Автопортрет.Нико Пиросмани.
Героиня прекрасной легенды, вдохновившей Андрея Вознесенского на написание хита «Миллион алых роз», актриса парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргарита де Севр. В начале 1900-х она гастролировала в Тифлисе, где покорила сердце бедного художника Нико Пиросмани. Тогда и произошла эта чудесная история с цветами, которую спустя десять лет после смерти Нико записал со слов тифлисцев Константин Паустовский. В Тифлисе он влюбился в картинки Пиросмани и рассказал о бродячем грузинском живописце в своей книге «Повесть о жизни».
«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии…
Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…
Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита - еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, - обняла Пиросмани за плечи и прижалась к нему.
- Почему, - спросила Маргарита, - почему ты подарил мне эти горы цветов? Я ничего не понимаю, Нико. Пиросмани не ответил. Но Маргарита поняла и без его ответа силу его любви и крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей - жителей тифлисского квартала Сололаки.
Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Потому что все знали, что Пиросмани любил Маргариту, но она совсем не любила его, а только жалела за его горькую и неудачную жизнь»...
Дом художника. Государственный музей Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани.
Он родился в 1862-м, в крестьянской семье. Его родина - маленькое село Мирзаани в Кахетии. Мальчик рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы. Разве могли они знать, что угловатый грузинский подросток, малевавший вывески, работавший кондуктором и торговавший в лавке, станет великим художником?..
Интерьер комнаты в Государственном музее Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани.
Но слава пришла к Нико очень поздно. Живописец умер в полной нищете. Лишь в 1962 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» напишет: «Значение этого художника выходит за пределы Грузии. Пиросмани принадлежит всему человечеству». Впрочем, многие искусствоведы и по сию пору недоуменно пожимают плечами: что в нем?.. Картины писаны на клеенке... композицию не выдерживает... колорит разрабатывает не по правилам... И все же - когда в Лувре открылась его выставка, французская пресса в течение полутора месяцев сравнивала Нико то с Джотто, то с Анри Руссо...
Ладо Гудиашвили.Смерть Нико Пиросмани.
Многие факты биографии Пиросманашвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти. И одна из них, история о его любви.
Вся его жизнь была страшным испытанием.Но в его жизни была и большая любовь. Это в первую очередь страстная любовь к живописи. Он нигде и никогда не учился. Его учителями были странствующие маляры-художники, которые расписывали в селах и городках духаны.
В начале XX века он был просто бродячим художником, неустанно и увлеченно писавшим картины и не смущался, что берут их на вывески для лавок, трактиров и винных погребов...
Он был так беден, что покупать холсты ему не мог себе позволить – рисовал на старой клеенке из столовых и магазинов, которую отдавали ему духанщики. Он был высок и худ, с волосами, подернутыми ранней сединой. Лицом приятен - потому что «имело оно выражение мягкости и спокойствия...».
«Когда я пишу падших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но у них есть любовь к жизни – это цветы, помещенные вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех».
Кто-то сказал, что люди на картинах Пиросмани имеют выражение «тайной радости и большого удивления». Это правда. И эти чувства очень заразительны - обычно зрители отходят от полотен Нико именно с такими лицами: радостными и удивленными. Так действуют его неповторимые полотна на всех - на министра культуры или простого каменотеса.
Француженка и его единственная любовь - Маргарита. Разве могла она понять, кто бросает к ее ногам розы?! Влюбленный в Пиросмани Пабло Пикассо создал его портрет - из воображения, им ведь не довелось встретиться. Это была, скорее, фантазия на тему «великий Нико». Он умер, как беспризорный, и похоронен, как неизвестный. Бродячий художник, признанный гением, спит вечным сном на планете Земля...
В одной из больниц для бедняков 5 мая 1918 года умирал бедный художник Нико Пиросмани. Днём раньше соседи ,узнав, что Нико вот уже неделю не появляется на людях, выломали дверь в коморке, где ютился художник. Пред ними предстала картина: Нико лежал в глубоком голодном обмороке, у него не было сил даже на то, чтобы открыть глаза.Умирающего отвезли в больницу, надеялись что произойдет чудо, но увы...
На следующий день Пиросмани скончался. Перед самой кончиной он на несколько минут пришёл в себя, но не молвил ни слова, и только скупая мужская слеза тихонько сползла на щеку...
Нико Пиросмани. Актриса Маргарита.
"Актриса Маргарита" остаётся жить в веках, она свидетель прекрасной любви. Эта картина одно из лучших творений Пиросмани. Портрет актрисы Маргариты одна из тех загадок, которые невозможно разгадать до конца. Говорили,что когда в Лувре на выставке примитивистов экспонировались картины Пиросмани, к картине "Актриса Маргарита" каждый день приходила одна старая женщина. Гид выставки заметила сходство её глаз с глазами на портрете, подошла к ней.Женщина назвала себя. Это была Маргарита де Севр.
Эта история легла в основу стихотворения Андрея Вознесенского "Миллион алых роз"...
В популярной песне про «миллион-миллион-миллион алых роз» допущена невинная, но досадная ошибка. Именно белые розы подарил Пиросмани актрисе - Нико считал идеалом красоты белые розы.
Это маленький подвальчик под лестницей, дворницкая, где жил и умер великий примитивист Нико Пиросманашвили. Размер комнатушки около 6 квадратов. Музей был открыт в 1982 году.
Тбилиси, на ул. Пиросмани, 29.