От любви любви не ищут
В Камерном театре имени Малыщицкого состоялась премьера спектакля «Старший сын». Актер и режиссер Юрий Дормидонтов поставил свой первый спектакль для взрослой публики (уже несколько лет в Интеграционном театре «Куклы» идет его мюзикл «Добрый слон»). Но зритель собирается разношерстный: родители вместе со своими детьми-школьниками, зная здоровый юмор Вампилова, а, быть может, в воспитательных целях, с удовольствием становятся участниками действия.
Ритмический рисунок спектакля создается с помощью степа. Занятые в постановке артисты с лихвой, вместе или в одиночку, исполняют этот четкий и зажигательный танец, настойчиво заставляя зрителя услышать именно их мелодию жизни. Также рассказать о своих персонажах им удается с помощью стихотворений Володина, Тарковского, Левитанского, Гессе, вкрапленных в инсценировку.
Жанр спектакля обозначен прямолинейно – авантюрная комедия. Итак, кто же является авантюристом? Конечно, Бусыгин (Андрей Зарубин) и Сильва (Александр Эрлих), молодые парни, из собственного интереса взбаламутившие семейство Сарафанова. Две девушки-подружки (Анна Кордубайло и Надежда Черных), своеобразные слуги просцениума, постоянно вставляющие свои комментарии в происходящее. Влюбленный Васенька, поджигающий квартиру Макарской (Наталья Вишня). Нина, в пять минут забывающая о своем женихе. И отец, блаженный музыкант Сарафанов (Виктор Гахов), сочиняющий кантату «Все люди - братья». Авантюристов, или, как говорит Нина (Иланна Некрасова), «психов» – огромное количество, и они бездумно пускаются в свои приключения, не утруждая себя мыслями о том, к чему это может привести.
Две актерские работы показались наиболее интересными и правдивыми из многих - это Васенька Романа Вебера и Кудимов Александра Конева. Ребята играют очаровательно: пылко-робкий старшеклассник и простой, ограниченный курсант авиаучилища вносят ноты неповторимости в спектакль. Каждому из них дается возможность явить амплитуду характера: от спокойного состояния до упрямого пика. Васенька нежно воркует с Макарской, но в запале ревности кричит: «дрянь!», « убью!». Кудимов добродушно исполняет песню об улыбке, но въедливо настаивает на правдивости своих слов, не замечая, какую тем самым приносит боль окружающим.
«От любви любви не ищут», - эта фраза из песни Талькова, стоящая в названии статьи, родилась неслучайно. Она относится, в основном, к Сарафанову, до конца следующему своей мечте - занятию музыкой. Это удивительное человеческое умение быть верным своему чувству – самое трепетное открытие, пронизывающее спектакль. Несмотря на сомнения, провалы, изменение положения (и жена ушла, не выдержав, и в оркестре он больше не играет), человек все равно занимается своим делом (пусть в несколько других формах) и испытывает от этого счастье. Жизнеутверждающим светом семейного благополучия и крепости уз веет от этого спектакля, и зритель наполняется верой в себя и окружающих – тем, что так необходимо в нашей реальной жизни.
Елизавета Ронгинская
| |