Наш класс. История в XIV уроках
17.09.2013 4713 5.0 1

В этой работе Натальи Колотовой происходит колебание на уровне документального и художественного вымыслов. Польский автор Тадеуш Слободзянек раскрывает на страницах своей пьесы реальную трагедию, случившуюся в 1941 году в городе Едвабне. Нацисты, оккупировавшие территорию, и коллаборационисты жестоко расправились с еврейским населением города, уничтожив практически всех людей (в целом, за годы Второй мировой войны на территории Польши население евреев сократилось с 3,3 млн до 500 тыс. ).
Герои этой истории - одноклассники. Пятеро евреев и пятеро поляков рассказывают о том, как складывалась их жизнь. Сначала они совместно учили русские падежи и склонения, влюблялись – и взрослели, начиная понимать, что между ними существует определенная граница. И эта граница - национальная принадлежность.
Евреи радуются установленному советскому режиму. Якуб Кац перестает чувствовать себя чужим и незащищенным, он становится частью советского общества. Александр Быковский играет терпящего до последнего, понимающего свои права (точнее, отсутствие их), желающего существовать в диалоге, человека. Поляки же напротив не желают терять свою историческую самобытность и ассимилироваться с русскими. Поэтому взрыв гнева и ненависти обрушивается именно на евреев, так легко отозвавшихся на внедрение советской идеологии.
Постоянная смена точки зрения позволяет проникнуть в душу каждого героя, более того - услышать предсмертные размышления Доры (в исполнении Екатерины Клеопиной), Якуба и других персонажей. Особого драматизма этот прием добивается тогда, когда герои поочередно описывают одну и ту же ситуацию. Они не ведут диалог — какой диалог может быть между убийцей и жертвой — но зрителям удается услышать аргументы и понять чувство каждой из сторон. Ярость и страх, бешенство и унижение, безумство и желание - всевозможные чувства множатся в душах людей, и границы между унижающими и униженными стираются. Все оказываются впутанными в одну страшную игру под названием «война».
Жизнь героев состоит из четырнадцати уроков, складывающихся в страшную историю. Один из одноклассников - еврей Абрам - покидает Польшу и едет учиться в Америку, откуда периодически пишет письма своим одноклассникам. Он - весточка из другого мира, тот, кто избежал участи своих соплеменников. Но вся эта ситуация коснулась его непосредственно: всю его огромную семью уничтожили в Едвабне. Филипп Могильницкий играет еврея, последовательно становящегося американцем, но не забывающего о своих корнях. Он словно лакмусовая бумага проявляет истинный свет жизни. Абрам оказывается единственным свободным человеком, кто может искренно говорить правду, не боясь давления ни с какой стороны. А все остальные - и принявшая христианство Рахелька (в исполнении Даны Абызовой) и ее муж-поляк (в исполнении Олега Рязанцева) - не могут рассказать следователю (в исполнении Леонида Луценко ) о том, что происходило в то страшное время в их городке. «Ты уедешь, а нам с ними жить», - мотивируют свое молчание до смерти запуганные люди. Они привыкли к тому, что против них может быть использовано любое неверное телодвижение, полувзгляд, поэтому стараются тщательно спрятаться в свою скорлупу. Прошло много времени, но позиции человека мало в чем изменились: сейчас существует свобода слова, но люди остаются конформистами, не ощущая в себе внутренней свободы (или отучившись ее ощущать). Финальной точкой эскиза становятся рефреном звучащие слова - "Это наш класс". Совершенно новым, пронзительным звучанием наполняется эта фраза: «да, это наш класс, – словно говорят люди, - и он такой: один убил второго, третий замучил четвертую. Да, это наш класс, в красках, в лицах, в ужасающей, реальной действительности. И мы открыто признаемся в этом». Сообщество, с которого сняли прикрывающее лоскутное одеяло и явили наготу чувств, мыслей, нервов, побуждений вызывает не удивление, а страх. Ведь на самом деле все так и есть, и люди, хотя бы в мыслях своих, способны причинить боль кому бы то ни было. Зрителю становится тяжело хлопать в ладоши, ведь кажется (настолько сильно погружение в правду), что хлопать этой ужасающей действительности - кощунство. Ей просто хочется внимать, несмотря на весь кошмар (или, наоборот, благодаря ему – ведь человека притягивают острые ощущения), вслушиваясь в звучащие голоса людей, ищущих истину.

Читайте также:
Комментарии
avatar
только он не Дмитрий,а Александр Быковский!а спектакль действительно бомба замедленного действия!!
avatar
Яндекс.Метрика