В музее истории религии открывается выставка «От Рождества до Крещения»
13.12.2021 787 0.0 0

Коляда. Н.К.Пимоненко.  1880-1890-е гг.

14 декабря в 16:00 в Государственном музее истории религии открывается выставка, посвященная одному из самых значимых христианских праздников – Рождеству, а также двенадцати праздничным дням, которые отделяют его от Крещения. В русской традиции этот период принято называть святками. Выставка представит около 110 экспонатов, как из собрания Музея, так и любезно предоставленных для выставки организацией «INTERNATIONAL SERVICE ART» (Италия). Это картины, иконы и графические листы на рождественские и святочные сюжеты. Экспозицию дополняют работы современных художников и скульпторов – Е.А. Духовного, Хе Ки, а также многочисленные поздравительные открытки и вертепы, созданные современными итальянскими мастерами.

 Рождественский вертеп. Западная Украина. Конец XIX - начало XX вв.; Вол, осел, загородка: Россия, г. Санкт-Петербург. 1995 г. Гипс, краска, дерево; Пастух XIX в. Дерево, резьба, краска

Выставка разделена на три раздела. Первый из них посвящен Рождеству. 25 декабря (7 января) весь христианский мир отмечает рождение Иисуса Христа. Разница в датах празднования связана с тем, что ряд Церквей перешло на использование Григорианского календаря, в то время как некоторые Церкви (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская Православные церкви) не приняли эту реформу.
События, повествующие о Рождестве, изложены в евангельском повествовании, согласно которому, во время переписи населения Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем, где у Марии родился Младенец Иисус, которому пришли поклониться сначала пастухи, а затем мудрецы-волхвы. Об этом сюжете повествует живописные полотна мастерской знаменитого нидерландского художника Якоба Корнелиса ван Оостзанена «Поклонение волхвов», представителя золотого века голландской живописи Якоба Виллемса де Вета «Благовест пастухам». Особое внимание посетителей привлекут мраморный рельеф «Рождество», выполненный в Вифлееме в 1880-е гг. и палестинская икона «Рождество Христово» XIX в. Один из самых необычных экспонатов этого раздела – резная композиция «Рождество» из Мозамбика, плато Маконде.

Святочное гадание. К.Е.Маковский.

Традиция сооружения рождественского вертепа появилась в XIII веке и связана с именем святого Франциска. В местечке Греччо он устроил первый вертеп. Именно отсюда обычай сооружать вертепы стремительно распространился по Европе. Для изготовления рождественских вертепов используются самые различные материалы: от бумаги и терракоты до «живых» сцен, где евангельские события разыгрываются людьми. В зависимости от размеров вертепа количество персонажей может варьироваться. Минимальный по композиции вертеп включает в себя фигуры Девы Марии, Иосифа и Младенца Иисуса. Дополняют раздел специально привезенные из Италии вертепы и скульптурные композиции на религиозную тематику современных итальянских скульпторов Рафаэля Мондации, Брено Пеши, Мара Тонсо, Джованни Мотано и других.
С XVI в. неотъемлемой частью Рождества в Европе стала ель, выбранная в качестве атрибута праздника из-за своего вечнозеленого покрова – символа бессмертия. Существует множество народных сказок и легенд о том, почему рождественское дерево нужно украшать. Согласно одной из
них, в чудесную Рождественскую ночь все деревья в лесу стали цвести и покрылись плодами. В России обычай ставить елку прижился лишь в середине XIX столетия под влиянием западноевропейской традиции, а в 30-е годы ХХ века ель становится атрибутом светского новогоднего торжества.

Поклонение волхвов. Якоб Корнелис ван Оостзанен (ок. 1470-1533)

Второй раздел выставки рассказывает о святках, которые издавна считались кульминацией зимнего сезона. Считалось, что святочный период особенно опасен для живых людей. О присутствии нечистых сил напоминают и многие имена персонажей, относящихся к святочному периоду: Коляда, Карачун, Кудеса, Окрутники.
В XIX в. напрямую запрещалось участвовать в «бесовских» игрищах, всевозможных гаданиях, ряженьях и колядовании. Несмотря на строгие запреты, святочный период был временем, когда любой человек мог не только обратиться за помощью к знающим толк в ворожбе и гаданиях, но и принять участие в данном процессе. Центральными экспонатам этого раздела являются живописные полотна К.Е. Маковского «Святочное гадание», Н.К. Пимоненко «Коляда», Л.И. Соломаткина «Славильщики-городовые». Также в разделе посетители увидят святочные маски и козули – рождественское печенье в виде фигурок домашнего скота.
Завершает святочный период праздник Крещения или Богоявления, который отмечается 6 (19) января. Ему посвящен третий раздел выставки. Во время праздника самым главным событием является Великое водосвятие. Вода освящается либо в специальных емкостях, либо в природном водоеме, где специально для этого вырубается во льду полынья – «Иордань». Считается, что крещенская вода обладает чудесными свойствами, а купание в проруби смывает грехи. В Католической церкви Богоявление и Крещение – два разных праздника. Первый из них посвящен воспоминанию о поклонении волхвов и приходится на 6 января. Второй же непосредственно связан с евангельскими событиями Крещения Христа и празднуется в следующее за Богоявлением воскресенье. Основу раздела составляют иконы XVII – XVIII вв., а также резные медальоны из камня и перламутра, изготовленные в Палестине.

Выставка продлится до 2 февраля 2022 года

ВНИМАНИЕ! Новые правила посещения Музея по QR-кодам
Уважаемые посетители!
Просим вас обратить особое внимание на то, что с 30 октября 2021 г. допуск в Музей осуществляется только при наличии у посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет: либо QR-кода о вакцинации, либо QR-кода о перенесенном заболевании, либо справки о метотводе (в дополнение необходим ПЦР со штрихкодом, выполненный за сутки до посещение музея). С целью проверки принадлежности посетителю персонального QR-кода Музей вправе попросить посетителя подтвердить свою личность. В случае отказа предъявить документ, подтверждающий личность, Музей отказывает такому посетителю в допуске на экспозицию, выставочные залы и иные зоны, предназначенные для посетителей.

Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5
https://gmir.ru/


Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования