Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Разное. » Это интересно. » Кто придумал ноты. (Кто придумал ноты. Полные названия нот.)
Кто придумал ноты.
AdminДата: Среда, 20.04.2016, 15:08 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 121
Репутация: 0
Статус: Offline
Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо) (990-1050).
Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции.
Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую
руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное
время.
В последствии Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех
параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они
образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
Это – первые слоги гимна св. Иоанну.
Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
UT queant laxis REsonare fibris
MIra gestorum FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
(В переводе с латинского:Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои,очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»).Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость
учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.
Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова
«пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы
обозначить подъем или понижение тона песни.
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались
самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
 
AdminДата: Четверг, 21.04.2016, 23:21 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 121
Репутация: 0
Статус: Offline
Матрёшка - известный во всем мире русский сувенир, символ России. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском
народном платье появилась не в древности, как полагают многие, а XIX
веке.

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из
Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она
представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по
дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил
из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а
художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой
матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме:
сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми
фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика,
отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".

Вот еще версия:
Похожая игрушка была и в Японии, изображала она добродушного седоусого старичка
Даруму и состояла из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Однажды,
как гласит одна из легенд, известный русский художник Сергей Малютин
держал в руках русское расписное яйцо и японскую игрушку. Эти две разные
игрушки, сделанные в разных концах Земли, навели его на интересную
мысль. Быстро набросал он на бумаге смешную куколку, затем еще и еще..
.По просьбе художника токарь В. Звездочкин выточил из дерева форму, а
Сергей Малютин расписал ее. Так появилась на свет девочка в русском
сарафане: в платке, с черным петухом в руках. И ней прятались еще семь
фигурок мал мала меньше, последняя, восьмая, изображала спеленатого
младенца. Кто-то, увидев ее, восхищенно воскликнул: "Ну, прямо Матрена
.Так девочку и назвали Матрена, или любовно, ласково - Матрешка,
Матрешечка.

Одни считают, что первая русская матрешка была выточена только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Другие отрицают версию о японском происхождении матрешки, считая Фурукуму подделкой, точной копией Сергиевской матрешки, «слизанной» японцами на Всемирной выставке в Париже. Третьи же, примиряя обе стороны, утверждают, что японскую матрешку выточил в Стране Восходящего солнца русский монах.


На снимке: Прототипы Матрешки - русские женщины Нижегородской губернии. 1866 год.
Прикрепления: 8485855.jpg (109.2 Kb)
 
Форум » Разное. » Это интересно. » Кто придумал ноты. (Кто придумал ноты. Полные названия нот.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Яндекс.Метрика