Сара Бернар. Моя слава приводила в ярость моих врагов и досаждала моим друзьям.
26.03.2021 51 0.0 0

Черт знает что такое!
Утром просыпаемся, прихорашиваемся, натягиваем на себя фрак и перчатки и часов в 12 едем в Большой театр... Приходим домой из театра, глотаем обед неразжеванным и строчим. В восьмом часу вечера опять в театр; из театра приходим и опять строчим, строчим часов до четырех... И это каждый день! Думаем, говорим, читаем, пишем об одной только Саре Бернар. О, Сара Бернар!! Кончится вся эта галиматья тем, что мы до maximum’a расстроим свои репортерские нервы, схватим, благодаря еде не вовремя, сильнейший катар желудка и будем спать без просыпа ровно две недели после того, как уедет от нас почтенная дива.
Ходим в театр два раза в день, смотрим, слушаем, слушаем и никак не дослушаемся и не досмотримся до чего-нибудь особенного. Всё как-то сверх ожидания обыкновенно, и обыкновенно до безобразия. Смотрим не моргая и не мигая на Сару Бернар, впиваемся глазами в ее лицо и стараемся во что бы то ни стало увидеть в ней еще что-нибудь, кроме хорошей артистки.

Антон Чехов. Опять о Саре Бернар. Статьи. Рецензии. Заметки.

Сару Бернар, лучшие роли которой французы считали таким же национальным достоянием, как Триумфальная арка или Эйфелева башня, можно назвать первой настоящей суперзвездой.
Неповторимая, неподражаемая, божественная. Такие определения давали ей. Ее голос сравнивали с голосом сирены, полным томления и нежности. Она магическим образом воздействовала на зрителей, она заставляла трепетать сердца мужчин.
О ее неукротимом характере и бешеном темпераменте ходили слухи. "Я без конца ставлю перед собой разные цели, чтобы не дать себе сорваться с цепи", - скажет актриса однажды.
Она отдавалась театру с не меньшей страстью, чем отдавалась любви. Как отдавалась и всем своим многочисленным увлечениям. Она была красива, излишне худа, носила необычные туалеты. Ее макияж был изощренным. Она подкрашивала даже кончики пальцев рук, дабы игра приобретала особую выразительность.
Все в ней было необычно, и все - сверх меры... Сара Бернар стала настоящей легендой, а ведь именно она когда-то сказала: "Легенда всегда берет верх над историей".
Советская театральная энциклопедия настаивает на том, что Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в семье инженера. Действительно, инженер Эдуард Бернар признавал себя отцом малышки, но, возможно, он ошибался и рождена Сара была от морского офицера Мореля. Мать Сары, красавица Юдифь, которую в семье звали просто Юля, приехала в Париж из Голландии. Дочь состоятельного оптика-еврея, она имела своевольный характер, редкую красоту и множество веселых сестер. Отец Юли рано овдовел, и девочки, едва подросли, бросились врассыпную в поисках радостей жизни. К шестнадцати почти все они обзавелись потомством. Сара родилась слабенькой, врачи обещали ей короткую жизнь и больные легкие, поэтому ее юная мать, не особо сокрушаясь, отдала девочку в деревню кормилице-бретонке, занявшись другими делами, однако исправно присылала Саре «что-нибудь вкусненькое». Кормилица любила девочку, нежно звала ее «Пеночкой». Вскоре Сара попадает в скучный пансион. «Учись шагать в ногу», – сказал отвозивший ее туда старый генерал. Потом – в монастырь в Версале. Войдя в низкую дверь, девочка закричала: «Я не хочу в тюрьму!» и забилась в истерике. От матери Сара унаследовала аффекты, у той они кончались сердечным приступом, а у Сары – обмороком. Монахини удивлялись ее вспыльчивому нраву. С одной стороны — необычайное религиозное рвение, с другой — неконтролируемые приступы гнева. Четыре раза девочку выгоняли из пансиона. И четыре раза принимали обратно. Раскаяние Сары вкупе с ее очарованием обезоруживали...

