Николай Александрович Ярошенко. «Всюду жизнь», 1888 г.
Тема социальных противоречий была одной из важнейших для Ярошенко. Картина написана под впечатлением рассказа Л.Н.Толстого "Чем люди живы?". Художник первоначально предполагал назвать ее "Где любовь, там и Бог". В окне арестантского вагона сгрудились заключенные, кормящие голубей. Идея картины – человечность, сохраненная в нечеловеческих условиях. Центральная группа напоминает Святое семейство. У Ярошенко, как и у многих художников-передвижников, евангельские параллели служат для усиления социального звучания полотна. "Как много она говорит сердцу", – сказал о картине Л.Н.Толстой
В картине «Всюду жизнь» художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. Ярошенко много работал над этой картиной, о чем свидетельствуют многочисленные эскизы, этюды и рисунки к картине. Волнующая и трогательная сцена, изображенная на полотне, не случайна. Художник сам был свидетелем этой сцены на одной из железнодорожных станций во время своих частых путешествий.
Картиной «Всюду жизнь» художник и гражданин заявил народу, что за решеткой вагона не злодеи и преступники, а лишь жертвы самодержавного строя царской России, которых загнали в тюремный вагон бесправие, произвол и тяжелая жизнь. Композиция картины оригинальна. Художник срезает все лишнее, ненужное: сверху, снизу, слева и справа. Он обращает внимание зрителя на самое главное и существенное — окно арестантского вагона. К вагону вписан кусочек железнодорожной платформы, и все объединяется слетающимися на платформу голубями. Такое вертикальное построение композиции создает ощущение выхваченного из жизни отдельного кадра. За решеткой вагонного окна старик-крестьянин, рабочий и молодая мать с ребенком на руках. Ребенок бросает крошки хлеба слетевшимся голубям. Лица взрослых, наблюдающих за этой милой картиной — сценой кормления птиц, задумчиво трогательны и грустны. За решеткой разные по возрасту, но объединенные общей участью люди. Они любуются жизнью. Присутствие маленького, ни в чем не повинного ребенка и его матери, глубоко погруженной в размышления, усиливает впечатление происходящего.
Чтобы усилить этот образ матери, сделать его более возвышенным даже в таких страшных «приземленных» жизненных обстоятельствах, Ярошенко обратился к весьма распространенному в то время в изобразительном искусстве приему в живописи — библейскому «треугольнику»: Мадонне, младенцу Христу и склонившему над ними Иосифу.
Художник наделяет своих героев чертами доброты, раскрывая хорошие, подлинно человеческие душевные качества. Моральная высота этих людей, их правота и невиновность подчеркивают произвол царского правительства. Картина вызывает сочувствие к людям, оторванным от жизни. Она будит светлые, гуманные чувства у зрителя. Этим произведением художник осуждал социальный строй царской России и в то же время выражал торжество жизненных идей, прокладывающих себе путь.