Шоу Цирка Элуаз iD – драйв, свобода, любовь
24.10.2014 11579 5.0 0

Шоу Цирка Элуаз iD – драйв, свобода, любовь

До 26 октября у петербуржцев есть возможность посмотреть шоу Цирка Элуаз iD. Море драйва, волшебные эмоции от погружения в другой мир уличной культуры вы, несомненно, испытаете, посмотрев историю о неисправимых мечтателях большого города, чьи сердца преисполнены желания оторваться от повседневности, влюбиться, бежать, танцевать, делать все, что вздумается, наслаждаясь каждым прожитым мгновением. Слово «Éloize» вы не найдете ни в одном словаре: на диалекте, распространенном на отдаленных Магдаленских островах в канадском заливе Святого Лаврентия, оно означает «зарница». Это понятие вдохновляет основателей труппы, так как символизирует сильное эмоциональное возбуждение и энергию, которые подпитывают дух всей команды.

Цирк Элуаз был создан Жанно Пеншо, который еще в июне 1984 года увидел первый спектакль Цирка дю Солей, а парой месяцев позже открыл для себя Национальную цирковую школу. Уже став цирковым артистом, он выступал в Fascination, одном из первых шоу Цирка дю Солей, в Японии, а вернувшись с гастролей и получив приз фестиваля «Цирк Завтрашнего Дня», основал собственную компанию. До 2010 года эти две творческие команды развивались по своему собственному сценарию. Цирк дю Солей за эти годы превратился в признанного мирового лидера индустрии живых развлечений, выстроив колоссальную глобальную структуру кастинга, партнеров и промоутеров. Цирк Элуаз же постоянно экспериментировал с новыми номерами и постановками, давая артистам больше свободы в реализации и развитии собственного творческого потенциала. Вместе с тем, обе компании всегда разделяли стремление к совершенству выразительного действия на сцене; были едины в бескомпромиссной приверженности к высочайшему исполнительскому мастерству; ценили в своих артистах мультидисциплинарность, способность и желание выходить за рамки одного жанра. Обе компании роднит и то, что каждое представление рассказывает некую историю – более аллегорическую в Цирке дю Солей и более повседневную – в Цирке Элуаз. И если Цирк дю Солей в каждом шоу выстраивает удивительные, ни на что не похожие миры, в которые приглашает на пару часов своих зрителей, то Цирк Элуаз, наоборот, фокусирует свои постановки на «гуманистическом» начале, стремлении показать, как обычные люди, те ребята, которые по вечерам валяют дурака в скейт-парке или на спортивной площадке, делают фантастические, невероятные вещи.

В 2010 году было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между Цирком Элуаз и Цирком дю Солей. Тем самым Цирк дю Солей подтвердил уникальность творческой концепции Цирк Элуаз, а последний – получил доступ к компетенциям в области организации гастрольной деятельности в мире, в частности, в России. Именно с России начинается новая страница в мировой гастрольной деятельности Цирка Элуаз. Шоу iD, созданное для театральных сцен и шапито, получило новую жизнь в существующих аренах. В шоу появились новые артисты, более сложные световые, звуковые и сценографические решения, и теперь его смогут посмотреть гораздо больше зрителей.

Тур шоу iD, который начался в Москве 10 октября, и продолжается сейчас в Петербурге, станет самым протяженным за всю историю гастролей Цирка дю Солей в России. Также он станет самым длинным для группы шоу iD – артисты (а их в шоу 19 человек), - никогда еще не уезжали из дома на пять месяцев. В гастрольном графике – Москва, Петербург, снова Москва, Челябинск, Магнитогорск, Казань, Екатеринбург, Тольятти, Нижний Новгород… В общей сложности 12 городов.

Это шоу по своему духу и по своей стилистике очень отличается от того, что видели зрители Цирка дю Солей ранее в России. Если постановки Цирка дю Солей философские тонкие многослойные они уводят зрителей в какие-то необычные удивительные миры, то шоу iD пропитано драйвом, невероятной энергетикой. В нем представлена уличная культура, уличные танцы, велотреал, паркур. В этом шоу можно увидеть номера, в которых сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи. Например, номер, где артистка исполняет воздушный номер – она на полотнах в воздухе, он - внизу на роликовых коньках. Но при этом они вместе. Или другой номер – классический этюд – девушка языком пластического этюда демонстрирует необыкновенную гибкость, а рядом с ней молодой человек танцует брейк, пытаясь повторить ее движения, но иначе – языком уличного танца.

Президент и артистический директор Цирка Элуаз, режиссер шоу iD Жанно Пеншо: «Мы дарим чувство свободы!»

Все началось с обычного путешествия с рюкзаком в 1984 году. Именно тогда уроженец Магдаленских островов Жанно Пеншо поехал в Квебек, чтобы посмотреть регату парусников и яхт «The Tall Ships». По дороге он остановился в городе Гаспе, где выступал Цирк дю Солей со своим первым шоу. Дело было в июне. В сентябре в Монреале он открывает для себя Национальную Цирковую Школу и совершенно новый и удивительный, странный и невероятный мир. Это была любовь с первого взгляда. Параллельно с учебой и работой над дипломом Жанно увлекся уличными представлениями – жонглированием, катанием на одноколесном и акробатическом велосипеде. Что может быть лучше для тренировки в «боевых» условиях, когда ты должен обратить на себя внимание прохожих и заставить их бросить несколько монеток в лежащую рядом шляпу? Жанно был бродячим артистом на протяжении 12 лет – даже спустя некоторое время после основания Цирка Элуаз. 1992 год стал поворотным в карьере Жанно. Сначала он отправляется в Японию в составе труппы шоу Fascination от Цирка дю Солей, потом получает бронзовую медаль за номер на велосипеде на престижном международном фестивале «Цирк завтрашнего дня» в Париже. Несколько месяцев спустя после возвращения в Канаду он основывает собственную цирковую компанию. Сначала он не только занимал должность артистического директора, но и выступал как акробат, жонглер и комедийный актер. В 1998 году он заканчивает артистическую карьеру, чтобы отдать все силы развитию Цирка Элуаз и режиссуре.

- Что вас вдохновило на создание шоу?

- Основным вдохновением для шоу послужила культура уличного танцевального искусства. Уличные танцоры подходят к своему творчеству с необыкновенной страстью и откровенностью. Мне показалось, что соединение циркового и уличного искусства может стать удачным опытом. Вообще, каждый раз, когда я создаю новое шоу, я стремлюсь привнести в цирковое искусство нечто новое и иное, что может обогатить палитру цирка. Могу сказать еще об одном поводе для создания этого шоу. В 2009 году я оказался в Сеуле, - мне предложили разработать шоу для смежной выставки, которая с 2009 года находилась в Корее. Надо сказать, что в то время очень остро ощущалась колоссальная разница между поколением тинэйджеров и их родителей. Из окна моего номера в гостинице открывался прекрасный вид на небоскребы. И я представлял, как эти молодые люди, вырвавшись из оков, начинают прыгать и танцевать по стенам города. Вот эта идея, этот образ послужил вдохновением для финального номера в шоу – «Паркур на стене». Когда я создавал шоу iD, я представлял, что его действие происходит в самом сердце мегаполиса, полном ярких образов, метафор и символов, заставляющих нас порою терять ориентиры, сбиваться с пути. А вдохновение я черпал в комиксах, фантастических фильмах и сочном мире граффити.

- Какие основные требования вы предъявляли к претендентам на участие в шоу?

- Помимо владения той или иной цирковой дисциплиной, я искал ребят с определенным уровнем энергии, энергии природной и глубинной. Это должны были быть артисты, умеющие зажечь зал и передать свой драйв зрителям. К тому же, поскольку практически все время артисты находятся на сцене, они должны быть командными игроками.

- Много было желающих?

- Обычно когда мы начинаем набирать артистов на новое шоу, присылаются около 300 профайлов. Из них 50-70 людей мы приглашаем на кастинг. В итоге остается 10-15.

- Как родилось название iD?

- В какой-то момент меня осенила мысль о том, что iD говорят, когда просят показать документы – «покажи, кто ты». Потом я стал изучать другие значения этой аббревиатуры. И нашел интересное значение – внутреннее я, с которым человек находится в непрерывном конфликте. Оно может быть каким угодным – темным, бунтарским и т.д. И вот эта двойственная коннотация этого буквенного сочетания, мне очень понравилась.