Сара Бернар в образе Пьеро

Когда Саре было пятнадцать, к ней посватался богатый мучной торговец, ему она отказала. Но с девочкой надо было что-то решать. Один из титулованных друзей матери, герцог де Морни, советует отдать ее в консерваторию. «Сегодня ты поедешь в театр», – вздохнув, объявила мать Саре. «Когда занавес медленно стал подниматься, – вспоминала актриса, – я думала, что упаду в обморок. Ведь это поднимался занавес над моей жизнью».
Пьеса Расина до того потрясла эмоциональную девочку, что она разрыдалась... А вскоре ее приняли в Национальную академию музыки и декламации. К экзамену Сару готовил сам Дюма, сравнивавший голос девушки с "хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке".
В академии она занималась с тем же фанатизмом, с каким прежде возносила католические молитвы. "Мадемуазель Бернар, дебютировавшая вчера в "Ифигении", — высокая, стройная девушка приятной наружности. Держится она хорошо и обладает безупречной дикцией", - таков был отзыв критиков на дебют Сары в "Комеди Франсез".
Правда, со знаменитым театром Саре вскоре пришлось расстаться. Ее младшая сестра, приглашенная на спектакль, нечаянно наступила на длинный шлейф платья ведущей актрисы, которая в ответ толкнула девочку так, что та, упав, рассекла себе лоб. Подбежавшая Сара залепила приме пощечину... Скандал был грандиозным. Девятнадцатилетняя Сара извиняться отказалась, после чего ее уволили.
Первая большая удача актрисы была связана с ее приходом в театр "Одеон". В 1868 году она с блеском сыграла роль мальчика в пьесе Корнеля "Атали". Весьма удачной все признали и ее Корделию в "Короле Лире". Критики восхищались простотой и откровенностью ее игры... А звездой первой величины Сару сделала роль королевы в пьесе Гюго "Рюи Блаз". В результате, спустя почти 10 лет после скандального увольнения, Бернар получила приглашение вернуться в "Комеди Франсез".

Альфред Эмиль-Леопольд Стевенс. Портрет Сары Бернар.

Она сыграла много мужских ролей: Вертер, Занетто, Лорензаччо, Орленок... В роли 20-летнего Орленка, несчастного сына Наполеона Бонапарта, актриса выступала в возрасте... 55 лет! А сыграв Гамлета, она покорила самого Станиславского.
Красивый голос, отточенная дикция, пластичность, нарочитая эффектность - все это отличало игру Сары Бернар. Специально для нее писали пьесы. В частности, Викторьен Сарду создал "Теодору", спустя три года - "Тоску", затем - "Колдунью", а Эдмон Ростан - пьесы "Принцесса Греза", "Самаритянка", "Орленок". Одной из лучших ролей актрисы считается роль Маргариты Готье в "Даме с камелиями". Именно с этим спектаклем связана одна из ее знаменитых шуток: "Если публика сегодня будет капризничать, я умру уже во втором акте".
Позже она начнет приобретать собственные театры. Так, в 1893 году Бернар купила театр "Ренессанс", а пятью годами позже - театр на площади Шатле, он получит название "Театр Сары Бернар". Она бессменно руководила им 24 года.

Вальтер Спиндлер. Сара Бернар.

Бернар очень много гастролировала по миру. Языкового барьера для нее практически не существовало... Пластика, мимика, голос, выразительность - вот те средства, с помощью которых актриса его преодолевала. Гастроли в Нью-Йорке запомнились ее очередной эксцентричной выходкой. Узнав, что один из пасторов регулярно поносит ее в своих проповедях, Сара написала ему записку: "Дорогой коллега! Зачем вы так поступаете? Мы, комедианты, должны поддерживать друг друга".
Трижды Бернар приезжала с гастролями и в Россию. Ее приезды всегда производили большой фурор. Когда ее представили императору, Сара собиралась сделать глубокий реверанс, но Александр III остановил ее: "Нет, мадам, это я должен склониться перед вами". В Россию  она приезжала трижды. Она привозила свои лучшие спектакли, среди них «Дама с камелиями». Российская публика встречала ее восторженно. Литераторы же были прохладны.  Однако тот же Чехов в драме «Иванов» дает жене главного героя имя Сара, и заставляет умереть от чахотки – все-таки Бернар произвела на него впечатление.

 Гюстав Доре. Портрет Сары Бернар

У актрисы было много любовных романов, в том числе и именитых. Но самой большой ее любовью называют принца Анри де Линя — отпрыска знатного бельгийского рода. Сара познакомилась с ним в Испании, и он стал ее первым мужчиной. Ей было тогда 19 лет... Роман с Анри длился больше года. Принц был готов к браку, но ставил одно условие — бросить театр. Разве могла она пойти на это? Вмешались и родители Анри — особы королевской крови, заявив, что артистке не место в королевской семье.
Сара вернулась во Францию, а спустя 9 месяцев, в декабре 1864 года, на свет появился ее сын Морис…
В Петербурге Сара Бернар встретила греческого дипломата — красавца Жака Дамала, который был моложе ее на 11 лет. Он бросил службу и вступил в труппу Бернар. Вскоре они поженились.

Дж. Кассель Сара Бернар в своей студии 1890-е г.

Однако семейная жизнь принесла актрисе одни неприятности. Дамала изменял ей направо и налево, а она оплачивала его огромные карточные долги. Кроме того, выяснилось, что он имеет излишнее пристрастие к морфию и, как следствие пагубной зависимости, явно садистские наклонности.
Вначале Бернар пыталась с этим бороться. Однажды она даже сломала свой зонтик о голову аптекаря, поставлявшего Жаку морфий. Но все было бесполезно. Они развелись.

Джузеппе де Ниттис Сара Бернар в образе Пьеро

Романы Бернар всегда были предметом сплетен. Поговаривали, что она соблазнила глав всех государств Европы... Это, конечно, преувеличение. Но среди ее поклонников были и наследник английского престола, ставший позже королем Эдуардом VII, и император Австрии Франц Иосиф I, и король Испании Альфонсо, и король Италии Умберто, а также король Дании Кристиан IX.
Актриса получала от них дорогие подарки. Так, Кристиан IX предоставлял ей свою яхту, а герцог Фредерик позволял пользоваться своим родовым замком. Впрочем, случались романы и с партнерами по сцене... Незадолго до своего 70-летия Сара увлеклась Луи Теллигеном, который был вдвое моложе ее. Их отношения длились четыре года и остались в памяти возлюбленного как "самые лучшие" в его жизни.
Она была богата, ее гонорары по тем временам считались баснословными. Светские приемы с изысканными блюдами проходили в доме Бернар нескончаемой чередой.

Кларин Георг Жюль Виктор  Сара Бернар в образе Теодоры. 1900 г.

Актриса отличалась небывалой щедростью — любой из коллег-актеров мог рассчитывать на ее финансовую помощь. А во время франко-прусской войны, находясь в осажденном Париже, Сара Бернар превратила театр "Одеон" в госпиталь, которым руководила, одновременно при этом выполняя функции медсестры.
В 1904 году совместно с итальянским певцом Энрико Карузо она организовала ряд благотворительных концертов, сборы от которых пошли на помощь русским солдатам, пострадавшим в Русско-японской войне.
Животных Сара любила, пожалуй, еще больше, чем людей. В ее квартире был настоящий звериный приют. Тигрята, соколы, шимпанзе, удав, пума. В одну из холодных парижских зим Сара истратила две тысячи франков на покупку хлеба для голодных городских воробьев.
Она серьезно увлекалась живописью и скульптурой. Ее работы приобретали даже музеи.
Она летала на воздушном шаре, прекрасно ездила верхом, отлично стреляла из пистолета и часто повторяла, что если бы была мужчиной, то дралась бы на дуэли каждый день.
В квартире Бернар царил хаос: ковры, пледы, пуфики, безделушки, разбросанные в произвольном порядке, скелеты в спальне (не будем забывать про вечный спутник — гроб). Слуги боготворили свою хозяйку, хотя она могла в сердцах запустить в них чашкой. Правда, потом в порыве раскаяния дарила ценные подарки...
В этой квартире она обожала принимать гостей. Среди ее друзей были Виктор Гюго, Гюстав Доре, Эмиль Золя, Оскар Уайльд…

 Кларин Георг Жюль Виктор. Сара Бернар в роли Грисмонды.

В то же время она любила одиночество, выбирая для своих прогулок пустынные дороги и уединенные уголки...
До конца жизни она оставалась настоящей женщиной — кокетливой и уверенной в своем обаянии. И до конца жизни не мыслила жизни без театра. 72-летней актрисе ампутировали ногу выше колена, но она продолжала выступать. Сара потребовала, чтобы деревянный протез и костыли бросили в камин, и передвигалась на специально изготовленных для нее носилках. На сцене актриса могла только сидеть. Поэтому играла она теперь в коротких одноактных пьесах, неподвижно восседая на возвышении. Таким образом во время Первой мировой войны она даже выступала перед солдатами в прифронтовой зоне.
Она никогда не скрывала своего возраста, но не поддавалась ему. В 76 лет в одной из пьес она играла тридцативосьмилетнюю женщину! Когда ей исполнилось 78, она собрала друзей-актеров и назначила тех, кто будет нести знаменитый розовый гроб с ее телом после кончины. Потом сказала: "Я любила в нем спать. Считайте меня не умершей, а уснувшей. Когда-нибудь я проснусь. Проснусь в ком-то другом. Вы меня узнаете, потому что не забудете".
Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года. За месяц до смерти она дала согласие на роль в кинокартине, которую одна из голливудских компаний должна была снимать в Париже...
Чуть ли не весь Париж пришел на ее похороны. Последний путь актрисы был усыпан камелиями — ее любимыми цветами... Сара Бернар устроила из своей жизни и из своей смерти грандиозный спектакль.

 


Теги:Сара Бернар.

Читайте также:
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика