«Беруши»
15.09.2013 4677 0
В названии эскиза "Беруши" (автор — Олжас Жанайдаров, режиссер Елена Соломонова) заключена игра со смыслами: если разбить слово на части, то получатся цифры один (бiр), два (екi,), три (уш) на казахском языке. Эту детскую считалочку (типа русской камень/ножницы/бумага) произносят герои, желая испытать судьбу и удачу. С другой стороны, бытовой предмет - беруши - вырастает в символ изолированности человека от мира, замкнутости на самом себе, сознательного нежелания вступать в контакт с окружающими людьми, даже с самими близкими. Несомненно, мизантропия - проблема вечная, тревожащая всех совестливых людей. Но артисты (в данном режиссерском прочтении пьесы, предельно сокращенном) не раскрывают в должной мере ни психологическую, ни философскую составляющую текста. Нечеткость и неровность, отсутствие акцентов превращают художественный посыл спектакля в абракадабру, набор звуков на непонятном языке. Но мы все-таки попытаемся в нем разобраться. Единственное, чего добивается спектакль (но и этого немало) - становится интересно, как живут и что чувствуют Они. Другие. Люди, другой национальности. В данном случае, казахи. Жанровое определение этой работы – «эскиз» - наиболее оправданно: спектакль не обладает исключительной ценностью сам по себе, но полезен в сумме с другими. Несомненно, фестивалю «Мы и Они = Мы» удается та цель, которую он поставил себе - будить внимание и сознание человека, привычно не замечающего того, в каком мире он живет. Четыре героя - двое братьев казахов - Жолан (в исполнении Станислава Ткаченко) и Кайрат (в исполнении Данила Мухина) и двое русских - сын адвоката Сергеев (в исполнении Ивана Кудрявцева) и бывшая проститутка Таня (в исполнении Елены Соломоновой) - в центре этой истории. Всех этих людей объединяет отсутствие настоящей семьи, любящей заботы и контакта с близкими. Казахи находятся на границе между двумя мирами: они долгое время живут в Москве, но не могут обрусеть окончательно. Возвращаться домой особого желания нет: нити, прежде соединявшие их с родиной, порваны. Герои наполовину принадлежат каждой из национальностей — они переняли некоторые внешние привычки русских — например, посидеть на дорожку, но, внутренне остались казахами, желающими хранить свои традиции и называть своих детей казахскими именами. Герои чувствуют, что находятся в некой лакуне, поэтому в их квартире (между прочим, как и во всех наших) есть телевизор и телефон. Это единственные средства связи с внешним миром, помогающие хоть как-то оказываться в курсе событий. Но эта попытка контакта с обществом заканчивается абсолютным отказом от общения с ним - мир русских настроен враждебно по отношению к людям других национальностей, которых очень удобно винить во все бедах (как некогда евреев). Поэтому старший брат выстреливает в телевизор (хорошая режиссерская деталь), дабы прекратить поток льющейся лживой информации.
Манкурт - человек, родства не помнящий - так младший Кайрат называет старшего Жолана. Между братьями тяжелые отношения: они состоят в любовной связи с одной и той же девушкой, живут в одной квартире и не могут выносить друг друга. Жолан - учитель, Кайрат — строитель. Таня ожидает ребенка. Старший, пытаясь как-то разрешить ситуацию, просит своего ученика Сергеева убить младшего брата. У мальчика-подростка (как все завязано в МДТ в этом году), получающего образование в Англии и назубок знающего определение слово "плеоназм" - нет матери, как и нет родины. Он спокойно соглашается убить младшего брата, то ли желая испытать себя, то ли веря в искреннее желание старшего брата стать счастливым, во имя чего можно пожертвовать жизнью другого. Но все-таки мальчик пасует и сбегает из «страны рабов», рвет связи со своими корнями, пугающими неблагополучностью. Он предпочитает побег попытке изменения жизни здесь, как и многие другие, покинувшие нашу страну (вспоминаются слова героя Владимира Селезнева из спектакля «Очарованные смертью»: «надо что-то менять здесь!») Точно так же пасует и старший брат, мечтающий быть похожим на гунна, безжалостно убивающего любого, стоящего на его пути. Но он не могущественный варвар, а обыкновенный человек, который не готов переступить через нравственный закон - то ли в силу страха перед наказанием, то ли вспомнив, что в жилах брата течет единая с ним кровь. Сергеев говорит истину: как вы все слабы и жалки, люди. На что проститутка отвечает: легко выносить суждения тому, кто силен, тому, кто обладает всеми благами, не позволяющими чувствовать зависимость от мира. И в этом конфликте двух точек зрения – находящегося ниже и выше по социальному статусу - проглядывается проблема коммуникации: каждый судит другого со своей точки зрения, не пытаясь проникнуть в душу собеседника. Слабый испытывает боль, но не может бороться с ней, а сильный осуждает слабого за это неумение бороться, забыв о том, как сложно ему что-то изменить в своей жизни. Деньги дают власть и право выбора, они ограждают человека от ряда бытовых проблем, которые засасывают человека в трясину повседневных забот, не давая наслаждаться жизнью - это истина, первопричина той человеческой слабости, о которой говорит обеспеченный юноша. Каждый из братьев считает виновным в своей несчастливой жизни одного из родителей - старший - мать, младший - отца, таким образом, дети перекладывают ответственность с одного родителя на другого. Но в финале они остаются без «старших», и обвинить в собственных неудачах становится некого, только самих себя. Братья враждуют между собой по всем пунктам: начиная от привязанности к родителям, заканчивая любовью к одной и той же девушке. Они очень похожи и мучаются одинаковыми проблемами - но именно эта зеркальность, абсолютная точность психологических переживаний одного и другого останавливает их стремление к сближению. Потому что вызывает отвращение, боль, удесятеренное ощущение собственной униженности. Героиня Елены Соломоновой живет в подмосковном городе Чехове. И это название возникает неслучайно. В спектакле всплывает имя еще одного русского литератора — конечно, Пушкина. Этого великого русского писателя знают все (хотя, по словам мальчика, в Англии его не проходят), а вот национальных казахских поэтов — практически никто. Казахстан богат талантливыми людьми, поэтому из обрывистой телевизионной передачи возникает слово культура: она есть - у каждого своя, требующая внимания и уважения. Жизнь спектакля «Беруши» предстает как выживание, как (в образном ряде старшего брата) постоянное погружение человека в отрезвляющую воду холодного мирового океана. Человека, мечтающего, улетающего в размышлениях о приятной, спокойной жизни без борьбы (напоминает желание героя чеховского «Крыжовника»). Жизнь как провокатор, как раздражающий фактор, выводящий из равновесия. "Зачем рождаться, если вся жизнь будет унижением?", - спрашивает старший брат. Но может быть в этом и есть живая жизнь, а не существование? В пробуждении нервов и импульсов человеческого сознания?
Читайте также:
Комментарии