- Вы увлекаетесь психологией?

- Не особо. Но, наверное, работа артистом способствует рефлексии, непрерывному анализу себя, своих действий.

- С годами многие люди становятся зажатыми, внутренне не свободными. Как вы считаете, может ли просмотр шоу iD сделать человека хоть немного свободней и вообще нужно ли это уже сформировавшемуся взрослому человеку?

- Я отвечу сначала на последний вопрос – это нужно, и даже необходимо! Мне кажется, чем старше мы становимся, тем больше используем в своей жизни алгоритм, - идем по проторенной дорожке. А чувство свободы, некая раскрепощенность позволяет взглянуть на все, что происходит в нашей жизни, под другим углом зрения, меняется отношение ко многим вещам и событиям. И каждый вечер мы пытаемся подарить это чувство свободы тем, кто пришел к нам на шоу. Если удается изменить хоть одного зрителя, наша задача выполнена! А еще, как мне кажется, это шоу может убрать разрыв между поколениями. Необходимо быть открытым миру, новому, любой культуре! Тогда пробел между поколениями будет постепенно чем-то наполняться.

- То есть вы верите в волшебную силу искусства?

- Это риторический вопрос! Конечно же, да! Мне не хочется делать программные шоу с прямым посылом. Влияние от наших постановок может быть тонким и на первый взгляд не заметным, но мне хочется верить, наше искусство затрагивает людей эмоционально и оказывает большое влияние на зрителей. И более того, если бы я в это не верил, наверное, я бы этим не занимался. -

А какие номера вы исполняли, когда работали артистом цирка?

- Я был акробатом и жонглером.

- Почему прекратили актерскую деятельность?

- Я основал Цирк Элуаз в 1993 году, а выступать прекратил в 1998. И эти пять лет я был и артистом, и режиссером, и артистическим директором, и даже водителем грузовика. А потом понял, что надо сконцентрироваться на чем-то одном и что я отвечаю за артистов, которые работают у меня. И это для меня стало важнее, чем реализация на сцене. К тому же работа артистом требует полной концентрации на репетициях, занятиях. Когда я был артистом, испытывал колоссальное счастье, но потом понял, что организационная работа, придумывание новых идей, работа с создателями шоу, попытка изобрести что-то новое – это тоже некая форма артистической деятельности, которая дарит мне массу удовольствия…

- Что первично для вас в работе режиссера?

- В основе любого номера лежит риск. Если публика следит за происходящим на сцене, затаив дыхание, значит, все получилось. Вместе с тем, в цирковом искусстве много поэзии, юмора, энергии и чувств. Я люблю экспериментировать с разными формами искусства – танец, классическая музыка, театр. Мне интересно привлекать людей со стороны, которые раньше никогда не работали в цирке. Это могут быть поэты, кинорежиссеры, художники. И их участие в проектах дает очень хорошие результаты. Вообще я открыт ко всему новому. Например, когда поступило предложение стать режиссером выставки в музее, я согласился, хотя ничего про музейную жизнь и ее законы, не знал. Но мне было любопытно познакомиться с новым инструментарием, который впоследствии мог помочь в новых постановках. Это был занимательный опыт – из статичного искусства делать живое. В шоу мне важно совмещать сильный уровень акробатики и эмоциональный аспект – постановки должны брать зрителя за душу. Как только эти составляющие есть, выразительные средства могут быть любые. Мне не важно, чтобы зритель оценивал меня как режиссера. Главное – удивлять тем, что делает моя компания. В ноябре мы объявим о новом проекте, и это будет нечто новое, не похожее на то, что мы делали до этого.

Исполнитель номеров «Акробатическая пара» и «Паркур на стене» Жереми Сен Жан Неудивительно, что Жереми оказался в цирковом сообществе, когда ему было 11 лет, ведь его атлетизм и творческое начало проявились совсем в юном возрасте. После школы он с удовольствием посещал танцевальную и театральную студии, а также пробовал себя в гимнастике. В старшей школе он специализируется в хип-хопе и брейк-дансе, а также продолжает заниматься театром. Потом он открыл для себя Квебекскую цирковую школу, обнаружил, что там можно заниматься после школы, безумно увлекся и уже скоро выбился в лидеры. Актерская карьера привлекала Жереми настолько сильно, что он принимал участие в съемках в массовке в фильмах «Трясина» и «Новая Франция», а также в сериалах «Гармониум» и «Семейка Бугонов». После окончания школы Жереми решил продолжить учебу и прошел отбор на дипломную программу в Квебекскую цирковую школу. В 2012 году он принимал участие в уличном шоу Cirque du Soleil по названием «Les chemins invisibles», а до этого – в Forum universel des arts et de la culture, который проходил в Чили. Цирковое искусство привело Жереми на фестиваль Circa во французском Оше. Сегодня он выступает на сцене в шоу iD, что позволяет ему раскрывать себя и преподносить свое искусство публике.

- Жереми, какие номера вы исполняете в шоу iD?

- Я являюсь одним из исполнителей номера «Акробатическая пара», частично принимаю участие в «жонгляже», а в финальном номере делаю паркур на стене вместе с другими участниками шоу.

- Что из этого самое сложное для вас?

-Для меня самым сложным является участие в номере «Паркур на стене» - с одной стороны я должен дать почувствовать зрителям всю силу и энергетику, которая есть во мне, с другой – необходимо быть предельно концентрированным, я должен действовать очень четко, потому что в этом номере одновременно принимает участие большое количество артистов и нужно никого не задеть и приземлиться в нужном месте и в нужное время.

- А вне цирка вы увлекаетесь паркуром? Вы экстремал или экстрима достаточно в цирке?

- Паруром не увлекаюсь... Как, наверное, любой цирковой исполнитель я люблю подурачиться, но экстремалом себя назвать не могу.

- Почему вы ходите с палочкой? Что случилось?

- Когда исполнял сальто вперед, неудачно приземлился на пятку. Поэтому вне сцены стараюсь не нагружать ногу и хожу с палочкой. Но в шоу работаю на сто процентов. На сцене я не чувствую боли, потому что получаю колоссальное удовольствие от выступления перед большим количеством людей. А так… немножко побаливает, но это все не так страшно (смеется).

- Что для вас значит это шоу? О чем оно?

- Название шоу говорит само за себя. iD – это сокращение от английского слова identity – что в переводе обозначает «индивидуальность», «личность». Наше шоу о поиске себя, о самовыражении молодых людей. В этом шоу есть условно две воинствующие группировки, которые борются между собой. Артисты языком акробатики, уличных танцев и других цирковых средств показывают, на что они способны. Каждая из группировок пытается быть сильнее, круче другой и каждый персонаж ищет свое «я», пытается раскрыться.

- Если говорить о вашей самореализации, как вы стали цирковым артистом?

- Даже сам толком не знаю. Я не из цирковой семьи, но цирковым искусством начал заниматься еще в детстве. Я занимался гимнастикой, жонглированием. Потом поступил в Цирковую школу в Квебеке, и передо мной не стоял выбор, кем стать в будущем. После окончания Цирковой школы, мне предложили принять участие в шоу iD. Я посмотрел и сразу влюбился в него – необыкновенный драйв, интересные номера, яркий видеоряд. И если бы меня спросили: «Хочешь ли ты делать это вечно?», я бы ответил: «Да!» Ведь так классно оставаться все время молодым – не только физически, но и в душе, в сердце.

- А чем вы увлекаетесь вне цирка?

- Когда я оказываюсь дома в Канаде, и у меня есть свободное время, обожаю проводить его с людьми, с которыми тренировался и обучался в цирковой школе. Еще люблю играть в компьютерные игры и ходить в кино.

Исполнительница номеров «Пластический этюд» и «Воздушные полотна» Эми Вотей

Уроженка швейцарской Лозанны, Эми всегда была поклонницей циркового искусства. Она увлекалась им на любительском уровне, пока в 1997 году, в возрасте 5 лет, не начала серьезно заниматься гимнастикой. Достаточно быстро ее талант был замечен на международном уровне, она соревновалась в России и Германии, принимала участие в чемпионате в Швейцарии. В возрасте 7 лет, продолжая заниматься гимнастикой, Эми вернулась к цирковым занятиям, выбрав для себя в качестве основной дисциплины пластический этюд. В 2006 году она приняла участие в фестивале «Первый выход»/Premier Rampe в Монако. Когда пришло время выбирать профессию, Эми решила сосредоточиться на исполнительском мастерстве и в 2008 году начала заниматься в швейцарской школе Atelier Rudra Béjart. С 2008 по 2010 г.г. она занималась танцем, параллельно продолжая тренироваться – зачастую самостоятельно – в таких дисциплинах, как воздушные полотна. В 2010 году она прошла просмотр в Цирк Элуаз в Берлине, где ее заметил Кшиштоф Сорочинский. Эми пригласили в Монреаль на повторный просмотр, проводимый Жанно Пеншо, которого юная артистка просто очаровала. Тогда Цирк Элуаз предложил Эми её первый профессиональный контракт в рамках создаваемого шоу iD.

- Эми, что было самое интересное для вас в работе над шоу?

- У меня два основных номера – «пластический этюд» и «воздушные полотна». Мой партнер, с которым я исполняю номер на «полотнах» - из уличной среды, он самоучка и привык к тому, что выезжает на улицу на роликах и импровизирует. А я – из мира балета и гимнастики, где царят совсем другие правила, где все очень строго и регламентировано. Этот структурированный подход к тому, чем я всегда занималась, противоречил стилю жизни и работы моего партнера. Поначалу мне было очень сложно. Но благодаря этому опыту я научилась импровизации, и мне это стало нравиться.

- У вас потрясающая гибкость! Этот дар вам дан от природы или вы развили его в детстве?

- От природы. Когда мне было пять лет, мама отдала меня в балетную школу, и преподавательница была очень удивлена моей гибкости, и посоветовала маме отдать меня в художественную гимнастику. Я занималась много лет этим видом спорта, и это были очень напряженные, порой, изнурительные тренировки по много часов в день. В какой-то момент мне это надоело, и я решила поступить в балетную школу.

- А как вы оказались в цирке?

- Я всегда немного увлекалась цирком, но мне и в голову не приходило, что это может стать делом моей жизни. Дело в том, что в Швейцарии очень сильны семейные цирковые династии, и если ты не из цирковой семьи, в цирк попасть практически невозможно. К счастью, судьба свела меня с известным дрессировщиком слонов, представителем династии Кни – Франко Кни, который рассказал мне про Национальную Цирковую школу в Монреале. Но на тот период я была слишком мала, чтобы там учиться, зато я поехала в летний лагерь, где увидела цирковые постановки, в том числе Цирка Элуаз, и влюбилась в это искусство. А вскоре мне представилась возможность принять участие в кастинге Цирка дю Солей, и одна из девочек мне рассказала, что одновременно проводится кастинг в Цирке Элуаз. Элуаз мне был интересней – для артиста у него более широкая палитра – я понимала, что могу не только выступать с конкретным номером, но и танцевать, быть актрисой. В Берлине я прошла первый тур кастинга, а через несколько недель мне позвонили и пригласили на встречу с Жаном Пеншо в Монреаль. Так я оказалась в шоу iD.

- Что лично для вас значит это шоу? О чем оно?

- Наше шоу про уличную культуру, про людей, которые делают искусство на улицах, танцуют, балуются на велотреале. Когда мы были в Южной Африке, мы встретили уличных артистов, которые делают «каучук» и зарабатывают не больше 10 долларов в день. С одной стороны, это шоу про них. С другой – оно про поиск собственного «я», своего жизненного пути.

- Можете дать какой-нибудь совет – как найти себя в этом мире?

- Как бы банально это ни звучало – слушать себя, верить в свою мечту и делать то, что ты считаешь правильным. На самом деле, когда мне было лет семь, я сказала родителям: «Закончу школу, и больше учиться не буду – хочу заниматься цирком!» Мне повезло – мои родители всегда меня поддерживали. Кстати, когда моя мама первый раз увидела шоу с моим участием, она заплакала от восторга…

- А сейчас у вас есть мечта?

- Я хочу сделать шоу как режиссер, а еще мечтаю открыть свою цирковую школу, в которой бы учила детей тому, что умею сама.

Беседовала Татьяна Болотовская


Теги:Интервью, Шоу Цирка Элуаз iD

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика