Максим Леонидов: "Мастер имеет значение!"
13.02.2019 74 0.0 0

Максим Леонидов – музыкант, актер, автор мюзиклов. Совсем скоро - в феврале - в Театре Музыкальной Комедии состоится премьера его нового мюзикла «Девчонка на миллион». Максим Леонидов и сам «человек на миллион»:  помимо актерской и концертной деятельности в декабре он открыл учебное заведение «Мастерская Максима Леонидова», где в основе педагогического процесса - не жесткая муштра, а любовь и искреннее желание открыть для всех желающих волшебный мир музыки.

- Максим, почему ваша школа называется именно Мастерской? Чем она отличается от обычной музыкальной школы?
- Школа – это что-то академическое, с уже устоявшимся учебным процессом, где детей пытаются подвести к некоему общему знаменателю – например, ученик пятого класса музыкальной школы обязан играть такой-то этюд Черни, Баха и т.д. Хочешь - не хочешь, нравится тебе - не нравится - ты обязан это сделать. Ничего подобного мы не предполагаем. Мы будем исходить из интересов каждого ученика, потому что особенно в подростковом возрасте нельзя навязывать какие-то вещи против желания ребенка. Если человек не хочет играть Шопена или петь произведения классического репертуара для детского хора, не надо его заставлять. Если ему больше нравится Imagine Dragons, то мы разучим с ним именно произведение этой группы. Потому что главное, что он в принципе хочет заниматься музыкой или актерским мастерством.
- Как у вас зародилась мысль создать подобное заведение?
- Меня очень давно звали преподавать в наш театральный институт, но для меня это очень большая ответственность. Я не готов бросить своих детей и заниматься чужими. Поэтому целиком отдаться педагогической деятельности и взять на себя курс я не готов, но открыть учебное заведение, в котором кроме меня будет еще 12 – 15 педагогов по самым разным предметам, это я могу себе позволить. В мюзиклах «Буги-вуги» и «Мама-кот», для которых я написал слова и музыку, вместе со взрослыми артистами играют дети. Сейчас мы репетируем мюзикл «Девчонка на миллион», где также будут задействованы ребята. И мне бы очень хотелось, чтобы у нас впоследствии была возможность задействовать в музыкальных постановках детей из нашего учебного заведения.
- Были ли какие-то сложности при открытии школы?
- Пока все идет легко. У меня очень хорошая команда из молодых женщин, которые занимаются учебно-постановочной и административной финансово-хозяйственной частью. На мне лежат – исключительно творческие вопросы, ну и конечно финансирование.
- Какова ценовая политика?
- У нас вполне демократичные цены. Конечно, уроки со звездами, а такие тоже подразумеваются, будут значительно дороже, чем занятия со штатными преподавателями.
- Занятия будут групповые или индивидуальные?
- Занятия или мастер-классы по актерскому мастерству, которые я сам буду вести, конечно, будут групповыми. Но опять-таки надо исходить из каждого конкретного человека, - от его возраста, желания, характера. Кого-то можно определить в группы, кому-то необходимы индивидуальные занятия.
- Обучение рассчитано на какой-то определенный срок?
- Опять-таки все индивидуально. Мы не исключаем академическое музыкальное образование. Если к нам придет мама с шестилетним мальчиком и скажет: «Я не хочу, чтобы он учился в музыкальной школе. Но хотела бы, чтобы он получил у вас академическое музыкальное образование, чтобы он научился играть на фортепиано или на скрипке», мы за это возьмемся. У нас чудесные педагоги, которые подготовят ребенка и дадут ему все, что необходимо для его дальнейшего поступления в пятый класс любой музыкальной школы или же в училище имени Римского-Корсакова или Мусоргского.
- Какие курсы в Мастерской? Чему там можно будет научиться?
- Академический и эстрадный вокал (Марина Викторовна Трегубович, Светлана Макеева), курс звукорежиссуры, аранировки, бас-гитары, основы видеомонтажа (Александр Карнишов), джазовый и экстремальный вокал (Анна Страутман), акустическая, бас-гитара, классическая и электрогитара (Данис Щербаков, Олег Кузьмин, Александр Беляев), компьютерная аранжировка (Сергей Калинин), жонглирование, сценическое движение, ловкость (Майкл Смайл), диаболо, хупинг (Светлана Лопата), ударные инструменты (Андреас Витте), игра на фортепиано, теория музыки (Антон Ефлеев), курс сценической речи (Анастасия Ширшина), актерское мастерство (Александра Камчатова-Леонидова и Александр Койгеров). Также Александр Койгеров будет преподавать дублирование или даббинг, что очень важно, так как часто мультфильмы озвучивают вместо детских голосов женщины…

- По каким критериям вы отбирали педагогов?
- Я лично с каждым проводил собеседование и могу сказать, что мы выбрали самых лучших. А критерии просты… В первую очередь, помимо того, что это должен быть профессионал своего дела, мне важно, чтобы человек был живой. То есть открытый человек с чувством юмора, излучающий позитив и оптимизм. Когда ко мне приходит унылый учитель, я понимаю, что ученик у него станет таким же унылым. Не говоря уже о том, что уныние – один из смертных грехов, уныние это еще и страшный наш враг, который очень осложняет жизнь.
- А ваши дети учатся в обычной школе? Как они там себя ощущают? Для многих школьные годы, увы, одни из самых тяжелых в жизни – скучно, не интересно, еще и домашние задания надо делать…
- Мои дети учатся в частной школе… К сожалению, наша система образования так устроена, что порой детям, действительно, не интересно в школе… Я не заставляю свою дочь садиться вечером за уроки. В какой-то степени у нее есть чувство ответственности. И я не могу сказать, что Маша плохо учится. Но я также понимаю, что ей мало что интересно. Уверен, что когда у ребенка нет интереса к предмету, во многом это вина педагога, который не может увлечь ребенка.
- А сын чем интересуется?
 - Леня занимается спортом, английским языком, учится играть на барабанах и на бас-гитаре.
- У педагога Симона Соловейчика есть книга, которая называется «Учение с увлечением». Не секрет, что часто ребенок сопротивляется занятиям музыкой. Знаю это не понаслышке, так как мой двоюродный брат играл на скрипке, а его мама, являясь педагогом по скрипке, заставляла его заниматься по пять часов в день и даже могла иногда дать ему смычком по голове. Но сейчас он играет в хорошем оркестре и благодарен своей маме. Нужно ли, на ваш взгляд, заставлять ребенка заниматься музыкой?
- В данном случае мама поступила мудро, потому что углядела в ребенке талант скрипача. Но в девяноста процентах случаев человек, получив музыкальное образование, музыкантом не становится. Но это и не важно. Многое зависит от того, насколько мучительно ему дается процесс обучения. Иногда можно ребенка так замордовать, что он возненавидит скрипку на всю оставшуюся жизнь. Впрочем, так же как его можно замучить спортом, и он, закончив заниматься, например, плаванием, больше никогда не войдет в воду. Так что это очень тонкая грань. Именно поэтому девиз нашей Мастерской - «Мастер имеет значение!» Потому как мастер - это человек, который держит руку на пульсе каждого конкретного ученика. И то, что я даю Мастерской свое имя и беру под свою ответственность всех учеников, означает, что я не просто сделал некий коммерческий проект и продаю его под своим именем, а мне действительно интересно участвовать в этом процессе, наблюдать и проконтролировать людей, которые будут у нас учиться, потому что очень важно понять, насколько ребенок способный, как с ним надо заниматься, рекомендовать ли ему заниматься музыкой профессионально и отправить его в какую-нибудь школу искусств или подготовить его к поступлению в консерваторию или музыкальное училище, или же ограничиться самодеятельным музицированием. Родители порой сами этого не знают и начинают мучить ребенка скрипкой, не понимая, что скрипача из него не получится. И такому ребенку вполне достаточно будет того, что он будет знать нотную грамоту, и будет уметь играть на музыкальном инструменте. То, что раньше говорили про дворян: «Они еще и музицировать умели».
- В вашей школе будут экзамены?
- В прямом смысле этого слова – нет, потому что мы не хотим чесать всех под одну гребенку, а экзамены – это уравниловка. Один человек более талантливый, и он сделает больше и лучше, другой – менее, и от него не надо требовать столько, сколько требуем от одаренного ученика. У нас безусловно будут отчетные концерты, музыкальные праздники, фестивали… Для этого у нас есть как свой зал на сто человек, так и договоренность с руководством театра «Плоды просвещения», чье руководство будет любезно предоставлять зал для наших мероприятий.
- Кто может прийти заниматься в вашу Мастерскую? Есть ли какие-то ограничения по возрасту?
- Нет! Любой человек любого возраста может прийти в Мастерскую. Буквально недавно позвонил мужчина, который никогда не занимался музыкой, работает водителем-дальнобойщиком, и сказал, что хочет заняться вокалом и музыкальным программированием. Конечно, мы сможем ему помочь!
- Как говорится, «учиться никогда не поздно»?
- Конечно! Было бы желание! Но, к сожалению, у большинства людей в какой-то момент пропадает желание учиться чему-то новому.  
- А у вас есть желание освоить что-то новое?
- Я всегда делаю что-то новое. Не стою на месте. Одно заканчивается, начинается другое… Но если вы спрашиваете про какой-то навык в какой-то другой сфере, то у меня слишком мало свободного времени.
- На что вы тратите свободное время, когда оно все-таки появляется?
- Люблю гулять, ходить пешком. Если есть возможность прогуляться вместе с женой, вообще замечательно!
- В одном из интервью вы как-то сказали: «Что бы наши дети делали без голливудских мультиков и фильмов»… Вы по-прежнему так считаете?
- А разве в киноискусстве что-то изменилось? По-прежнему весь мир ждет новых диснеевских мультиков и сказочных фильмов.
- А для взрослых? Были ли какие-то яркие впечатления в последнее время?
- На мой взгляд, самое интересное сейчас – это американские и английские сериалы. Они пришли на смену фильмам. Сейчас кино – это аттракцион, зрелище, страшилки, бегающие и летающие супергерои. В театр я хожу редко.  Честно говоря, мне жалко времени. В основном хожу по рекомендациям или к друзьям, знакомым. (И то мне порой бывает не удобно. Вот недавно пришел в театр, я знаком с руководителем, увиделся с ним перед началом спектакля и обещал зайти в антракте. Но не зашел, потому что ушел, несмотря на всю симпатию к этому человеку и, несмотря на то, что шел как раз по рекомендации в этот театр. Но было плохо… И я действительно боюсь таких испытаний.) Из последнего на меня очень большое впечатление произвел спектакль «Гамлет» в постановке Робина Лока и с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Правда, это было театр на киноэкране. Так как, чтобы посмотреть этот спектакль живьем, надо как минимум доехать до Лондона… Год назад мы всей семьей ходили в Цирк Чинизелли на шоу братьев Запашных «Эмоции». И надо сказать, что это было одно из ярких впечатлений.
- Перейдем по другу сторону рампы. Мюзикл, который идет в Ленинград-центре «Я оглянулся посмотреть», в котором вы рассказываете о своей жизни через призму ваших любимых музыкальных произведений,  - на мой взгляд, один из лучших музыкальных спектаклей, которые идут сейчас в Петербурге…
- Спасибо. Там работает очень профессиональная команда. Феликс Михайлов закончил ЛГИТМиК. Замечательный балетмейстер Ольга Прихудайлова – настоящий профессионал. Кстати я пригласил ее быть главным хореографом в новый мюзикл «Девчонка на миллион»... С людьми надо дружить, ценить их, помогать друг другу, и тогда все получится.
- С режиссером нового мюзикла «Девчонка на миллион» Андреем Носковым вы работаете уже не в первый раз.
- Да. Я работаю с Андреем не первый проект и вижу, как он работает над постановками, какой разбор он делает. Для большинства зрителей мюзикл – это шик, блеск, красота, а между тем очень часто между героями ничего не происходит. Как артист выходит на сцену в первом отделении, так он и во втором выходит и «на челе его высоком не отразилось ничего…» Так вот наш мюзикл другой! У нас между людьми есть отношения, герои меняются. И для этого мне нужен был не режиссер-постановщик мюзиклов, а именно театральный режиссер и артист, которым и является Андрюша Носков. Мне с ним работать очень просто еще и потому, что мы птенцы одного гнезда – ленинградского театрального института. Андрей Андреев, который был у меня на курсе вспомогательным третьим педагогом, у Андрея Носкова был мастером курса. Потому что у нас одна школа – школа Станиславского, Товстоногова, Додина, Кацмана. Это школа актерского действия, а не представления. И я очень благодарен директору театра Музыкальной комедии Юрию Алексеевичу Шварцкопфу, что он не стал настаивать на других кандидатурах, а пригласил по моей просьбе Андрея Носкова.  
- Можно узнать поподробней о мюзикле «Девчонка на миллион»?
- Конечно! Тем более, его премьера состоится уже совсем скоро – 9 февраля в театре Музыкальной Комедии. С идеей этого мюзикла я пришел к Юрию Алексеевичу Шварцкопфу, который меня, к счастью, поддержал. За основу мы взяли сценарий Владимира Валуцкого и Виктора Викторова фильма «Начальник Чукотки», заменили главного героя, которого играл Михаил Кононов, на девушку, а второго главного героя, которого играл Алексей Грибов, сделали вполне себе моложавым мужчиной средних лет. Естественно между главными героями возникает любовь. Если вы помните фильм, то там главный герой едет на Чукотку по велению комсомольского задора, а у нас героиня бежит туда от несчастной любви. То есть мы убрали всю политику и сделали историю о вечных ценностях – любви, долге, честности. Я работал над этим мюзиклом с моим другом и соавтором Александром Шавриным. Он автор пьесы и либретто, то есть текстов всех номеров. Кроме одного. Исповедь главного героя - Храмова написал еще один мой большой друг Алексей Кортнев уже после смерти Александра Шаврина...
- Как пережить потерю близкого друга?
- У меня нет ответа  на этот вопрос. Все, что бы я не сказал, было бы банальностью. Уход Саши Шаврина для меня очень тяжелая утрата. Пожалуй, я впервые столкнулся со смертью близкого человека. И хотя он болел тяжело и долго, все равно его смерть была для меня шоком. Вопрос жизни и смерти – тема вечная. И как справиться с утратой близкого человека – рецепта нет… Надо жить сегодняшним днем, ценить каждую минуту. Я могу еще много банальностей наговорить на эту тему. Но лучше помолчать.
- Вы как-то сказали: «Я никогда ни под кем не  работал, чтобы не потерять свободу». Что для вас значит свобода?
- Свобода – это когда ты делаешь то, что ты хочешь и не делаешь, что не хочешь. Так вот я по возможности делаю только то, что я хочу. Если пока нет возможности сделать тот или иной спектакль, мюзикл, или нет концертов, я могу просто выйти под гитару песни попеть или стихи прочитать. В первую очередь свобода – это не делать тех вещей, которые противоречат твоим принципам, моральным понятиям, совести и т.д. В чем, на мой взгляд, трагизм существования артиста, работающего в театре, - он абсолютно зависим. И если министерство культуры назначило главным режиссером бездарного человека, то артисту – хана. Потому что он на протяжении всего времени, что работает под руководством этого режиссера, будет либо играть в бездарных постановках, стесняясь этого и стыдясь каждый раз, пока ему не станет все равно, либо он будет вовсе без ролей и тогда ему надо будет увольняться из этого театра и становиться безработным и просто сидеть дома и ждать пока появятся какие-то другие предложения. В общем, это очень тяжелая история.
- Вам не кажется, что сейчас молодые люди стали более не свободными, чем, например, наше поколение?
- Нет. Если судить по одноклассникам моей четырнадцатилетней дочери, они свободны. Да и вообще люди старшие всегда были не довольны молодежью: то они не ту музыку слушают, то книжки не те читают… Но это их выбор!
- Почему вы так редко появляетесь на телевизионных экранах?
- Я давно уже не вижу себя в «голубых огоньках» и кремлевских концертах. И думаю, что люди, которые меня давно знают, понимают, почему меня там нет. Единственное исключение в этом году – это «Новогодний квартирник у Маргулиса» на канале НТВ. Там принимают участие достойные музыканты, которые исполняют хорошую музыку.
- А сами вы смотрите телевизор?
- Нет. Во-первых, не интересно, а во-вторых, тоже не интересно. Но я в курсе событий, которые происходят в мире, в нашей стране. Я не веду отшельнический образ жизни.
- Можно тогда узнать ваше мнение по поводу длительного домашнего  ареста режиссера Кирилла Серебренникова?
- Я не знаю всех тонкостей, а гадать – дело не благодарное. Почему Серебренников попал в такую немилость? Никто этого не знает! Понятно только одно – что система юриспруденции и законодательства в России не работает.
- Есть ли у вас место силы?
- Да. Это мой дом.
- Как обстоят дела с концертной деятельностью?
- Концерты идут в рабочем порядке с моей группой Hippoband. А концерт «Секрета» уже заявлен в Петербурге в ноябре 2019 года. Летом будем играть большой концерт в Латвии. Ведутся переговоры по поводу других концертов.

- Ждать ли новый альбом в ближайшее время?
- У меня есть две идеи, но пока об этом говорить рано. Сейчас на первом месте – школа, мюзикл. А уже после февраля, когда состоится премьера мюзикла «Девчонка на миллион» в театре Музкомедии, можно будет выдохнуть, съездить на несколько дней куда-нибудь отдохнуть, и уже приступить к новому альбому.

Беседовала Татьяна Болотовская
Фото из личного архива Максима Леонидова


Теги:Максим Леонидов

Читайте также:
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика