"Мнимый больной" - Театр имени Вахтангова
24.06.2017 194 0.0 0

КОМЕДИЯ МОЛЬЕРА «МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ» ОТ ТЕАТРА ИМЕНИ ВАХТАНГОВА.

4 и 5 июля на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» состоятся гастроли московского Театра имени Евгения Вахтангова со спектаклем по комедии Мольера «Мнимый больной». Спектакль петербургские зрители увидят впервые.

Первое представление этой увлекательной комедии состоялось в 1673 году в Théâtre du Palais-Royal в Париже. Но Король-Солнце - Людовик XIV - так и не увидел, какое отличное развлечение приготовил ему Мольер: автор комедии, сам исполнявший главную роль, умер после четвертого представления. Король долго собирался! Изможденный чахоткой, умирающий великий весельчак издевался над своими хворями, над своими страхами. Пьесе была уготована счастливая сценическая судьба. «Мнимый больной» - комедия балет, где фарсово-бытовые сюжеты щедро приправлены интермедиями, рассчитанными на актерскую импровизацию, объединяющую традиции французского фарса с итальянской комедией масок. Пространство для игры воображения, яркая комедийность, позволили «Мнимому больному», шагнув через века, покорить современных зрителей.
Режиссер спектакля, известный деятель европейского театра Сильвиу Пуркарете (петербургскому зрителю он известен по постановке комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» в Театре-фестивале «Балтийский дом») пытается уловить эту дерзкую одержимость, этот блаженный кураж, когда всё - через край, всё - на грани. «Никакой правды, лишенной комизма, и никакого комизма, лишенного правды», – вот формула Мольера, которую Пуркарете воплотил в спектакле «Мнимый больной». История несокрушимо упрямого, неистово-капризного господина Аргана, сделавшего отношение к своим недугам (мнимым) критерием оценки людей (кто не признает его болезни - враг, кто откликается на каждый вздох и стон - друг), несется, как вихрь. Иллюзия, вскормленная льстивой угодливостью, подменяет жизнь, и горе тому, кто пытается вернуть Аргана к реальности мира.
Начинает спектакль блистательный артист Сергей Маковецкий, он появляется на сцене в балетном костюме короля Людовика XIV, чтобы перевоплотиться на глазах у зрителей сначала в мнимого больного Аргана, потом в Мольера, а еще поучаствовать в интермедии в роли Полишинеля... Вот что рассказывает артист о работе над спектаклем и ролью:
«Наш спектакль не столько об Аргане, сколько о его творце – Мольере, поэтому действие происходит не в доме Аргана, а в стенах заброшенного театра. Режиссер предложил нам очень тонкий европейский театр. Тонкий, легкий и умный. Мы играем Мольера, но не играем комедию в том смысле, какой в нее сегодня обычно вкладывают. Сильвиу просил: «Это очень смешно, поэтому не надо этого делать». И я прекрасно понимал, что он имеет в виду. Есть пьесы, для которых достаточно улыбки, а сценический гэг и зрительский хохот в полный голос будут лишними. Режиссер говорил: «Представьте, что это никому не известная пьеса Достоевского. Само это имя заставит вас совсем по-другому произносить текст». И вот театральный парадокс: когда мы всерьез, не комикуя, начинаем разыгрывать всю эту историю, хохот в зале стоит удивительный. Содержательный! Это ведь репетиция спектакля. Сергей Маковецкий исполняет роль некоего хозяина театра. Он приходит в гриме «короля-солнце», он устал. Но у него на столике лежит очередная пьеса. И он постепенно начинает ее разыгрывать. А рядом труппа, которая прекрасно знает свои партитуры. Но это последняя пьеса господина Мольера, он успел сыграть ее всего четыре раза. И как бы мой герой не шутил во втором акте: «Я бы этого Мольера, если бы он заболел, оставил без всякой помощи», - он как будто в воду глядел. Так и случилось. К нему не пришел ни один доктор, все обиделись. Сильвиу предложил нам легкий, акварельный жанр. Все должно быть легко и ненатужно. Когда он уезжал, он настаивал: «Не пытайтесь этот спектакль улучшать, вы его только испортите».

 


Читайте также:
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика