Спектакль «Атавизм»
Такой театр
Режиссер Сергей Азеев
На уровне.
Когда я вижу в афише имя Сергея Азеева, то иду на спектакль. Это означает, что я уже практически на 50% уверена, что спектакль будет осознанный, затрагивающий какую-либо палитру проблем и вопросов и, элементарно, интересным зрителю.
А с интересом сейчас особенно сложно… Сергею Азееву же в своих постановках удается ДЕРЖАТЬ зрителя в рамках сценического действа. И вроде бы нужно отвлечься, чтобы сделать запись в блокноте, но не хочется... Жалко отвлекаться.
Фото: с официального сайта «Такой театр»
В «Атавизме» есть перекликания с «F.Жюли», совсем незначительные, чуть уловимые. Отзвук компьютерной игры предстает в «Атавизме» не при помощи анимации, как это было в «F.Жюли», а благодаря сюжетной линии: главный герой умирает и попадает «на уровень». Что такое этот «уровень»? То ли загробное царство, то ли чистилище в котором он сталкивается с местными самоуправцами. И ничем загробная жизнь не отличается от земной. Там тоже нужно работать: перетаскивать пустые ящики из одного угла в другой. Зачем? Работа! Там такой же, как и в жизни, привал-перекус котлеток, разговоры «за жизнь» и частые перекуры, чтобы не переработать.
Главный герой попадает в подмастерья «перетаскивальщика» ящиков – Кривому. Тот во всей системе «уровня» - оппозиционер! Все ему не то, все ему не это. Кривой один из самых интересных персонажей во всем спектакле. Артист сумел его сделать «подбитым» обществом, потерявшим надежду, но иногда все-таки вспоминающим себя истинного.
Начало спектакля встречает зрителя темнотой, частым словом «бл*!» и еще одним неожиданным «сюрпризом» (спойлерить не буду). Уж слишком много «бл*!» было за одну минуту и черного бесцветия, в которое погрузили зрителя и сцену.
Кадр из спектакля: главный герой
Спектакль начинается еще до того, как зритель успевает войти в зал.
Народ привозят на «уровень»… Ты входишь в лифт. Молчание. Начинает играть музыка. Двери закрываются. Некое замешательство. Едешь куда-то, вероятно вверх, вероятно на «уровень». Музыка заканчивается, двери не открывают. Вспоминается Фокин с его «Сегодня.2016», но слава Богу уже не 2016, а 19 год... Из лифта все-таки выпускают. Кажется, все понятно. Все мы когда-нибудь попадем на «уровень». Вот и сейчас попали, подглядеть за другими.
Он – другой, оказывается совершенно не «другим», а олицетворением 80% жителей России. Работает мелким начальником в посредственной компании, заслужил маломальское уважение спустя годы службы, имеет кое-какой авторитет; семьянин, утверждает, что любит свою супругу… Хобби нет. Интересов нет. Друзья – все те, с кем можно выпить… Гулкая пустота.
Ко второму акту разобрался, что супругу не любил никогда, может быть в самом начале отношений… Говорить с ней не о чем уже как несколько лет. И тогда спросили его (примерно так): «Так и зачем ты так рвешься назад (в жизнь), если ты и не жил вовсе?» - и это, наверное, самая суть всей постановки. Четкая и понятная. И жаль главного героя, ведь, за все свое существование он так и не понял, кто он, что ему любо, а что нет, какие у него интересы и, главное, для чего он живет? И ведь как много людей бесцельно живущих… Или не знающих для чего живущих. «Поезд двигается, но ты то стоишь!» - замечает один из героев. Жизнь идет, но ты то не живешь! И проблема ли это «существующих людей» или все можно оправдать такими словами, как «фатализм», то бишь «судьба»? Об этом и выстроена основная материя спектакля, в этом его сердцевина, основной вопрос.
И так боялся «раскрыться» герой, находясь на уровне. Мол, чужие ему служители уровня – посторонние люди, но дело то в другом было: «Открыться боятся так как нет ничего внутри»… И так о многом говорит эта фраза, подытоживая всю жизнь героя. Ставя на нем и его жизни жирный крест. А уже ничего не исправишь… конец то вот он, наступил.
И важно, чтобы со сцены звучало что-то трепещущее и важное, что могло бы затронуть зрителя, бросить в него перчатку, и сподвигнуть к размышлению о своей жизни (или существованию, каждому свое…). И, возможно, этот спектакль поможет кому-нибудь взглянуть на себя со стороны, или станет последним камушком к обрушению привычного существования… Перчатка кинута, а подбирать ее или нет – решать вам, - зрителям.
Для меня спектакль с каким-либо зерном и сутью – уже успех, а интересно поданный, пространственно решенный – двойной успех. С достойной актерской игрой – тройной. «Атавизм» влетает во все пункты. Современно, модно и жизненно. О реальном, о насущном.
Герои спектакля.
Великолепна Ружа (арт. Александра Жарова). Энергична, капризна, немного глупа и по-женски так сильно желающая личного счастья! Актерский ансамбль подобран «на ура!», и гоповатый Аполон-Бог, вышедший явно из 90-х, и подпевалы-служители, делящие между друг другом куртку и золотые часы «умершего», и внешне флегматичный Кривой-оппозиционер.
Этот спектакль задает вопрос зрителю, наверное, самый главный в жизни человека: «А ты то живешь или все-таки существуешь?» И есть ли разница между жизнью или «уровнем», если все-таки человек существует..?
Irena Kristo.
Февраль, 2019 г.