«Но в конце концов верх берет живая жизнь»
05.10.2025 414 5.0 0

Эти слова  Ученого, главного героя пьесы Евгения Шварца «Тень», звучат  лейтмотивом  премьерного спектакля театра Комедии им. Н.П. Акимова.  «Сказка для взрослых» была написана драматургом в 1930-1940-е гг. Её творческая и сценическая история была не проста: пьеса неоднократно переписывалась автором, удалялись и добавлялись фрагменты, появлялись новые персонажи…

Не сразу сказка закрепилась в репертуаре Ленинградского Театра комедии: премьера «Тени» состоялась 11 апреля 1940 года, став, по выражению главного режиссера Николая Павловича Акимова, знаковым спектаклем, как для МХАТа — чеховская «Чайка». Но Великая Отечественная война оборвала жизнь «Тени» на сцене, и следующая постановка осуществилась уже в 1960 году в новой сценической версии. 
И вот — юбилейная пятая режиссерская редакция спектакля. Ею (в постановке художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств России Татьяны Казаковой) театра открыл новый сезон.
Несмотря на традиционный сюжет и известные мотивы, каждый из режиссеров-постановщиков театра создает свое, особое и уникальное сценическое волшебство. Казалось, что в этот раз современного зрителя, знакомого с сюжетом шварцевского произведения, будет сложно удивить.


Но новая интерпретация спектакля держала в напряжении всё время: переживая за судьбу Ученого (Егор Палько), сочувствуя Аннунциате (Виктория Криулина), уличая Юлию Джули (Алиса Кондратьева) в двуличности, смеясь сквозь слезы с министрами за их шахматной игрой, мы, зрители, стали не просто свидетелями, а участниками великой теневой игры, исполняемой не только сюжетно, но и сценически.
Во многом получению такого эффекта присутствия способствовала пластичная, гибкая — физически и артистически — игра гуттаперчевого исполнителя роли Тени Егора Линникова, который буквально перетекал из одного состояния в другое. 
Всё происходящее на сцене напоминало мистическую феерию, фантастический пассаж, ведьмовской шабаш — всё в романтических традициях, которые так любил Евгений Львович, будучи гимназистом, и которые органично вплетал в тексты своих драматических произведений. 


Венчала все эти безумства огромная луна, будто символизирующая надежду и отчаяние, любовь и предательство, человека и его теневую сущность. Являясь в романтизме образом двойственным, луна и в этой постановке предстала символом двойничества, нераздельности светлого и темного, доброго и злого в душе человека. 
Каким быть — каждый решает для себя сам, но вера Евгения Шварца в Жизнь, Добро и Свет победила Тень. Правда, не окончательно: она просто исчезла, чтобы вновь вернуться, поэтому человек должен быть неравнодушным, ведь «быть настоящим человеком нелегко».

Елена Воскобоева.
Фото  предоставлены пресс-службой театра комедии.


Теги:спектакль, театр Комедии им. Н.П. Акимова, премьера

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика