Витражных дел мастер.
07.10.2017 2963 5.0 0

ВИТРАЖНЫХ ДЕЛ МАСТЕР.

В. Д. Сверчков. 1852-1862. Фотография. Мюнхен.

 В 1869—1870 годах архитектор  Карл Карлович Рахау на Лиговском проспекте уникальный комплекс-особняк, сад, здание заводоуправления, контору, по заказу замечательного человека- Франца Карловича Сан-Галли. До нашего времени частично сохранились интерьеры здания и отделка которых была выполнена по рисункам архитектора. А витражи, создавались в мюнхенской мастерской под руководством русского художника Владимира Дмитриевича Сверчкова.

Особняк Ф.К.Сан-Галли.Лиговский пр., 62

Каждый из них выполнен на сюжет одной из сказок братьев Гримм, названия которых на немецком языке написаны в картушах: Семь воронов», «Шипы роз», по сюжету соответствует сказке «Спящая красавица» и «Белоснежка».
В журнале «Зодчий» за 1877 год исполнителем работ называлась мастерская русского художника Сверчкова в Германии, однако автор оставался неизвестным.
Владимир Дмитриевич Сверчков, живописец, график, мастера витража, высоко оцененного при жизни и совершенно забытого после смерти.

Мастерская В.Д.Сверчкова.Ныне Дом ученых.Фото А.Ю.Иванова.

Его имя не раз привлекало внимание исследователей русского искусства XIX века. Однако известные факты о жизни и творчестве Владимира Дмитриевича Сверчкова, не рассеивают туман загадочности, а лишь увеличивают интерес к необычной судьбе этого неординарного человека. Причиной такой таинственности, скорее всего, является тот факт, что мастер почти не жил в России. Он родился в Финляндии, художественное образование получил в петербургской Академии художеств, долго был в Риме, где совершенствовал свое мастерство, затем обосновался в Германии, а под конец жизни перебрался в Италию. Сам Сверчков считал, что у него четыре родины — Финляндия, Санкт-Петербург, Мюнхен и Флоренция. Наследие художника рассыпано по музейным и частным собраниям Западной Европы, России и Финляндии. Что еще известно о Сверчкове? Скудные сведения из разных биографических словарей и всё... Жизнь Владимира Дмитриевича полна тайн. Начать с того, до сих пор не установлена точная дата его рождения. Русские биографические словари, а вслед за ними авторы каталогов российских музеев называют 1820 год. Та же дата выбита на надгробии художника, похороненного на кладбище Аллори во Флоренции. В шведских и финских справочных биографических изданиях стоит дата 4 сентября 1821 года.

                    

Витраж «Белоснежка»                                           Витраж «Семь воронов»

В 1858 году появился цикл акварелей по сказке «Семь воронов и их верная сестра», получивших распространение в ксилографиях, гравюрах на меди и, позже, в открытках. Сюжет этой сказки такой. В одной семье, где было семь сыновей, родилась девочка. В результате семейной ссоры братья превратились в воронов и улетели из дома. Их сестра, повзрослев, поклялась найти братьев. Она пришла в лес, где фея ей подсказала, как выполнить эту задачу. Девушка должна была много лет хранить молчание и плести из чертополоха рубашки, которые могли вернуть ее братьям человеческий облик. Она жила в дупле огромного дерева и работала день и ночь. Ее одежда пришла в негодность, и она укрывалась своими роскошными волосами. Именно этот момент изображен на витраже. Такой ее нашел принц, охотившийся в этих краях…

Витраж «Спящая Красавица»

Далее история полностью повторяет сказку «Белые лебеди», более известную читателю. Композиция витража «Семь воронов» воспроизводит фрагмент работы Швинда: героиня - «верная сестра» с роскошными белокурыми волосами сидит под дуплистым дубом с веретеном в руке.Изображения воронов, дубовых листьев в кроне дерева, поворот женской фигуры с веретеном в руках «отсылают» зрителя к иллюстрациям Швинда. На витраже «Белоснежка» изображение гномов - коренастых мужичков с развитой мускулатурой тел, с грубыми лицами, в длинных колпачках - не оставляет сомнений в их родстве персонажам картин Швинда, таких как «Мечта пленника» или «Странствие Фалькенштейна» .Витражи «Кот в сапогах» и «Спящая красавица» созданы с учетом образнов характера, которую придал персонажам этих немецких сказок Мориц фон Швинд в своих иллюстрациях.
Производство, которое русский художник наладил в Шляйсхайме, представляло собой целую «художественную фабрику», которая изготавливала внутреннее убранство интерьеров от пола до потолка. Мода на разноцветные окна в Европе и в России сделала их производство невероятно доходным. Высочайший уровень изделий мастерской Сверчкова привлекал к нему заказчиков из многих европейских стран и России. Особое внимание русский художник уделял созданию картонов для витражей. Некоторые из них он прорисовывал сам, как например для окон библиотеки Аничкова дворца в Петербурге.

Русские художники в Риме. 1846. Дагерротип. Государственный литературный музей.  Второй в ряду сидящих художников – В.Д. Сверчков.

Дата изготовления витражей для особняка Сан-Галли до сих пор точно не установлена. К моменту окончания строительства и отделочных работ в 1870 году они, скорее всего, еще не были готовы.
В наши дни в Петербурге сохранилось пять витражей, выполненных в мастерской В. Д. Сверчкова, из них три - в особняке Ф. К. Сан-Галли.
Созданные в XIX столетии в Германии для заказчиков из России, сверчковские витражи стали образцовыми работами этого вида декоративно-прикладного искусства.
Скончался Владимир Дмитриевич Сверчков  в 1888 году во Флоренции где и был похоронен. Свое собрание редких предметов искусства он завещал Музею барона А. Л. Штиглица, некоторые произведения были отправлены в Саратов к А. П. Боголюбову — другу художника. Работы В. Д. Сверчкова хранятся в Государственном Эрмитаже, в Государственном Русском музее, в Радищевском музее в Саратове и других. Витражи Сверчкова сохранились в некоторых зданиях С.-Петербурга, Кафедральном соборе г. Турку и др.
Работы Владимир Дмитриевича Сверчкова часто приписывают его однофамильцу Николаю Егоровичу Сверчкову, живописцу, жившему в то же время, имя которого и в XIХ столетии и сегодня было больше известно в России, чем имя Владимира Дмитриевича, проживший большую часть своей жизни за границей.

Сверчков В.Д. Военные перед казармой. 1848

Сверчков В.Д. Дама в голубом за рисованием.

Сверчков В.Д. Интерьер. Около 1856-1859

Сверчков В.Д. Ополченцы. 1850-е.

 

В статье также использованы материалы Т. Княжицкой и открытых источников.


Теги:Художник Владимир Дмитриевич Сверчк

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика