Спектакль Павла Хомского «Римская комедия»
27.03.2017 255 0.0 0

«РИМСКАЯ КОМЕДИЯ» через 50 лет на сцене БДТ.

2 апреля в рамках гастролей Театра имени Моссовета на основной сцене БДТ им.Г.А.Товстоногова можно будет увидеть спектакль Павла Хомского «Римская комедия» по пьесе классика отечественной драматургии Леонида Зорина. Судьба распорядилась так, что спектакль станет данью памяти ушедшему совсем недавно народному артисту России Георгию Тараторкину, игравшему в нем роль мятежного поэта Диона.

Написанная 50 лет назад пьеса Леонида Зорина остается актуальной и по сей день. Затронутая автором тема — художник и власть, власть и интеллигенция — принадлежит к разряду «вечных», как и сам город Рим, в котором разворачиваются внешне комические, а по своей сути печальные события пьесы, в центре которой неразрешимый конфликт между императором Домицианом и поэтом-сатириком Дионом. Обе стороны глухи к доводам друг друга. Спорят, доказывают, находят всё новые аргументы, переходят на крик, но не слышат. «Вечный диссидент Дион всегда будет говорить и писать то, что думает. А император — всегда будет слышать и слушать только то, что хочет услышать, даже понимая правоту оппонента. И его окружение всегда будут составлять подобострастные конформисты и откровенные лизоблюды», - так говорит о коллизии своей пьесы автор. Театр имени Моссовета поставил «Римскую комедию» к 90-летию драматурга Леонида Зорина, который отметил этот красивый юбилей 3 ноября 2014 года. К сожалению, уже нет с нами и многолетнего художественного руководителя Театра имени Моссовета, режиссёра спектакля Павла Хомского. О работе над этой пьесой он говорил так: «Комедия – это понятие широкое. «Горе от ума» Грибоедова ведь тоже комедия, хотя это глубокое и серьезное произведение, драматическое. Это в широком смысле. Это как «Божественная комедия» Данте, как комедия – то, что написал Бальзак в серии своих романов. Комедия – это взгляд».

Именно этот острый авторский взгляд стал причиной непростой и драматичной судьбы постановок пьесы в советское время. Сразу же после написания, в середине 60-х годов, к «Римской комедии» обратился ленинградский БДТ, где в спектакле Георгия Товстоногова антагонистов Диона и Домициана играли выдающиеся артисты Сергей Юрский и Евгений Лебедев. Спектакль после генерального прогона был закрыт властями, и символичным станет возвращение пьесы на сцену БДТ ровно через 50 лет после того печального события.
Судьба постановки Рубена Симонова в московском Театре имени Вахтангова оказалась более счастливой (спектакль продержался в репертуаре четыре сезона), в ней сыграли одни из лучших своих ролей Михаил Ульянов (Дион) и Николай Плотников (Домициан).
«У Диона обострённое чувство правды. Не какое-то сверхъестественное, а нормальное, человеческое. У большинства – утраченное. Вот и всё. А он сохранил его. И чувство правды диктует поступать так, а не иначе», – так говорил о своем герое Георгий Тараторкин. Мы увидим в этой роли заслуженного артиста России Сергея Виноградова.
Образно и азартно рассуждает о своей роли народный артист России Виктор Сухоруков: «Мой персонаж – олицетворение власти, жестокости, лицемерия. Это человек, который окружает себя подобострастными людьми. Все, как в реальной жизни. Но я ни на кого намекать не собирался – ни на Цезаря, ни на Наполеона, ни на Сталина и прочих... Почему я должен намекать на каких-то советских деятелей, разводить какую-то метафору, если я в тунике и сандалиях бегаю по сцене? А вот фантазии, ассоциации – это остается для публики. Конечно, я, как исполнитель роли Домициана, защищаю его принципы, его решения, оправдываю его шаги. Я должен показать власть не плохой, а объяснимой. Мой герой говорит: «Я это делаю не потому, что я дурак или деспот, а потому, что существует некая государственная необходимость». Мой император многолик. Как хамелеон, оборотень. Власть – она ведь разнообразна: и кнут, и пряник, и
тюрьма, Чёрное море, круизы, деньги, нищета. Это всё власть. У власти очень много заложено внутри. Они как радуга на небе. Это некая субстанция»
В пьесе Леонида Зорина сочно и остроумно выписана «придворная» атмосфера, где каждый персонаж одновременно типичен и индивидуален, что дает великолепное поле для ярких актерских воплощений. Всегда хватает правителей, призывающих народ потерпеть, подождать «временно, до стабилизации положения». Еще больше обнаруживается вечно недовольных, но вполне благополучных оппозиционеров, озлобленных диссидентов, циничных лицемеров и бодрых конформистов. И каждая из сторон претендует на обладание правдой. Хотя никто не знает, как сделать жизнь, в которой можно жить по правде. Непримиримый Дион, отправляясь в изгнание, проходит через зал. Древняя история прочитывается как современная и правдивая.

В спектакле также заняты: народные артисты России Ольга Остроумова, Александр Голобородько, заслуженные артисты Екатерина Гусева, Маргарита Шубина, Александр Бобровский и другие. Пышную и величественную атмосферу Древнего Рима создает живописное оформление народного художника России Бориса Бланка, а одела исполнителей в роскошные тоги заслуженный художник России Виктория Севрюкова.
Вера Николаева

 


Читайте также:
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика