На пути к истине...
02.05.2017 4100 5.0 0

На пути к истине.
Спектакль Андрея Могучего «Гроза» по произведению. А.Н. Островского включает в себя эксперимент с многообразием театральных вариаций: это и оперный театр, и психологический, и народный. Андрей Могучий решил создать единое театральное полотно, соткав его из разнообразных театральных жанров.
Как всегда, в спектаклях Андрея Могучего, прослеживаются яркие акценты. На этот раз, это красный цвет: Катенька Кабанова, одетая в алое платье; красные облака, воспламеняющиеся от накала страстей. Красные штрихи яркой нитью проходят почти во всех произведениях режиссера, в «Пьяных» и «Счастье» - это красные субтитры, в новом «Губернаторе» - красный флаг, заявляющий о революции. В «Грозе» - красное платье и облака.
Интересно решение сценического пространства: к основной сцене приставлен мостик, проходящий через весь зал. Это и дорожка, и мостик, и глубокая река, в которую бросается Катя Кабанова. «Мостик» делит мир на две части – мир живых (относительно живых) людей и мир мертвых, потусторонний мир. Именно по этому мостику к Катерине приходит полусумасшедшая барыня, предсказывающая девушке погибель, и зовя ее в «другой» мир. По мостику же и сама Катерина уходит, решаясь покончить жизнь самоубийством. Больше этого «пути к гибели» не касается никто из героев, как и редко происходит касание актеров пола самой сцены. Все они выезжают на небольших подмостках, подобно статуэткам, и разыгрывают свою историю стоя либо на своей «сцене», либо перепрыгивая к тому, с кем ведется диалог.
Почему именно такое решение? Наверное, может быть по тому, что весь спектакль оформлен на подобии русской народной хохломской росписи, и режиссер решил поддержать таким образом мотив народного театра, представляя зрителю главных действующих лиц на выезжающих расписных платформах, как куколок.

 

Фото: из архива БДТ

Общая сценография темная, уходящая в черную глубину, изредка на сцене появляются стволы берез, собаки с горящими красными глазами, молнии и пианист, аккомпанирующий солисту оперной труппы Михайловского театра Александру Кузнецову, играющему роль Бориса – возлюбленного Катерины. Действие спектакля как будто разбито на небольшие фрагменты: вот история Катерины, ее семьи и Бориса; вот сумасшедшие русские народные танцы под «Калинку», напоминающие зажигательный народный рейв; вот странница Феклуша (арт. Мария Лаврова) рассуждает о бытие. Если, например, в «Губернаторе» происходит невероятный и очень плавный переход от одного действия к другому, то в «Грозе» эта плавность отсутствует, но не по тому, что «не получилось», а по тому, что контекст спектакля выстроен совершенно по-другому, и эти отдельные «кусочки» не выбиваются из общей гаммы спектакля, из его основного полотна и атмосферы, как и наличие в одном спектакле трех жанров, от оперного до психологического.
Начинается спектакль со звуков огромного барабана, напоминающего звуки громовых раскатов. Периодически гром от барабана заполняет зал, предшествуя о чем-то нехорошем, о чем-то опасном, как бы заявляя о скором приближении грозы. А гроза то у каждого в спектакле собственная. У всех героев свой конфликт, у Тихона, мужа Катерины, это невозможность противостоять властной матери (Кабанихе); у Бориса – желание обладать замужней девушкой (Катериной); у Катерины – борьба со своим желанием к Борису. Но эта гроза разрешит конфликт лишь одного, и относится она, несомненно, к Катерине.

 Фото: из архива БДТ (Борис – Александр Кузнецов)

Девушка признается сестре своего супруга – Варваре в том, что она любит другого мужчину (Бориса), и с этого момента, Катерина озвучивает свою главную проблему и главный страх – желание любить другого, но невозможность быть с ним в силу своей нравственности и семейного положения. Девушка жалуется Варваре о своей горькой жизни и том, как ей тяжело живется в доме Кабанихи, она воистину несчастна и гаснет в этой колючей и холодной семье с тоталитарной матерью. Ее муж Тихон – безвольный и бесхребетный человек, не способный защитить жену от материнских нападок и сказать ей слово поперек, он и сам стремится вырваться хоть на несколько дней подальше от дома, устав находиться в подчинении у властной матери. А Марфа Игнатьева Кабанова (арт. Марина Игнатова) планомерно и хладнокровно продолжает терроризировать и морально изводить юную девушку, не давая ей никакой возможности попытаться жить в гармонии. И девушка не выдерживает всего этого давления, рассказывая Варваре о том, как хорошо ей и спокойно жилось до замужества, какая счастливая она была, и как красиво ее одевала матушка, как она гуляла в саду и хранила в себе самые светлые и теплые чувства. Монолог боли Катерины (арт. Виктория Артюхова) трогает за живое, в ней чувствуется невероятное желание жить и сила этой жизни. От Катерины исходит тот кристальный свет, который отличает девушку от других жителей города, это действительно «лучик света», пусть и красного, но в темном царстве. Виктория Артюхова завела в себе эту энергетическую машину мощного и проникновенного монолога, заслуживающего отдельных аплодисментов, как и игра Алексея Винникова (Тихон).
Тихон у Алексея Винникова вышел настоящим недалеким растяпой, некой марионеткой, которому сказали: «нужно наказать жену!», он и накажет, хоть сам того и не желает. Это очень точная актерская работа, за этим его внешним безразличием к супруге, деревенской грубостью, чувствуется нежная и трепетная любовь к Катерине с первого его появления на сцене. Эта любовь своеобразная, даже немного нелепая, но в этой картине более глубокая, чем у Бориса (арт. Александр Кузнецов), который погулял-погулял и уехал. Дел наворотил и сгинул в небытие, а бедной девушке выход один – в реку. И Борис в исполнении Александра Кузнецова какой-то вышел мраморный, неживой, с ласковым голосом и с четкими движениями: рука налево, шаг вперед, снять шляпу, поклониться… В его игре замечается некоторая статичность, внешне он играет, но не внутренне, от того-то зритель и не видит его любви к Катерине. По спектаклю, так ее и вовсе нет у Бориса, одно страстное мимолетное желание, тогда как девушка прониклась к этому молодому человеку всем своим существом.
Кроме прекрасного пения Бориса, певуче разговаривают между собой и остальные герои. Они то тянут слова, то быстро-быстро тараторят, как в частушках - снова своеобразный способ демонстрации народного театра, как и лихие и зажигательные народные танцы под «Калинку-малинку». Удивительно, почему не было медведя и балалайки для полного погружения в типичное представление о русской народной культуре.
Варвара, узнав о любви Катерины к Борису, рассказывает ей о нем, но девушка не хочет слушать ее, боясь совершить грех. Катерина противится изо всех сил своему желанию видеть Бориса, и говорит Варваре о том, что если не сдержится в своих страстях, то ее уже ничто не остановит!
И к счастливому случаю, Тихон собирается уехать на десять дней из дома по делам, оставляя Катерину совсем одну, наедине с собой и своими мыслями. Девушка хватается за мужа, как за спасательный круг, и просит его не уезжать, не оставлять ее одну, чувствуя, что он – последний сдерживающий фактор от совершения грехопадения. Но грехопадения ли..? И этот вопрос так же поднимается Андреем Могучим, как и тема измен, красоты, и желания жить по собственным правилам, а не общественным канонам.
И Катерина срывается, падая в омут с головой в свою губительную любовь, обреченную на смертельный исход. Девушка выбирает прожить эти десять дней, чем существовать годы в семействе Кабанихе. В ней еще есть та сила и то желание любить, способное разрушить все, что можно, но так же и возродить. И разрушение ли это будет, или возрождение, все зависит от складывающихся обстоятельств.
Ее резкий протест происходит после очередной встречи с полусумасшедшей барыней, предсказавшей ей скорую погибель. Женщина отдает ей связку ключей. Ключей от собственного сердца Катерины, от любви, которую нужно выпустить на свободу, от желания, которое уже невозможно удерживать в груди, и от смерти… Она распускает Катерине волосы, снимает красную шляпку, и девушка меняется. Теперь она не послушная девочка, исполняющая наставления свекрови, теперь она будет жить так, как сама захочет, и делать то, что захочет! Сначала, девушка хочет отдать ключ, потом закопать его глубоко-глубоко, чтобы не предаться своему желанию и не совершить грех, но потом она встает с колен, и яро кричит: «Нет! Нет! Никому, никому я его не отдам! Будь, что будет!». Все. Посеянное зернышко дало плоды. Дело сделано, и Катерина без остатка отдается своей любви.

 
Фото: из архива БДТ

Ее, конечно, можно осуждать за измену, и можно счесть ее поступок грехом, но действительно ли это так, когда на кону столь сильные чувства, на столько сильные, что ради них девушка готова умереть, искупив сей «грех»? А не было ли грехом предать себя и свои чувства, похоронив их глубоко-глубоко в темном уголочке своей души? Что есть грех, и кто определяет эту греховную границу? Сам человек, или общество, в котором он живет, и которое не шло путем юной девушки? А может быть любовь… это в принципе – грех, по тому, что «настоящая любовь всегда несчастна»?
Это чувство борьбы с самим собой прекрасно раскрыто в спектакле, и эта безумная любовь, одержимость, сводит с ума, ведь даже гуляя, непременно оказываешься у окон его дома, и всматриваешься в них. Дороги сами собой приводят к объекту обожания, как будто сама Судьба соблазняет сделать шаг на встречу, но нутром человек чувствует, что это плохо для него обернется, что за этой любовью – погибель, и тут уже встает вопрос, на сколько сильно желание, чтобы сказать ему «да!», прыгнув в эту темную бездну, в неизвестность, и ведь только падая, можно будет понять, успеешь ли ты выскользнуть из нее или нет; помогут ли тебе не утонуть в ней, или нет; сохранишься ли ты или разобьешься. И это опасно, но желание манит, и порой очень и очень сильно, требуя в жертву всего тебя, целиком и без остатка. И вопрос тогда к тому, кто ныряет в эту бездну: так ли сильна его любовь, чтобы пропасть в ней..? Чтобы умереть...? И Катерина пропадает, заявляя о своей избранности.

«- Что для тебя любовь?
- Для меня, любовь – это отдать свою жизнь! Вот, что такое любовь.»

И молодые люди встречаются, благодаря свиданию, организованной Варварой. Герои спектакля подъезжают к друг другу на отдельных платформах, и соединяются на них вместе, наслаждаясь встречей и возможностью быть рядом. Они знают, что их дни сочтены, и для их счастья так мало времени, поэтому каждая их встреча на протяжении десяти дней становится особенной, волшебной и неповторимой. Все десять ночей, Катерина проводит с Борисом. Именно с ним, девушка показывает истинную себя, раскрываясь. Она тоже начинает петь прекрасным голосом в дополнение к пению Бориса. Вот они – двое людей, одной волны, созданные друг для друга, но не способные быть друг с другом… Катерина и Борис спускаются со своих «подставок», теперь они не персонажи, исполняющие свои функции и живущие «по закону», теперь они действительно живут, но живут во грехе…
Феклуша рассуждает о предстоящей грозе, гремит гром, мерцают молнии, гроза уже близко, и женщина задается вопросом, от чего время так быстро пролетает, ведь раньше зима тянулась долго-долго, а теперь пролетает мгновенно, и сама же отвечает на этот вопрос: «Время за наши грехи все короче, и короче делается».
Близится гроза, и все жители очень обеспокоены ей, кто-то произносит фразу: «Гроза нам в наказание начинается!», грех совершен, настала пора его искупить… И искупать его будет Катерина. В спектакле будто бы чувствуется ветер, который бывает перед грозами – порывистый и сильный. Ветер, который срывает шляпы и предупреждает о предстоящем ненастье. На сцене появляется полусумасшедшая, обвиняя Катерину в том, что ее красота «ведет во грехи». «В красоте вся погибель! - кричит женщина. – О смерти забывают, соблазняются на красоту! А отвечать кто будет? Тебе отвечать!» И Катерина отвечает… и за свою красоту, и за свое желание, тихо уходя по мостику, и последний раз взглянув на своего возлюбленного – Бориса. Да, «красота требует жертв», но не собственных…

Фото: из архива БДТ

Семья Кабановых повсюду ищет Катерину, но не может ее найти, тогда как кто-то из жителей рассказывает, что девушка скинулась в реку, и ударилась виском, и ранка ее маленькая-маленькая, и капелька крови всего одна… Тихон рыдает, и говорит матери, что это именно она погубила его супругу, и он задается вопросом: а на что теперь ему эта жизнь без любимой женщины?
Такая многогранная и разная любовь раскрыта перед зрителями в спектакле «Гроза». Яркими мазками она переливается в спектакле, подобно ониксу под разнообразным свечением: это и любовь, которая сильнее жизни; и страсть; и мимолетное желание, лишь краткое влечение для одного, и разрушенная жизнь для другого; и любовь искренняя, добрая, хоть и заключенная в сердце безвольного. Спектакль «Гроза» - это разговор о грехопадении, об измене, о желании, страдании и невозможности жизни без этого сладостного наркотика, от которого невозможно отказаться, стоит лишь единожды пустить его по венам. А на что Вы способны, ради любви? Как писала Зинаида Гиппиус: «Любовь одна, как смерть одна!», и спектакль Андрея Могучего это в очередной раз подтверждает.

Давиду С. посвящается.

Irena Kristo


Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика