Начальник «Современника». Памяти Галины Волчек.
26.12.2022 7466 0.0 0

Большую часть своей жизни народная артистка СССР Галина Волчек отдала «Современнику», с ним связана вся ее творческая биография. Галина Борисовна была одним из сооснователей театра, в 1971 году стала главным режиссером «Современника», а в 1989 году — его художественным руководителем.

Галина Волчек и Олег Ефремов
Главным делом её жизни стал театр «Современник», который она сделала домом для многих артистов: Валентина Гафта, Марины Неёловой, Лии Ахеджаковой, Сергея Гармаша и др. Театр, по словам Волчек, создан не «для развлекаловки». Однажды «АиФ» задал Галине Борисовне вопрос: «Всемирная сеть тотально поглотила умы молодежи... Не исчезнут ли некоторые виды искусств со временем? Например, театр?» Волчек ответила с возмущением: «Это вопрос для меня дикий. Я не считаю сцену и интернет близкими вещами. Театр — это совершенно другое пространство, другое видение мира, другое творческое начало... Всё равно энергетика совершенно иная в театре. Театр будет всегда. Да, публика другая. Но и жизнь отличается от той, что была 50 лет назад. И всё же и сейчас зритель хочет прийти в театр. Чтобы сопереживать, чтобы найти ответ на какой-то свой вопрос».
Первой ролью Волчек была Нюрка в спектакле «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова — первом спектакле нового театра. Потом были Мать в спектакле «В поисках радости» по Розову, Грачиха в «Без креста», мисс Амелия в «Балладе о невеселом кабачке». Уже в начале 60-х Волчек пробует свои силы в режиссуре — её дебютом был спектакль «Двое на качелях» по Гибсону. А к концу 60-х она была заслуженной артисткой РСФСР и получила Государственную премию СССР — за участие в спектакле «Обыкновенная история».
В кино Галина Волчек снималась редко, хотя в целом её фильмография включает около тридцати картин. Но в основном это эпизодические роли, сыгранные ею в 1960-е и 1970-е годы. Например, она была служанкой в «Дон-Кихоте» Григория Козинцева (1957), покупательницей магнитофона в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966), Волчицей в музыкальной сказке Леонида Нечаева «Про Красную шапочку» или Дюймовочкой в «Осеннем марафоне» Георгия Данелии.
При этом часть картин, в которых снималась Волчек (и все, которые она поставила как режиссер), — это фильмы-спектакли, телевизионные адаптации спектаклей «Современника». Театр оставался для неё главным делом на протяжении всей жизни — причем тот театр, в создании которого она принимала непосредственное участие и с которым жила на протяжении всей своей карьеры.
Полтора десятка лет — с середины 1950-х и до конца 1960-х — ушло на то, чтобы создать «сложившийся художественный организм», как написано в истории театра на сайте «Современника». А едва он был создан — с устоявшимся репертуаром и уникальным актерским коллективом — ушел в МХАТ художественный руководитель Олег Ефремов, к тому же взяв с собой ведущих актеров.
Театр собирались закрывать, а театральная пресса вальяжно рассуждала о том, что историческая миссия «Современника» исчерпана. Но это оказалось далеко от действительного положения дел: в 1972 году коллектив выбрал нового худрука — им стала Галина Волчек, а в театр пришли новые актеры — Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев. И уже в 1973 году состоялась новая громкая премьера — спектакль по пьесе Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму». Потом был «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина, тоже поставленный Галиной Волчек, и множество других спектаклей. Театр делал спектакли по повестям Константина Симонова («Из записок Лопатина», «Мы не увидимся с тобой»), по произведениям Бориса Васильева («Не стреляйте в белых лебедей») и Григория Бакланова («Навеки девятнадцатилетние»). В 1989 году Волчек поставила «Крутой маршрут» по автобиографической книге Евгении Гинзбург.
«Я предпочитаю жить сегодняшним днём, здесь и сейчас. Если всё время вспоминать прошлое, это значит, что сегодняшнюю свою жизнь ты не живёшь. А я хочу жить настоящим: в нём много хорошего, если смотреть на жизнь позитивно», — рассказывала Волчек.

Обыкновенная история. Московский театр "Современник" (1970)
Режиссер: Галина Волчек, Владимир Храмов. В ролях: Олег Табаков, Михаил Козаков, Лилия Толмачёва и др. Фильм-спектакль в постановке Московского театра "Современник". Мудрая, остроумная, глубоко трогательная, очень человечная и прекрасно сыгранная картина. Александр Адуев (Табаков), молодой человек из провинции, приезжает в Петербург к своему дяде, Петру Ивановичу Адуеву (может быть, лучшая роль Козакова), полный радужных надежд на служение отечеству. Он готов перевернуть весь мир. Дядя сразу же начинает ставить юношу на землю, убеждая не говорить "диким языком", заниматься делом.


На дне (1972).
Режиссер: Галина Волчек, Леонид Пчёлкин. В ролях: Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Андрей Мягков и др. Экранизация пьесы "На дне" М.Горького. Фильм-спектакль в постановке Московского театра "Современник".


Вечно живые. (1976)
Режиссер: Галина Волчек, Олег Ефремов, Майя Маркова. В ролях: Олег Ефремов, Антонина Богданова, Олег Даль и др. Фильм-спектакль по пьесе Виктора Розова, поставленный Олегом Ефремовым.


Спешите делать добро (1982)
Драма, экранизация. Режиссер: Галина Волчек, Майя Маркова. В ролях: Марина Неёлова, Игорь Кваша, Алла Покровская и др. Мелодрама по одноименной пьесе Михаила Рощина в постановке Московского театра "Современник". Фильм-спектакль рассказывает о девочке-подростке с трудной судьбой, волею случая попавшей в чужую семью, о сложных отношениях с людьми, приютившими ее.


Эшелон (1988)
Режиссер: Галина Волчек, Иосиф Райхельгауз, Надежда Марусалова. В ролях: Марина Хазова, Алеша Захарько, Галина Соколова и др. По одноименной пьесе М.Рощина в постановке Московского театра "Современник" (1976 год, постановка Г.Волчек, И.Райхельгауз). Действие происходит осенью 1941 года. В эшелоне, который медленно движется на восток, едут эвакуированные семьи рабочих и служащих одного из московских заводов. Постепенно страх и отчужденность сменяются теплом человеческого участия и содружества...


Вишневый сад (2006)
Драма. Режиссер: Галина Волчек. В ролях: Марина Неёлова, Мария Аниканова, Елена Яковлева и др. Телеспектакль театра "Современник". По одноименной пьесе Антона Павловича Чехова. Г. Волчек поставила спектакль о людях, на наших глазах доигрывающих свою смешную, свою нелепую, свою "нескладную, несчастливую жизнь". Помещица Раневская попадает в затруднительное положение: за долги грозят выставить на торги ее имение с вишневым садом. Купец Лопахин предлагает, чтобы выправить ситуацию, сдать участок в аренду дачникам, но для этого нужно вырубить вишневый сад, посаженный еще прадедами.



Теги:Спектакли, Галина Волчек, современник

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика