Ампирный квартал на Малой Охте.
11.03.2016 5005 0.0 0

Ампирный квартал на Малой Охте.
Сталинская архитектура, Бродский и итальянские мансарды.

Этот жилой квартал ограничен Невой и Таллиннской улицей с запада и севера, и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и юга. Бывший старой рабочей окраиной этот участок берега был включен в черту города к 1922 году и начал застраиваться с 1936 по 41, перед самой войной. Сейчас это участок с самой старой застройкой на севере Малой Охты. Дома близлежащих кварталов, включая здания второй стороны улицы Стахановцев и Талинской, возводились уже после войны, поэтому границы квартала видны невооруженным глазом.
Проект застройки принадлежал коллективу авторов - Г. А. Симонову, Б. Р. Рубаненко и В. М. Черкасскому.

1939-1940. Улица Стахановцев 11


1937-1939. Улица Стахановцев  

1940 год. Улица Стахановцев

Первый в списке авторов, Григорий Симонов знаменит в первую очередь своими конструктивистскими зданиями - Домом Общества бывших политкаторжан на пл. Революции, Академией железнодорожного транспорта имени Сталина (в наши дни Общежитие Строительного факультета ПГУПС, Кронверкский пр. д. 9.) и жилым домом по адресу ул. Бабушкин д.61. (известный в народе как дом-колбаса). Но никакие конструктивистские эксперименты даже эхом не отдаются в домах квартала на Малой Охте. Общий поворот в сфере искусства от авангарда к соц.реализму, который не обошелся без всем известных внутриполитических событий конца 20-х - начала 30-х годов, приводит к парадоксальным последствиям: один и тот же архитектор в центре города строит новаторские здания, а на окраине в совершенно пустом районе, где только и можно строить новый мир, возводит квартал в стиле сталинского ампира, который, в сущности, является своеобразным вариантом историзма, набившего оскомину за долгий девятнадцатый век.
Квартал в старых петербургских традициях развернут парадной стороной к Неве.

Малоохтинский пр.

Полукруглые в плане дома № 86 и 9 по Малоохтинскому проспекту – главные здания квартала - просматриваются еще с противоположного, далекого в этом месте берега. Отличительные черты здешних зданий - большой (то есть перекрывающий два и более этажа) ордер и, без всяких кавычек, монументальные арки, соединяющие соседние дома.
Сталинский ампир вообще и этот квартал в частности имеет ряд алогичных с прагматической точки зрения особенностей, которые обычно не кажутся таковыми, особенно тем, кто вырос в таких районах или всю жизнь видел их перед глазами. Части зданий, арки, балконы, колонны и даже дверные проемы и окна абсолютно несоизмеримы с ростом реального человека, они превосходят его в разы, что более чем странно для спального, по тем временам района. Поэтому тоталитарная архитектура 30-х кажется такой давящей.

Малоохтинский проспект дом №86

Таллинская улица дом №4

Другая странность - огромные балконы и открытые средиземноморские террасы домов, построенные так, как будто за окном всегда +20 и больше, а не вечный питерский 0. Заснеженные и закрытые большую часть года, они только усиливают городскую тоску.
Знаменитый архитектуровед Владимир Паперный в своей уже классической книге «Культура 2», размышляя о практических несуразностях сталинского ампира, говорит о том, что эти дома предназначалась, скорее не для реальных людей с их проблемами и нуждами, а для некой «универсалии человека», строителя коммунизма. Этим гигантам духа предназначались и колонны, и арки. Он же говорил о странном и необъяснимом «сползании» культуры 30-х на юг и юго-восток, сопровождавшимся «потеплением архитектуры», сделавшей ее неприспособленной к реальному климату, в котором она находилась.
В 60-е годы этот район все еще оставался промышленной окраиной города, метро не было проведено, а мост Александра Невского только начал строиться. В эти годы любимый поэт всех модников и интеллектуалов Бродский пишет стихотворение «От окраин к центру», вспоминая в нем, и Малую Охту и ее «тысячу арок». Хотя некоторые литературоведы считают, что здесь имеются ввиду не архитектурные изыски Симонова, а питербургско-лениградские мосты, из воспоминаний поэта известно, что в эти годы он ухаживал за девушкой, которая жила в общежитии ЛГУ, на улице Стахановцев. В наши дни это общежитие РГГМУ №1, во дворе которого стоит небольшой памятник стихотворению и автору.
Сейчас этот квартал если не элитного жилья то, по крайней мере квартир того самого среднего класса. И как ни странно и ампирные колонны, и зелень и «южные» балконы оказались удивительно уместны. Владельцы обживают их кипарисами и кофейными столиками, делая квартал похожим уже не только на город Муссолини, но и на Маленькую Италию, воплощая, таким образом, на своем личном отдельном балконе метафору про Петербург и четвертый Рим.

 

Материал подготовлен: проект "ЗНАЙ"  https://vk.com/knowspb
Фотографии: Любава Чистова.


Теги:ЗНАЙ_Красногвардейский Малая_Охта с

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика