Татьяна Яблонская "У каждого из нас есть свое окно, в которое смотрит природа".
17.06.2021 233 0.0 0

Народный художник СССР и Украины, действительный член Академии искусств СССР и Украины, профессор, Герой Украины, лауреат трех Государственных премий СССР, двух медалей Академии искусств СССР, Национальной премии Украины им. Т.Шевченко.

Семья Яблонских. Нил Александрович, Вера Георгиевна и их дети. (справа - Татьяна Яблонская).

Будущая художница родилась поразительно вовремя, чтобы стать ровесницей всей истории Советского союза, прожить и пережить ее.
Дар художника достался ей от отца. Его домашние уроки были единственным багажом Татьяны перед поступлением в киевский Художественный институт, однако их с лихвой хватило для зачисления на живописный факультет. Нил Александрович Яблонский, потомок шляхтичей Великого Княжества Литовского, до революции учился в духовной семинарии (исключён в 1905-м за причастность к студенческим волнениям). Затем в Московской духовной академии, которую также не окончил. Попытка поступить в Петербургскую академию художеств не удалась, но определилось влечение к искусству, которое он впоследствии прививал своим детям. Закончил Московский университет (историко-филологический факультет), вернулся в Смоленск. Отец Тани считался очень одаренным и опытным художником, но ему не хватало решимости целиком отдаться любимой живописи: он зарабатывал на хлеб, преподавая историю и литературу в смоленской гимназии. После революции устроился в картинную галерею, став её хранителем.

Татьяна Яблонская.

Собственную мечту о свободном творчестве Нил Александрович Яблонский сумел привить всем своим детям, а особенно – по-настоящему талантливой Татьяне, которая, сколько себя помнила, всегда на падающую звезду загадывала одно и то же желание: "Хочу стать хорошим художником!"
Мама Тани, Вера Георгиевна, до революции преподавала в гимназии французский язык, но с рождением детей целиком отдалась их воспитанию и обучению.

Татьяна Яблонская. Фото: Давид Шоломович, 1954 г.

В 1928 году семья переехала на Украину. Довоенные годы Татьяна посвятила учебе в киевском Художественном институте – для поступления туда с лихвой хватило отцовской подготовки. Потом, в разгар войны, художница поехала в Саратовскую область, на Волгу, на полевые и сельскохозяйственные работы, где ее быстро научили пасти скот, молотить и класть стога. Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что сразу после войны Татьяна, вернувшись на Украину, написала свое дебютное полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы лауреатом Государственной премии, - знаменитую картину "Хлеб".

Хлеб. 1949 г.

"Хлеб" в истории советской живописи играет ту же роль и выражает ту же мысль, что и фильм "Кубанские казаки" Ивана Пырьева: нужно дать уставшим от потерь, разрухи и бесконечного тяжкого труда людям возможность хоть недолго передохнуть, поднять глаза и увидеть свое, как все были уверены, непременное будущее.
Веселье, энергия, здоровье, красота, сплоченный коллектив, изобилие еды и ни единого отрицательного персонажа, все такие прекрасные, что и позавидовать-то не получится; зато можно уверовать, что такое счастье в принципе возможно, а значит, будет скоро так и у нас! Коллективная визуализация желаемого результата получается, и, может быть, удалось бы дожить и до настоящего коммунизма, если бы не случилась хрущевская оттепель. К этому моменту четырехметровый "Хлеб" уже обосновался в Третьяковке, его репродукции – в учебниках, на плакатах, открытках и календарях, а Татьяна Ниловна получила еще одну госпремию за картину "Весна" и стала мастером первой величины.

Весна. 1950 г.

Она не боялась пробовать различную технику, различные стили, круто менять манеру письма и цветовую палитру. Она была художником. "Мне часто приходится слышать: Яблонская постоянно изменяется. Это неверно. Не художник изменяется, изменяется жизнь", - скажет она.

Но что такое женщина-художник, кто она прежде всего, кто она больше – женщина или художник? Живопись определяла весь строй жизни Татьяны, и, закономерно, ее спутниками жизни стали коллеги по цеху. В такой ситуации в отношения двоих рано или поздно вмешивается творческая ревность. Именно творческая ревность разрушила заключенный по любви брак с художником Сергеем Отрощенко, от которого Татьяна родила двух дочерей - Елену и Ольгу. Во второй раз она вышла замуж за художника Армена Атаяна, у них родилась дочь Гаяне, но и этот союз вскоре распался: муж не желал существовать в тени своей знаменитой жены.
К своей известности и сопутствующим ей благам Татьяна Яблонская относилась без пиетета, звездной болезнью не страдала и, бывало, даже шла на конфликт с партийной властью по идеологическим соображениям. В творчестве Яблонской был период увлечения народным украинским искусством. Она по-прежнему день за днем бросала всю силу своего таланта и вкладывала всю свою искренность в проявление того, что умела увидеть сама и могла показать другим. Она преподавала, она растила дочерей, а потом помогала им растить внуков.
Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством. Старшая, Елена, в свое время послужила моделью для картины "Утро", по которой не одно поколение советских школьников писало потом сочинения.

Утро. 1954 г.

"Утро" мистическим образом вмешалось в судьбу Елены, которая мечтала стать художником и отправилась учиться живописи в Москву, в Строгановку. Когда выяснилось, что именно Лена изображена на знаменитой картине, один из студентов признался, что репродукция "Утра" много лет висит у него в комнате как образец настоящего изобразительного мастерства и что именно благодаря ей он решил стать художником. Это удивительное совпадение послужило началом отношений, увенчавшихся законным браком.

Татьяна Яблонская рядом со своей картиной «Утро»

В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры: после перенесенных инфаркта и инсульта она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать в левой руке вместо парализованной правой. Ее силы угасали, но картины становились еще более просветленными, радостными и гармоничными.

«Я счастлива в своем ограниченном пространстве, — говорила Яблонская, — Я оптимистично воспринимаю жизнь, особенно сейчас, когда открылась какая-то счастливая полоса творчества, я увидела, что писать можно то, что вокруг, воспроизводить мир счастливый, мир, который смотрит на меня. <...> Какое-то волшебное поэтическое состояние разольется... и обычный кусок двора озаряется изнутри каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…»

Слева направо: 1 ряд: Александр Николаевич Лявданский, Владимир Александрович Меландер, Иван Фёдорович Барщевский, Андрей Фёдорович Палашенков, Нил Александрович Яблонский. 2 ряд: в центре- Александр Павлович Мишонов, второй справа-Иван Макарович Хозеров.

Она была совершенно счастлива здесь, на кухне, в окружении родных, она день за днем проводила в инвалидном кресле, растирая пальцами пастель и всматриваясь в оконное стекло. В самый день смерти она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков.

Юность. 1969 г.

Перед стартом. 1947 г.

Автопортрет в украинском костюме. 1944 г.

Портрет дочери.

Вечер. Старая Флоренция. 1973 г.

Жизнь продолжается. 1970 г.

Свадьба. 1964 г.

Автопортрет. 1945 г.

Запах липы.

Лен.

Весна на окне.

Девочка с сачком.

За вязанием.

Вязание.

Мать. 1960 г.

В парке. 1949 г.

Модель в мастерской художника.

Дома за книгой.

Простудилась.

Свадьба.

Близнецы.

Портрет матери. 1956 г.

Сон М. Л. Титова. 1949 г.

Вместе с отцом. 1962 г.

 


Теги:Татьяна Яблонская

Читайте также:
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования