Старая Рига... Каждому, кто бывал здесь, вероятно, памятно ощущение, будто бродишь не по настоящим улицам и переулкам, а по искусно созданной руками кинохудожников, столяров, бутафоров декорации города» чей древний облик канонизирован в нашем сознании странными легендами, гравюрами и, кстати сказать, вымышленными кинематографическими «городами вольных мастеров». Двадцать минут на студийном автобусе — и вы в прошлом или в позапрошлом веке. Правда, мне забираться в такую глубь истории было ни к чему: улица Скарню, на которую я свернул с проспекта Ленина, перенесла меня всего лишь на тридцать лет назад или чуть более того.
К этому времени относятся события широко известного романа Андрея Упита «Улыбающийся лист». Написанный от лица безработного интеллигента, он состоит из ряда новелл. В них высмеяны мещанские добродетели и пороки, дана целая галерея сатирических портретов мелкой и крупной рижской буржуазии. Конкурентная борьба депутатов разных партий во время предвыборных кампаний, жизненные метаморфозы карьеристов, атмосфера обывательских сплетен и грязных сенсаций, разносимых бульварными журнальчиками, безрадостные будни обитателей квартир на последних этажах — вот основное содержание новелл. По мотивам трех из них («У богатой госпожи», «Номер на шее», «Цветы на песке») и создан сценарий будущего фильма «У богатой госпожи».
Кем только не перебывал за свою полную невзгод и мытарств жизнь герой романа Улита «Улыбающийся лист» Ольгерт Курмис, сын зажиточного латышского крестьянина! Помощником учителя, помощником табельщика на военных работах под Ревелем, бухгалтером в лесном хозяйстве, продавцом у булочника, дворником, переписчиком у адвоката... Наконец, после долгих скитаний он поступает на службу за небольшое жалованье и крышу над головой к прачке разносчиком белья. В результате несчастного случая Курмис попадает в больницу, где и принимается за писание «романа своей жизни».
В новеллах, составляющих этот роман, рядом горечь и ирония, грусть и юмор. «Жизнь казалась мне то мрачной, то светлой и лучезарной — вот об этом и хотелось бы рассказать вам...» — говорит Курмис.
Автора и режиссера-постановщика экранизации Леонида Лейманиса (создателя фильмов «Весенние заморозки», «Наурис», «Капитан Нуль», «Эдгар и Кристина») я разыскал в маленьком дворике, образованном старыми домами с двускатными черепичными крышами — по-видимому, в одном из них и живет богатая госпожа,— и попросил его перенестись в 1969 год, чтобы рассказать читателям журнала «Советский экран» о своей новой работе.
— Андрей Упит, народный писатель Латвии, Герой Социалистического Труда» после Райниса второй наш классик, к счастью» здравствующий и поныне. В истории латышской литературы он фигура такого же значения, как в русской — Горький.
Я давно мечтал попытаться перенести на экран события и образы какого-либо произведения моего любимого писателя, с именем которого прочно связана моя творческая судьба. Как актер и режиссер театра, начиная с 30-х годов я не раз участвовал в постановках его пьес на латвийской сцене. Приятно сказать: лично знаком с Андреем Мартыновичем.
И вот теперь — новая встреча с упитовскими героями. Для экранизации был выбран именно роман «Улыбающийся лист», потому что это дает возможность осуществиться еще одному моему давнему желанию — поработать в жанре сатирической комедии.
Этот фильм не буквальная экранизация. В работе над сценарием я вынужден был довольно-таки вольно обойтись с первоисточником, дабы соединить три отнюдь не следующие в романе друг за другом новеллы. Но основные перипетии и персонажи сохранены. Зрители встретят на экране Ольгерта Курмиса, от лица которого ведется повествование в романе (в этой роли снимается народный артист Латвийской ССР Эдуард Павулс), карьериста-депутата крестьянской партии господина Калнкаиса (народный артист Латвийской ССР Л. Шмидт) и его сумасбродную жену Еву (артистка В. Структуре)- с ними, как помнят читатели, Ольгерт столкнется в поисках работы. Роль Фридиса, друга Курмиса, в фильме исполнит народный артист Латвийской ССР Карл Себрис, Эммы, дочери прачки,— артистка народной студии киноактера при Рижской киностудии Л. Лиепиня. Оператор Мартин Клейн, художник Лаймдонис Грасманис.
А. Трошин
"Советский экран" № 6, март 1969 года