Любовь земная. История кино.
22.10.2024 600 0.0 0

Должно быть, многим зрителям герои этого фильма знакомы по роману Петра Проскурина «Судьба», выдержавшему не одно издание и снискавшему широкую читательскую популярность. «Любовь земная» поставлена по мотивам первой книги романа. Перед создателями картины стояла нелегкая задача — ведь всякий читатель по-своему представляет известных ему литературных персонажей, по-своему и строго судит о том, насколько верно их экранное воплощение... А задача режиссера-постановщика была сложной вдвойне, поскольку Евгений Матвеев является еще и исполнителем центральной роли — Захара Дерюгина. ...Что же это случилось с тобой, Захар? Почему вдруг ты — крепкий, мужественный человек, уверенный в немалых своих силах, растерялся, задумался, застыл в нерешительности и не знаешь, как быть тебе дальше? Наверное, все было проще, когда в рядах красных бойцов сражался ты в битвах гражданской войны... И потом, когда вернулся в родное село, начал строить колхоз, возглавил его, — тебя тоже никакие трудности не пугали, не страшили никакие опасности, и ты от них никогда не прятался. Работал, забывая себя, поднимал людей навстречу новой жизни. Детей своих растил. Их ведь у тебя четверо, Захар... Все шло до сих пор хоть и трудно, но ладно. А тут настигла тебя (и слова-то другого не подберешь...) эта нежданная любовь к Мане Поливановой — возвышенная и земная; в глазах других людей — запретная, для тебя и для любимой тобою женщины — необходимая, как воздух, как солнце, без которых нет жизни... Любовь, ставшая и великой радостью вашей и — тяжкой печалью. Как же быть тебе дальше?..
«Любовь земная» — фильм очень личный, эмоционально наполненный, временами — страстный. Никаких недомолвок, никаких половинчатых суждений и компромиссов. Симпатии и антипатии авторов выражены с такой же решительной определенностью, с какой выражают свои чувства и настроения герои на экране. Актеры играют экспрессивно, на открытом темпераменте, до конца обнажая остроту драматических коллизий.
Прежде всего это относится к замечательной актерской работе самого Евгения Матвеева.
Лейтмотив образа Захара Дерюгина — верность. Верность делу, которому он служит и в правоте которого твердо убежден. Верность партии, без которой не мыслит себе жизни. Верность трудной своей любви... Дерюгин — характер цельный и противоречивый в одно и то же время. Испытания, выпавшие на его долю, мог с честью вынести только очень сильный и очень цельный человек. Захар честен и прям, он ни на кого не перекладывает собственной ответственности, не ловчит, не лицемерит, не обманывает ни себя, ни других, ни на йоту не отступится от своих понятий о добре и правде. Глубина и искренность его чувств, его бурный, неуемный темперамент дают себя знать всюду. И в том, как душой болеет Захар за благополучие колхоза, не задумываясь отдавая последние свои запасы хлеба (а их и так-то до будущего урожая едва хватило бы...) в общий семенной фонд, когда бывший кулак сжег амбар с колхозным зерном. И в том, как отстаивает свое право на любовь, бросая вызов привычным понятиям и предрассудкам. При этом личное и общественное для него неразделимы!
Один из авторов сценария, драматург В. Черных, говорил мне, что, работая над фильмом, его создатели постоянно держали в уме такое «неофициально название»: «Как молоды мы были!». Для этого и в самом деле существовал свои резоны. Время действия картины -середина 30-х годов. Наша страна, наше общество были тогда еще очень молоды. Это была необыкновенная эпоха, пора надежд и свершений. ...Коллективизация, стахановское движение в сельском хозяйстве и промышленности сопровождались крутой ломкой прежних общественных взаимоотношений и отдельных человеческих характеров. Не всегда мы умели с ходу найти верные путь к своим заветным, точно выбранным целям. Но были люди, которые шли в первых рядах, неутомимо прокладывая дорогу в будущее. Не щадя себя, строго спрашивая с других, нередко ошибаясь, — они не отступали. Это силою их рук, воли и ума была обеспечена победа колхозного строя, это они, отказывая себе в самом необходимом, заложили в годы предвоенных пятилеток основу индустриального могущества страны, это они утверждали новые, не существовавшие раньше нормы социальной нравственности, из которых поднялся наш сегодняшний советский образ жизни.
Нынче некоторые из их дел и забот выглядят чуть-чуть курьезно. В том нет ничего удивительного: время делает нас мудрее и опытнее. Но мудрость и опыт приходят не вдруг. Вот почему нам интересно видеть на экране молодость своих отцов и дедов, наблюдать, как драматично развиваются сложно переплетенные человеческие судьбы в «Любви земной». Интересно еще и потому, что, жизнь далекой русской деревни, каких на нашей земле — тысячи, не вырвана из общей системы исторических условий, из атмосферы времени. Правда, широкий общественно-социальный фон картины выглядит порой несколько условным, иллюстративным, ему недостает вдумчивой и глубокой художественной проработки, отличающей основное сюжетное развитие. Все же, не будь этого фона, — рамки повествования наверняка стали бы теснее. ...Захар Дерюгин вместе с односельчанами приезжает на строительство авиазавода, что ведут неподалеку от районного центра. Сцены на стройке временами напоминают по изобразительному и монтажному решению аналогичные эпизоды фильма М. Швейцера «Время, вперед!» Но в них присутствует и собственный, оригинальный оттенок: тема трудового энтузиазма здесь чаще и настойчивее перемежается задорными озорными мотивами, передающими настроение тех лет.
Е. Матвеев, как это было заметно уже по его режиссерскому дебюту («Цыган»), является приверженцем «актерского кинематографа». Известно, что коль скоро решено поставить актера в центр художественной структуры вещи, нужно с особой тщательностью выбирать всех исполнителей — не только главных ролей, но и персонажей второго плана. Режиссер успешно справился с этим далеко не простым делом. В картине «Любовь земная» зритель встретит многих любимых и хорошо знакомых актеров: Зинаиду Кириенко (Ефросинья), Юрия Яковлева (Брюханов), Валерию Заклунную (Катерина), Ольгу Остроумову (Маня), Владимира Самойлова (Анисимов). Нужно отметить, что в фильме удачно найдено единство исполнительского стиля — притом, что каждый артист сохраняет свои неповторимо индивидуальные черты. Для «Любви земной» показательна широкая, смелая, раскованная манера актерской игры, когда характеры персонажей и смысл ситуаций раскрываются с большой достоверностью, полно и впечатляюще. ...Параллельно основной лирической линии, определенной взаимоотношениями Захара Дерюгина и Мани Поливановой, развивается другая, менее драматичная, но по-своему важная для понимания идейного посыла ленты история любви Катерины, сестры Захара, к секретарю райкома Брюханову, старому другу Дерюгина. Любовь Мани и Захара окрашена страстью, в ней — оттенок трагизма, неистовства. Любовь Катерины и Брюханова — это «тихое», до поры до времени не высказанное, но тоже сильное и прекрасное чувство. Валерия Заклунная и Юрий Яковлев своеобразно решают свою общую актерскую задачу: их игре свойственны мягкость, лирический юмор; порой переходящий в самоиронию.
С героями картины мы расстаемся в тот момент, когда в их личных судьбах назревает решительный перелом. Мы не знаем пока, что будет с ними дальше. Не знаем, останется ли Захар Дерюгин в своем красивом новом доме, что «всем миром» выстроили для него с Ефросиньей земляки. Не знаем, найдет ли в себе силы Ефросинья смириться с долей нежеланной, нелюбимой жены — рядом с человеком, которого она по-прежнему любит... А когда за кадром неожиданно зазвучит такая знакомая и вечно волнующая мелодия «Идет война народная...», мы понимаем, что впереди и у Захара, и у Ефросиньи новые испытания. Военная гроза не за горами...

«Спутник кинозрителя», октябрь 1975 года
Николай Савицкий


 


Теги:история кино, Любовь земная

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика