти на канале «Санкт-Петербург», на портале «Культура.РФ», на общероссийском канале «Всё ТВ», доступном в видеосервисе Wink компании «Ростелеком», а также на вебсайте нашего театра.

- Кроме Вашего оркестра кто еще примет участие в фестивале? Как быстро удалось восстановить форму, сыгранность оркестра?
Ф.М. - Отличие фестиваля этого года, во-первых, в том, что оркестр нашего театра участвует в трех постановках (больше, чем обычно), в одной – государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением приглашенного дирижера Владимира Ланде. Владимир Ланде – главный дирижер Красноярского симфонического оркестра. Участвует хор нашего театра и хор под управлением Юлии Хуторецкой.
Оркестр форму не терял, поэтому говорить о ее восстановлении не приходится, так что с этим не было никаких проблем. Мы много в этом году репетировали, если честно, даже больше, чем обычно. У нас появилось дополнительное время, поскольку мы не были заняты другими проектами, поэтому смогли уделить больше внимания этим постановкам. И хотя я регулярно интенсивно работаю с певцами во время спевок, в этом году мы уделили этому еще большее внимание, мы очень глубоко искали решение каждой партии, искали новые интерпретации. Очень надеюсь, что это все будет заметно. Хотя хвалить себя неловко, но я надеюсь, что зрители оценят нашу работу.

- Не хочется ли Вам включить наиболее удачные постановки в репертуар театра «Мюзик-Холл»? Ведь, наверное, обидно, вложить столько сил и сыграть спектакль только один раз?
Ф.М. – Конечно, обидно, но это было решено изначально. Это принцип нашего фестиваля. Мы каждый год делаем разные постановки, т.к. хотим знакомить зрителей с разными операми, разнообразить наш фестиваль. Мы не забываем, что помимо творческих у нашего фестиваля и социальная задача: мы хотим дать возможность людям, которые не имеют средств, чтобы часто ходить в оперу, увидеть как можно больше разных оперных постановок. Хотя оперу «Жизнь за царя», которая шла в первый год фестиваля, мы повторили и на следующий год. И хотим, но, конечно, с изменениями, показать ее на следующем юбилейном десятом фестивале. Пока это еще на уровне идеи. Там посмотрим…

- Когда нам ждать открытия «Мюзик-Холла»? Как будет работать? Изменила ли эпидемия Ваши планы?
Ф.М. - Эпидемия нарушила наши творческие планы на первую половину 2020го года. Мы надеемся открыть театральный сезон в начале сентября.
Было принято решение, что помимо концертов, которые должны были состоятся в сезоне 2020-2021, мы отыграем все концерты, которые не состоялись из-за эпидемии. Поэтому у нас будет очень напряженный сезон. Нас ожидает еще несколько премьер, среди которых оперетта «Летучая мышь» Штрауса. Но, конечно, все, что будет касаться порядка посещения, мы будем согласовывать с Роспотребнадзором.

- К открытию фестиваля приурочено подведение итогов объявленного Вами конкурса? Что это за конкурс? Это разовая акция, или теперь он будет проходить ежегодно?
Ф.М. - Есть два разных конкурса. Один связан с проектом «Поющие мосты», который мы запустили, чтобы напомнить насколько опера присутствует в жизни петербуржцев. Это онлайн конкурс, в котором представлены 10 самых популярных оперных арий, и участники выбирают любимую. А к началу фестиваля мы, чтобы привлечь молодежь, подготовили несколько флэшмобов, которые должны быть интересны молодым людям. Наши солисты в разных частях города будут исполнять арии из опер Верди для случайных слушателей. Это все произойдет в преддверии начала фестиваля 8 августа.

Ирина Сорина


Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика