Кто тебе снится, крейсер "Аврора"….
06.03.2017 4282 5.0 0

 Лет тридцать  назад историю легендарного крейсера «Аврора» знал практически любой... А сегодня кто-то, может быть, вспомнит про знаменитый выстрел 1917 года и,… наверное, все.

Курсанты Нахимовского военно-морского училища на фоне крейсера «Аврора», 1984 год

Путь крейсера «Аврора» от стапелей до вечной стоянки напротив гостиницы «Санкт-Петербург» был насыщен приключениями и подвигами. Строить «Аврору» начали в Санкт-Петербурге на заводе «Новое Адмиралтейство» 4 июня 1897 года, а 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II был спущен на воду крейсер «Аврора».. В июле 1903 года крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России. Свое название крейсер получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов.
Стоит еще вспомнить песню «Что тебе снится, крейсер "Аврора"…». Иногда эту песню называют вторым или неофициальным гимном города на Неве, ведь легендарный крейсер, до сих пор является визитной карточкой города белых ночей и «трех революций». Она написана в совместном творчестве поэта Михаила Матусовского и композитора Владимира Шаинского в 1973 году благодаря… замечательному кукольному мультфильму Романа Качанова «Аврора». Эта песня ,без преувеличения, для многих стала родной.


Любой корабль как человек имеет свою биографию и историю.Из истории крейсера «Аврора» известно многое,а вот имя  его «родителя» на долгие годы выпало из отечественной истории.  –судостроителя Ксаверия Ксавериевича Ратника. После многолетней службы на николаевских верфях его перевели в Санкт-Петербург директором Балтийского завода. Постройка «Авроры» стала звёздным часом для главного инспектора кораблестроения генерал-лейтенанта Ратника. Всё изменило событие под страшным именем Цусима, когда в одночасье все отечественные корабелы были объявлены «врагами Отечества», в том числе и Ксаверий Ксавериевич.

Ксаверий Ратник

Ксаверий Ратник родился в 1852 году в дворянской семье в Николаеве. Закончил в 1875 году в Санкт-Петербурге Техническое училище Морского ведомства. С 1877 года по 1882 год служил инженером-механиком при канонерских лодках «Тюлень» и «Секира» Каспийской флотилии. В 1884 году после окончания курса Николаевской Морской академии получил производство в поручики и зачислен в корпус корабельных инженеров-механиков.
В середине 1880-х гг. занимал в Севастополе пост помощника наблюдающего за постройкой броненосцев, где курировал работы по сооружению броненосцев «Чесма», «Синоп», канонерских лодок «Кубанец», «Терец» и «Уралец». С 1887 года по 1893 год работал в Николаеве, где руководил работамии по строительству броненосцев «Двенадцать Апостолов» и «Три Святителя», внес усовершенствования в их конструкцию и разработал новый проект броненосца водоизмещением 9500 тонн для Чёрного моря.В 1893 году Ратник был отмечен начальством и переведён на работу в Санкт-Петербург, где стал сначала управляющим, а затем и директором Балтийского завода, проработав на этой должности до 1905 года. Изучал опыт судостроения Западной Европы и США, а также контролировал выполнение заказов в этих странах по строительству военных кораблей для России. Внёс вклад в изучение использования нефти в качестве топлива для кораблей на Волге и Каспийском море, принимал участие в проектировании и испытании системы нефтяного отопления броненосца «Ростислав». Руководил постройкой императорской яхты «Александрия», ремонтными работами ледокола «Ермак», броненосца «Победа», крейсера «Дон», транспорте «Иртыш». 23 октября 1899 года по причине болезни главного инженер-механика, как начальник Балтийского завода лично встал за штурвал броненосца «Пересвет» в ходе его первых ходовых испытаний. В 1903 году был отмечен правлением завода благодарностью и премией «за успешное выполнение принятой в 1898 году Балтийским заводом программы судостроения». Является автором и релизатором проекта строительства в 1897—1900 гг. бронепалубного крейсера I ранга «Аврора», построенного по распоряжению главного инспектора кораблестроения Кутейникова от 7 марта 1895 года, и введённого в состав русского флота в 1903 году.В 1905 году был произведён в генерал-лейтенанты и назначен главным инспектором кораблестроения. После начала разбирательств о причинах неудач в Цусимском сражении имя Ратника, как автора и участника строительства большинства основных военных кораблей, принимавших участие в битве, стало фигурировать в качестве виновника этих неудач. Он принял решение отойти от дел и в мае 1907 года был уволен в отставку «по домашним обстоятельствам».

После выхода в отставку купил дом в курортном хуторке Боровая под Киевом, куда переехал с семьей. Занимался сельским хозяйством и увлекался живописью. Принимал активное участие в обустройстве посёлка, построил часовню. После Октябрьской революции раздал своё имущество крестьянам посёлка.
И уже в 1907-м его новой родиной стал дачный посёлок Боровая (Мотовиловка) под Киевом, где он купил дом и куда переехал с семьёй.

С семьёй и слугами во дворе дома

Трагическая ирония судьбы семьи Ратника в том, что он, царский генерал, стал изгнанником самодержавного общества, а как дворянин, был врагом октябрьской революции. Несмотря на то, что «Аврора» стала главным символом революции, имя её создателя на долгие годы вычеркнули из истории.
Но жизнь, даже вдали от столицы, в семье Ратника не прекратилась, а получила своё новое продолжение.
Ксаверий Ксавериевич целиком погрузился в новый сельский быт. Бывший корабел, а ныне «отставной генерал», Ратник спроектировал дом по аналогии с кораблём: комнаты считались каютами, а балкон, проходивший по трём сторонам здания, генерал-лейтенант называл капитанским мостиком.По воспомианиям старожилов, он любил выходить на балкон с биноклем и осматривать свои владения. Эти живописные места в нынешнем Фастовском районе до революции считались курортными, здесь строили дачи самые богатые киевляне, например, знаменитый сахарозаводчик Терещенко. Он открыл приют для многочисленных бездомных, которых в дачном посёлке было немало . А когда случилась Октябрьская революция, судостроитель и отец самого революционного корабля всё свое золото… просто раздал крестьянам. И сегодня старожилы с гордостью показывают дома в Мотовиловке (Боровой), которые были построены на деньги «нашего генерала от флота».
Увы, жизнь не вечна. Весной 1924-го Ксаверия Ратника не стало (точная дата смерти неизвестна). Похоронили его там же, в Боровой, возле его любимого южного сада. А после смерти главы семейства начались проблемы у его родных. Семью выселили в «более экономный домик», в доме-корабле судостроителя создали опытную станцию овощеводства. Старший сын Пётр вынужден был сбежать в Польшу, средний сгинул в 1937-м. И лишь по линии младшего сына продолжился род Ратников. И не просто продолжился...

По линии прославленного деда-корабела, на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница» сына и внука Ратника, ставших талантливыми судостроителями рыболовецких судов.

 


Теги:Ксаверий Ратник, крейсер аврора

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика