Прелюдия к Смерти.
Рецензия на спектакль "Губернатор" Андрея Могучего.
Февраль 2017 года начался с премьеры спектакля Андрея Могучего «Губернатор» в БДТ по рассказу Леонида Андреева. Леонид Андреев – это родоначальник русского экспрессионизма, представитель Серебряного века, писатель-символист. Человек с резкими суждениями и взглядами на жизнь, что и отражалось в его произведениях. Нестандартный слог, резкие сюжетные повороты, повествование при помощи символов, яркая экспрессивность и даже скептицизм. Писатель симпатизировал революции 1905 – 1907 годов, и в 1905 году пишет рассказ «Губернатор», отражающий его взгляды.
А в 2017 «Губернатора» ставит Андрей Могучий в БДТ. Своим спектаклем, Андрей Могучий приглашает зрителей на предварительные поминки главного героя, тягостная атмосфера ожидания смерти начинает расползаться по залу с самого начала действия.
Спектакль начинается с режущего звука, напоминающего писк, который со временем усиливается. Хочется его выключить, прекратить, остановить. Все актеры сидят вдоль сцены, освещенные кроваво-красным цветом, и постепенно, они уходят, унося стулья на которых сидели. Так, на сцене остается лишь одна девочка с красным революционным флагом. Звук исчезает, ярко-красный свет гаснет, и по бокам спускаются две железные лестницы, по которым слезают «ангелы» с железными крыльями, как бы открывая действие. Поднимается второй занавес, картина начинается. И начинается она со смерти главного героя. Серая мрачная комната с большим окном, за которым чернота. Комната эта выкрашена в больничный серо-зеленый цвет, она пустая и холодная. Губернатор мечется в своих мыслях, и не может уснуть, он ложится в кровать-гроб, в изголовье которой зеркала. Как только уснув, на сцене появляются двое бесцеремонных мужчин в черных котелках. Они кладут на лицо губернатора подушку, и делают два выстрела в голову. Это, своего рода, эпилог. А дальше – «жизнь», а точнее ожидание главного героя неминуемого – смерти, и жизнь эта показывается в 11-ти эпизодах за несколько недель до смерти Губернатора.
Голос «за кадром» повествует о том, что история Губернатора будет рассказана в эпизодах, и эпизод за эпизодом сменяет друг друга в течение всего спектакля. Как и в спектаклях «Пьяные» и «Счастье», Андрей Могучий пользуется субтитрами, где написано, например, «Эпизод № 1». При помощи деления спектакля на эпизоды, происходит выборочное повествование о последних днях жизни главного героя. Сцена у Могучего плавно проистекает из кабинета в спальню, из спальни в зал для пиршества, из зала снова в кабинет. Декорации меняются подобно тихой игре на фортепиано – непрерывно, плавно, технично и точно. Это та составляющая в спектакле, которая просто льет бальзам на душу от мастерства таких тонких и чутких переходов. Все разнообразие комнат, представленное зрителю, выдержано в одном стиле и существует с одной атмосферой, пропитывающей весь спектакль «Губернатор». Это атмосфера обреченности, тягостного молчания, постепенного глубокого нагнетания, ощущения чего-то нехорошего, темного, гиблого и смердящего. Атмосфера похорон – вот основное ощущение во время просмотра спектакля Андрея Могучего.
Декорации выполнены либо в черных, траурных цветах, либо в изумрудно-зеленых. Модифицирующиеся комнаты пустынны и холодны, как бывает в необжитом брошенном доме. Где-то выбито окно, где-то обшарпана стена, и нет в них атрибутов какой-либо жизни, это дом умершего человека.
И герои спектакля тоже не живые, холодные, мраморные, будто бы созданные из фарфора. В них совершенно нет жизни, даже надежды на жизнь, на улыбку, на «свет в конце тоннеля». Жена Губернатора, Марья Петровна – колет себе героин в вену на глазах у дочери и изменяет мужу с его сослуживцем, тайно обманывая супруга. Все что ей нужно – доза наркотиков и какой-нибудь светский вечер, на дочь ей плевать так же, как и на мужа.
Даже бал, пир, напоминает поминки, где Губернатора уже никто не замечает, супруга особо не пытается скрыть своей связи с сослуживцем мужа, Губернатор среди гостей, но при этом одинок. У него вроде бы есть семья, но положиться на них он не может, так как это лишь пустые оболочки. На пире возникает интересный диалог Губернатора с сыном, Алексеем. Его сын говорит отцу о том, что его могут убить, и главный герой отвечает ему: «Так кто ж меня убьёт, как не Россия?!». И в этой фразе ключ ко всему происходящему и во время Первой революции 1905 года, и, наверное, в нынешнее время. Сложность ситуации, отчаяние, боль, пустота… И спрашивается, а кто же такой этот Губернатор?
Фото: Из архива БДТ
С этой фразы и открываются терзания главного героя о своем предчувствии скорой смерти. Он пытается уснуть, но не может, а засыпая, видит один и тот же сон, сон, в котором к нему в спальню приходят души умерших детей и женщин, которые были убиты по его приказу. Души что-то спрашивают его, заполняя все свободное место в спальне чиновника, и не давая ему уснуть. Каждый раз Губернатор просыпается в холодном поту и рыдает. Рыдает, как беспомощный ребенок, обреченный на гибель, которая вот-вот наступит на пятки. Губернатор кричит от своей боли. Один, среди ночи, знающий, что скоро умрет.
Знакомо ли Вам чувство обреченности? Когда, вот он – конец. Чувство глубокого дикого страха, от которого тошнит, но сдвинуться ты не можешь. Когда ночная чернь заполняет все твое здравое существо, и пронизывает тебя сначала чувством страха, паникой, потом ощущением неминуемого конца и смерти? Именно это и происходит с Губернатором, переламывая его сознание.
У жертвы есть несколько стадий ощущений, которое она испытывает перед смертью, это: желание убежать, противостояние, затем боль, горечь и слезы, и, наконец, смирение. Так и у главного героя происходит смирение с неминуемым концом. Он принимает эту ситуацию, это предчувствие, и начинает жить… Жить в том контексте, в котором возможно. Губернатор замечает какие-то мелочи, на которые раньше не обращал внимания, читает письма, которые ему пишут люди, и даже отвечает на одно. Это письмо девочки, учащийся в одной из гимназий города. Она пишет, что, не смотря, на то, что Губернатор – «убийца детей и женщин», ей жалко его, что никто не будет сожалеть о его смерти, даже его семья, а она будет, и поставит за него свечку в церкви. Губернатора трогает это письмо, впервые в жизни его кто-то любит… И волей-не волей, главного героя становится жалко, он понимает, что наделал, но искать раскаяния слишком поздно. Народ его уже приговорил, и он об этом знает.
В отличии от неживого, мраморного общества Губернатора, в 6-ом эпизоде показываются совершенно противоположные герои – живые, горячие, жаждущие крови и расплаты. Их семьи разрушены и убиты Губернатором, и в их жилах жизнь бьет фонтаном! Они живы ради возмездия. И об этом возмездии говорит рабочий с завода (акт. Руслан Барабанов). И революцию в спектакле создает именно он – Руслан Барабанов. Если до сцены на заводе в спектакле преобладают спокойные холодные и «не живые» цвета, то во время «революции», картина резко окрашивается в яркие кроваво-красные, огненные оттенки, и во главе этого мощного действия стоит именно игра Руслана Барабанова – яркая, дерзкая, неумолимая, сражающая наповал своей энергетикой и силой. Это тот случай, когда во всем действии смотришь на игру одного человека, и она заполняет и сцену, и зрительский зал, и еще охватывает близлежащие улицы… А момент с женщиной у которой убили ребенка – Настасьей Сезоновой, играющей супругу заводского рабочего-революционера, напротив, не обладает тем же действенным и мощным эффектом. Эта сцена слишком уж затянута, и концентрация внимания на какой-то момент теряется, происходит расфокусировка, ну кричит она, что есть мочи, минуту, две, горюет… И за этим не следует какого-то толчка, как и не следует точки. Действие приняло эстафету от Руслана Барабанова, но поддержать пламя революции и горечь боли и обиды хватило лишь на несколько секунд, а затем костерок просто тлел и угасал.
Спектакль Андрея Могучего «Губернатор» - это спектакль и об одном человеке, и о России в целом, о ее «верхушках», безликих, неодушевлённых людях с одной стороны, и живых, но покалеченных с другой. Бунтующий народ, семьи которых одним приказом «сверху» запросто могут уничтожить чиновники, и спокойно продолжать нести свой смутный долг перед Родиной. Смотря на спектакль Андрея Могучего, становится жалко русский народ, вечно чумазый, вечно горбатящийся и страдающий ради фарфоровых правителей, которые вершат судьбы миллиардов, которые не имеют ни возможности выбора, ни практически никаких шансов сопротивляться ситуации в которой оказались. А пока Губернатор раздает приказы, обыкновенному люду можно кинуть: «Вы держитесь там, здоровья вам, хорошего настроения».
С другой стороны, это спектакль именно об одном человеке, о его страданиях, о его трансформации, понимания и принятия себя, как «убийцу детей и матерей» и смирившегося с этим, но в глубине душе сожалеющего о содеянном, съедающего себя изнутри. И в главном герое происходит примирение с собой, и открывается другая сторона вопроса: а кем были бы Вы на его месте в рамках существующей системы? И почему эта система всеми путями ведет в могилу? Одну, большую и общую. И Губернатор так же, как и убитые им люди, тоже катится в эту сырую землю, поплатившись за свои поступки своей жизнью, но и это не главное. А главное - его пронизывающее одиночество, когда ты плачешь и кричишь в пустоту, а ответа нет, и ты вроде бы еще жив, но уже не живой. И в этот момент, ты замечаешь, как сминаешь в руке платок, влажный ото слез по тому, что жалеешь «убийцу женщин и детей».
Спектакль Андрея Могучего «Губернатор» не даст Вам легкости при просмотре, будет ни один момент после которого некоторым захочется уйти, но уйти не из-за того, что скучно, глупо или не интересно, а из-за того, что прошибает нутро, из-за того, что страшно, из-за того, что поминки и похороны – это всегда тяжело и сложно, даже если Вы на поминках у незнакомого Губернатора. Этот спектакль проведет Вас от безразличия к главному герою до ненависти, от ненависти к сочувствию. Возможно, Вы даже заплачете под конец, так как накал уж слишком сильный, так как уж многим знакомо это голое и холодное чувство потери, обреченности и одиночества… Так как даже «убийце детей и женщин» оказывается можно сочувствовать и оправдать. Да-да, именно оправдать. Уж не это ли Вы чувствовали, кто смотрел спектакль, что начинаешь искать доводы в его оправдание, и осознаешь под конец самое главное, что и убийца – человек.
Атмосфера «Губернатора» по-темному красива и неповторима, картина завораживает и показывает нам, что прелюдия к смерти, может быть прекраснее самой жизни, и Смерть, красивее Рождения.
Irena Kristo