Фестиваль «Пять вечеров»
28.01.2015 1461 0.0 0

XI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ им. А.М. ВОЛОДИНА «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ»

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга

С 6 по 10 февраля, как всегда, в Петербурге пройдет фестиваль «Пять вечеров» им. А.М. Володина.

Принято формулировать концепцию нашего фестиваля. Нынешний, как никакой другой, прокладывает мостики в день сегодняшний, от Володина – в нынешнее время.

Программа начнется, конечно, 6 февраля и начнется, несомненно, с самого Володина – спектаклем «Пять вечеров» Северского театра для детей и молодежи.

В закрытом атомном городе Северске, куда простому смертному просто так не попасть, есть поистине уникальная труппа, на которую, получая специальные пропуска, ездят смотреть из всей Томской области, не обделенной театрами. Теперь и у петербургского зрителя есть шанс увидеть своими глазами актеров, о которых с придыханием шепчутся первачи больших сибирских театров. «Пять вечеров» – спектакль режиссерски традиционный (поставил его Сергей Андреев), но исполненный по-человечески талантливо.

Фестиваль торжественно откроется после первого спектакля, и творческим подарком зрителям станет музыкальный театр детей «Радуга». Когда-то именно на Володинском началась новая жизнь этого замечательного театра. Теперь короткая версия спектакля «15 старых чемоданов и одна страна» станет бонусом для зрителей, пришедших в первый вечер…

Володинская лирическая тема продолжится «Графоманом» Театра им. Комиссаржевской. Этот спектакль Александра Баргмана не открывает нам новых театральных земель. Напротив, он дает чувство возвращения. Возвращение не касается и милых сердцу эстрадных напевов 70-х, оно касается возвращения к Володину – как домой, в забытую жизнь с улицами без машин, с разговорами на кухне, с дурацкими любовями, ошибками и стыдами, которых нужно ошибочно стыдиться, запивая их из чекушки на зеленой скамейке. В центре спектакля – инженер Мокин, Сергей Бызгу. И, хотите верьте, хотите нет, но сидящий на скамейке Бызгу вдруг становится даже похож на Володина... Он здесь – подлинный проводник внутреннего горячечного володинского ритма, ритма его стихов, которые во многом составляют текст роли.

Не секрет, что Александр Моисеевич Володин и в пьесах своих и стихах сочинял женщину – такую необыкновенную женщину, которую потом назвали «володинской». Два спектакля программы, как правило, носящей подзаголовок «володинское» и традиционной для нашего фестиваля, – тоже о женщинах не совсем обычных. Документальный спектакль из Альметьевска «Невыдуманные истории» в постановке Нафисы Исмагиловой рассказывает о своих героинях их собственными словами. Эти татарские женщины, может быть, как никакие другие безжалостны к себе, эти женщины – заложницы времени, уклада, заложницы общественного мнения. Это героини совсем не мифические, не сказочные, но создатели спектакля выводят их на сцену с любовью и вниманием к человеку, с «иронией и жалостью», как это делал Володин.

А спектакль «Время женщин» привезет прославленная Омская драма. Роман Елены Чижовой в режиссуре Алексея Крикливого рассказывает нам тоже о женщинах, о трех почти сказочных старухах, какими остались они в памяти героини, детство которой пришлось на послевоенные годы. Если бы у володинской Тамары была дочь, героиня «Времени женщин» была бы ей ровесницей. Сегодня она – наша современница, воспитанница трех бабушек, соединяет разные, но одинаково неказистые женские судьбы.

В этом году в программе Володинского оказалось целых два вербатима, и если альметьевский спектакль рифмуется с володинским женским мифом, то воронежский «День города» в постановке Михаила Бычкова (знаменитый Камерный театр) сочинен с абсолютно «володинской» большой любовью к небольшим людям... Это тот редкий документальный спектакль (номинант нынешней «Золотой маски»), в котором художник, автор не глядит на своих героев с высоты птичьего полета и не разглядывает их в лупу, а смотрит на них – как на своих земляков, как на равных, внимательно выслушивает их и, кажется, вместе со своими героями задается больным вопросом, который рефреном звучит в монологе одной из героинь: «Ну как? Ну как?» Как жить в этом городе, в этой стране?

Конечно, все дневное время фестиваля пройдет в читках-эскизах-дискуссиях по поводу современных пьес. Экспертный совет программы «Первая читка» (Татьяна Джурова, Ольга Каммари, Мария Сизова, Елена Строгалева, Яна Постовалова, Софья Козич) осознал и обсудил примерно две сотни присланных пьес. В шорт-лист вошли пьесы Олега Михайлова, Таи Сапуриной, Юлии Ионушайте, Юлии Поспеловой, Романа Волкова, Светланы Баженовой. «Первая читка» пройдет в этом году на базе Театра Комедии. Фактически впервые в Питере осуществится давно принятая в России модель: большой театр, его труппа – и приезжая команда режиссеров, «принудительно» делающая с актерами театра за три дня эскизы новых пьес. Общедоступные показы… Согласитесь, в этом раскладе есть интрига? На сей раз в Комедию войдут режиссеры-магистранты ЦИМа под руководством Виктора Рыжакова.

К основной программе читок прибавилась в этом году и зарубежная программа-off: новая пьеса Натальи Ворожбит в режиссерском прочтении Виктора Рыжакова и новая пьеса Павла Пряжко в прочтении Дмитрия Волкострелова.

А на закрытии (в Белом зале театра Комедии) будет петь Светлана Бень.

 Арт-директор Фестиваля Марина Дмитревская


Теги:театр, фестиваль, им.А.М.Володина

Читайте также:
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика