Мы + Они = Мы
12.09.2013 4932 5.0 0
Часто бывает, что размышления после непосредственного просмотра спектакля и точка зрения, выраженная в аргументированной статье, не совпадают. Происходит это по той причине, что критик, погрузившись в бездонное количество смыслов, открытое им, начинает забывать о том художественном впечатлении от игры артистов и режиссуры, полученное им ранее. И начинается анализ свеженайденных смыслов, а не театральных решений. В эту "запендю" частенько попадаю и я, не всегда умело отделяя одни художественные пласты от других. Желание не критиковать, а парить на уровне философских начал произведения (что свойственно больше эссеистике) - это этап, который я начинаю потихонечку преодолевать. Научиться связывать воедино формальную сторону спектакля (не только сценографию) и содержательную, предельно-эмоциональную в том числе, - вот та цель, которую я ставлю перед собой. Выражать свои мысли остро и точно, честно и увлекательно - вот то, чего мне хочется добиться. Поэтому я предлагаю своим читателям вступить в диалог и сделать наше виртуальное общение как можно более насыщенным и обогащающим. Мое искреннее восхищение МДТ не оставляет меня уже второй год. Поэтому буду субъективна и дам волю чувствам, начав свои театральные заметки с анализа эскизов фестиваля "Мы + Они = Мы", идущего на сцене МДТ. Кажется уместным начать с пресс-конференции, материал о которой долго хранился в закромах компьютерной памяти. "Толерантность – это компромиссное слово, обозначающее терпение. Но Бог велел не терпеть другого, а любить" (Л. А. Додин)
Осенью 2012 года в МДТ состоялась пресс-конференции, на которой Лев Абрамович Додин рассказал о проводимом "Фестивале национальной драматургии прозы и поэзии" "Мы + Они = Мы". Это достаточно нетрадиционная для театра акция. В течение года на Камерной сцене МДТ будет представлено восемь (или девять) эскизов. В качестве литературного материала выбраны произведения современных писателей, драматургов, поэтов разных стран. Постановщиками эскизов будут как опытные мастера, так и начинающие режиссеры.
Авторы:
«Мы представим точки зрения разных, в основном, крупных писателей и крупных общественных деятелей своих стран. Ни одно из выбранных нами произведений, за исключением российской истории на русском языке, не исполнялось, поэтому мы храним в тайне репертуар всей программы. Во-первых, хочется сохранить некую интригу, во-вторых, мы будем это делать долго, а кто-то может поставить спектакль в один момент, а нам хотелось бы все-таки сохранить право первой пробы. Нам действительно было интересно, окунувшись в пространство современной драматургии, обнаружить богатство и таланты, которых мы не ожидали, и масштаб, который, нам кажется, несопоставим с современностью. С одной стороны, у каждого автора очень разные представления о действительности, но в результате возникает некая общность проблемы, о которой, может быть, писатели даже не вполне подозревали, работая над своими произведениями».
Формат фестиваля:
«Каждый пишет о событиях, произошедших в своей стране, очень индивидуально, национально. Мы подумали, что вместо того, чтобы поставить какую-то одну пьесу, лучше создать фестиваль. Одна пьеса не может вместить всех точек зрений, а мы хотели в данном случае немножко отстраниться и представить целый комплекс точек зрений на то, что происходило и будет происходить с миром, с людьми, с историей в прошедшем и нынешнем веке. В данном случае это не самовыражение режиссера и не самовыражение театра, это попытка некого самоограничения в желании предъявить, представить. "Прочитайте, ознакомьтесь, прослушайте, вникните", - говорим мы. Поэтому для нас важнее впечатление от целого, а не от одного или другого эскиза».
Цели и задачи:
«Мы живем в драматическое, если не сказать больше – трагическое время. Современниками это ощущается особенно остро. По миру снова проходит огромное количество осей разъединения взаимопонимания, разных точек зрения на одни и те же вопросы. Политика, идеология вместо того, чтобы соединять людей, все больше разъединяет. Дело культуры – пытаться преодолеть эту разобщенность. В каждой стране есть своя точка зрения на события 20 века и его последствия. За множественностью мнений обнаруживается одна и та же человеческая трагедия. Все мы бессознательно или сознательно считаем, что другой виноват во всем гораздо больше, чем я сам. На самом деле жизнь показывает, что во всем, что происходит со мной, больше всего виноват я сам, и когда-нибудь я или мои потомки должны будут понести за это ответственность. Мы хотим расшатать некие иллюзии и предрассудки, связанные с представлением о нашем прошлом. Только тогда что-то может измениться в нашей истории и истории наших потомков. Вот такая трудоемкая задача стоит перед нами. Мы собираемся предъявить восемь или девять (в порядке сюрприза) спектаклей – это, с одной стороны, требует очень интенсивной работы, с другой стороны дает огромный простор возможностей для артистов нашего театра самых разных поколений. В ноябре 2013 года мы надеемся завершить этот марафон спринтом, показав в течение трех дней на Основной сцене все эскизы. Собственно, наверное, это и будет главным художественным результатом, потому что тогда можно будет сказать, сумели ли мы сделать то, что хотели, или нет, сумели ли мы дать картину одной общей проблемы с разных точек зрения и в разных исторических и географических пространствах, или этого не получилось. На четвертый день мы организуем большую пресс-конференцию, в которой примут участие все ныне живущие авторы произведений, критики, философы, зрители. Мы очень бы хотели организовать абонементную продажу билетов на это показ, чтобы нашлись сумасшедшие, которые три вечера подряд захотели бы посвятить фестивалю. Нам кажется, что по-настоящему содержание станет внятно только в этом случае. Если это будет иметь какой-то смысл, то мы, конечно, будем повторять в течение года эскизы, чтобы они не стухли к ноябрю, а если будет иметь смысл общий показ, то, может быть, еще раз его повторим. Этот фестиваль - проба, такого опыта у нас не было. Тем не менее, нам показалось важным, с точки зрения общественной функции театра, и, может быть, еще больше с точки зрения внутренней атмосферы МДТ, – попробовать наряду с той большой высокой, в основном, классической литературой, с которой мы имеем дело, погрузиться в стихию сегодняшних проблем, сегодняшнего языка, сегодняшней природы чувств. Понять, чем она отличается и отличается ли от природы чувств большой литературы».

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика