Бурлящие потоки молодого задора или «Тихий Дон» вышел из берегов.
21.09.2013 4054 0
Песня "Как донские казаки по станицам гуляли" пронизывает все художественное полотно спектакля "Тихий Дон", являясь скрепом между его четырьмя частями. Одновременно с этим она задает главное настроение постановки - и зритель верит в бойкое бесстрашие, озорной, крепкий дух казачьего народа. Казаков и казачек играют студенты третьего курса Григория Козлова. Восьмичасовое представление смотрится легко - в первую очередь оттого, что песенное и танцевальное начало спектакля находятся в плотном тандеме и настраивают на положительные эмоции. То чувство удовольствия, с которым артисты поют, проникает в зрительный зал, увлекая напевной тягучестью казацкого языка, а народные танцы, в которых каждый может явить свою самобытность, выделывая коленца, но при этом остаться среди крепкого большинства, заражают желанием влиться в этот коллектив и выплясать свою тоску и радость в традиционных танцах.
Подзаголовок к названию спектакля: «Житие хутора Татарского», а это значит, что не столько история Григория и Аксиньи волнует воображение режиссера, сколько картины жизни народа в целом. Это масштабнее, эпичнее и сложнее. «Мир» в значение мирное существование и «мiр» как народ удаются хорошо, в отличие от войны. Колоритные картины крестьянского быта вырастают с помощью тонких метафор, смело найденных режиссеров. Свадебная фата Натальи превращается в праздничный стол, за которым сидят пришедшие станичники. Цветной платок — один из символов казацкого мира, а также символ мужской любви и внимания, вырастает в несколько удивительных образов. Во-первых, это косы, которыми взмахивают хуторчане, превращая поле в цветочный рай. Во-вторых, коса, которой пытается лишить себя жизни Наталья. В-третьих, подсолнухи, хранящие память о любви Григория и Аксиньи.
Военные тяготы и размышления даны штрихами, в основном юмористическими — это эпизоды, в которых товарищи разыгрывают друг друга. Степан Астахов (в исполнении Андрея Аладьина), чтобы поднять боевой дух товарищей, рассказывает шутки-прибаутки, которые служат лишь завесой, скрывающей истинный нежный характер героя. Поэтому в сцене побоев жены он долго борется с жалостью, не позволяющей поучить «уму-разуму» Аксинью. Духовные томления героев, мятежная страсть переживаний человека в меняющемся мире даны очень поверхностно, что, конечно, сказывается на смысловом содержании ролей. Но привлекательные острые характеры есть. Дмитрий Белякин, играющий Пантелея Прокофьевича, - строгий, скупой на нежности, свято чтящий казацкую честь глава семейства, почитаемый всем хутором. При этом своенравный, вспыльчивый, категоричный человек. Конечно, в первую очередь он хозяин, а потом все остальное. Но порой родительские чувства берут верх - и он приходит к Григорию, которого прогнал из дома, прощая его. Идет к Наталье и дарит ей материнский платок. При этом понимания изменения исторической ситуации не происходит - Пантелей твердо стоит на убеждении воевать за царя. Обаянием и умением создавать интересный актерский рисунок так же выделяется и Есения Раевская, играющая Аксинью. Уверенная поступь, осознание магического эффекта, оказываемого на мужчин, страстная, изнывающая любовь к Григорию отличают героиню от других прекрасных представительниц женского пола.
Сложно играть своих сверстников. Ведь век назад люди созревали раньше, тем более люди из народа, с детства имеющие представление о том, что такое ответственность. Этой «взрослости» молодых и не хватает нынешним артистам — что скорее оправданно не их годами и естественным стремлением испытывать эмоциональные бури, а режиссерским решением. Артисты с радостью воплощают веру в неугомонность человеческого духа, при этом иногда забывая о полутонах. Здоровый юмор и оптимизм преобладает над драмой жизни, и насколько это соответствует ожиданию зрителя, пришедшего посмотреть спектакль, поставленный по роману Михаила Шолохова, — вопрос открытый.
Первая часть называется «Истоки» и повествует о событиях зарождения рода Мелеховых. Темы противостояния общества и личности, воззрения и чувства задается уже в этой части. Образы турчанки и Аксиньи связаны, поэтому будущее любви Григория предопределено. Жизнь в сообществе имеет определенные правила. Все окружающие ожесточаются против Аксиньи, ибо она отличается от всех остальных женщин, несмотря на общую национальную принадлежность. Она уходит от мужа, бросает дом ради любви, ради человека, который вряд ли сможет когда-нибудь назвать ее своей женой. При этом она очень горда и смело заявляет о своем поступке, пренебрегая мнением общества. А общество — «сплоченное большинство», как говорил ибсеновский доктор Стокман, этого не прощает. И человека загоняют в угол, лишая выбора. Григорию сложно оторваться от родного база — он прикипел душой к дому, ведь он настоящий хозяин. Так в постоянной тоске по дому и по любимой женщине и проходит его жизнь. Поэтому-то его увлекает политика и желание проанализировать миропорядок. Пребывая в омуте личной жизни, герой ищет ответов в омуте жизни общественной. Этот пласт жизни героя не нашел отражения в спектакле, именно поэтому роль Григория (в исполнении Антона Момота) кажется недостаточно драматичной. Герой незауряден, активен и подвижен, обаятелен, но незрел. На протяжении всего спектакля Григорий Мелехов ищет путь решения собственных проблем, но так и не приходит ни каким выводам, как стебелек качается в поле под могучими донскими ветрами.
«Истоки», «Берега», «Пучина», «Исход» — название четырех частей спектакля, отражающие состояния казачьего Дона. Вскипяченный, бурлящий, жаркий Дон совершенно не соответствует эпитету «тихий». Скорее он мелодичный, шумливый и очень молодой, разливающийся по весне войны могучими потоками.
Читайте также:
Комментарии