Спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего.»Окончен бал, и свет включен...
17.03.2017 5047 4.3 0

Окончен бал, и свет включен...

Спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего» поставленный Валерием Фокиным по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». «Маскарад. Воспоминания будущего» - это спектакль-реконструкция картины «Маскарад» Всеволода Мейерхольда 1917 года.
В 1917 году спектакль Мейерхольда «Маскарад» выходит во время революции, театральный критик того времени Александр Кугель пишет о «Маскараде»: «Был этот спектакль — первое представление - в субботу, 25 февраля, когда революция шла уже полным ходом. На улицах, правда, еще отдаленных, постреливали, трамваи не ходили, фонари горели тускло… Одинокие извозчики заламывали бешеные цены. Слышались крики, и собирались толпы с флагами. Было пустынно и жутко. Театр, однако, был полон».

 Сцена из спектакля В. Мейерхольда «Маскарад»

Мейерхольдовский «Маскарад» шел к своей постановке около шести лет, именно столько времени потребовалось художнику Александру Головину для создания эскизов и бутафории к спектаклю. Создание спектакля началось с 1911 года, а премьера состоялась в 1917 году. Сначала, премьеру спектакля хотели приурочить к столетию М.Ю. Лермонтова, но началась Первая мировая война, и дату выхода картины отменили. И только в 1917 году спектакль показался на подмостках Александринского театра. Это было очень сложное время в истории Российской Империи. Начинался конец не только для самой Империи, но, и в том числе, и для императорского театра… После нескольких представлений, спектакль «Маскарад» сняли с репертуара Александринского театра, в виду «чрезмерной пышности и враждебности его трактовки современности».
Поражающие в то время похороны и отпевания Нины были сродни тому, как хоронят и отпевают государство, это было целое представление: «В последней картине пели панихиду по умершей, отравленной Арбениным Нине. Режиссер сделал из этой панихиды целое представление. Явились какие-то старушки в шубках и салопах, пел хор Архангельского… Где-то в отдалении стреляли и просили хлеба… И в этой панихиде, которой закончилось существование Императорского театра, было нечто символическое». – Пишет Александр Кугель. Несомненно, это было прощание.

 Сцена из спектакля В. Мейерхольда «Маскарад»

 
Эскизы к спектаклю В. Мейерхольда «Маскарад» А.Головина.


Позже, спектакль восходил на сцену Александринского театра в разных редакциях, вплоть до самой смерти главного режиссера – Всеволода Мейерхольда, он был расстрелян в 1940-ом году. Последний раз спектакль Мейерхольда был исполнен 1 июля 1941 года.
И вот, нашему современнику представлен новый «Маскарад», «Маскарад. Воспоминания будущего» в режиссерской версии Валерия Фокина. Что это может быть? Сравнение старого «Маскарада» с новым? Или сочетание Мейерхольдовского «Маскарада» с «Маскарадом» Фокина? Реконструкция. Но реконструкция ли..? Ведь, как известно, полное воссоздание изначального театрального полотна невозможно, лишь только приближение к нему. И приближение это создано благодаря партитуре спектакля Мейерхольда, в которой шаг за шагом прописан каждый жест актеров, но самое главное, их уже неповторимая интонация игры.

 
Сцена из спектакля В. Мейерхольда «Маскарад»

Всеволод Мейерхольд был символист, и всей душой хотел создать новый театр, глубокий, не внешний – яркий и праздный, а затрагивающий глубинные чувства, сеющий зерна бесконечного раздумья, погружая в далекий и непонятый мир знаков и кричащего молчания. Конечно, эффект этого «символизма» чувствуется с начала спектакля. Практически статичное действие, звук дыхания, или шипения, и актеры, медленно-медленно расползающиеся, можно сказать, выливающиеся из прозрачных кубов на сцену. Это похоже на атаку гремучей змеи, и звуком, и действием. Движения актеров медленные, плавные, но подготовленные к атаке. На сцене пусто. Свободно. Сцена – это шахматная доска под наклоном, но только без черных квадратов. Она преобразуется при помощи цвета в разные цвета: то в желтый, то в красный, то на ней при помощи светового акцента выделяются определенные фрагменты, где находится герой. Но при этом, сцена не перегружена, в каждом действии из декораций представлены несколько стульев, несколько кресел, пара столов, и свисающие грузные занавесы, уходящие в глубину сценического пространства. Занавесы окрашены в разные цвета, и ассоциативно напоминают карты, масти пик, червей, крестов и бубней. Они создают атмосферу какого-то сказочного зала, полупустого светлого замка, в котором разворачиваются страшные события.
И разворачиваются они в «Реконструкции» очень по-символистски, без какой-либо прелюдии, или объяснения. Зрителю дана ситуация – Нина потеряла свой браслет на балу, и это заметил ее муж, Евгений Арбенин. Где же ее браслет? Такая маленькая деталь, но говорящая так о многом. Евгений Арбенин не находит в себе сил верить своей супруге, его одолевают жуткие мысли, от которых он мучается и изводит себя.

 
Фото из архива Александринского театра, сцена из спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего»

 
Фото из архива Александринского театра, сцена из спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего»

На сцене два актера – Петр Семак в роле Арбенина и Нина, артистка Елена Вожакина. Больше никого. Разыгрывается сцена, оправдания юной Нины звонким эхом витают в зале семейства Арбениных, она подобна птичке, бьющейся о стекло, такая молодая, такая красивая, наивная и верная, уверяющая мужа в своей преданности к нему.
Но Арбенин не верит ей, и в его голове воцаряется хаос. Что делала она на балу? Как танцевала? С кем танцевала? И танцевала ли… ведь браслет где-то забыт… Бесконечный поток мысли переходит в активное действие на сцене. Свет гаснет, на сцену из стеклянных кубов выходят «маски», выходит сам бал… Сначала они просто танцуют, сцена при помощи света окрашена в красные тона. Но танцы начинают набирать обороты, и кукольные девушки, с точными движениями, начинают задирать юбки, танец отдаленно напоминает канкан, мужчины раздеваются, стягивая платья со своих дам, и на сцене танец превращается в секс, будто бы бал, на котором была Нина – это бордель с желающими мужчинами и вульгарными женщинами. Арбенин находится в центре этого замешательства, музыка резко останавливается, поворот его головы – резкое движение «масок».
Такая точность в спектакле до последней секунды, привносит свое восхищение к спектаклю, движение которого становится отлаженным и продуманным, это небольшая деталь, говорящая о долгой и кропотливой работе режиссера; когда важен каждый поворот головы, каждое слово. Все диалоги в спектакле в первом акте точно соответствуют произведению М.Ю. Лермонтова, ничего лишнего или нового, что еще больше позволяет погрузиться вглубь разворачивающейся истории.

 
Фото из архива Александринского театра, сцена из спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего»

Подобное одоление Арбенина танцующими на балу («масками»), происходит с героем и в самом начале спектакля, когда он находится один на сцене, и его окружает маскарадная толпа со всех сторон под звуки шипения. Как будто, маскарад уже готовится нанести удар Евгению.
Задник сцены опускается, и зритель видит фрагменты спектакля Мейерхольда, таким образом, создается «зеркало», вот «Маскарад» сегодняшний, на сцене, и вот, «Маскарад» прошлого, в параллельном мире. Под конец спектакля крупным планом показывается весь ужас «того» Арбенина, в ужасе кричащего от своего положения. Роль Евгения Арбенина в спектакле Мейерхольда исполнял известный артист Юрий Юрьев, в «Маскараде» Мейерхольда это известный Петер Семак. Смерть, или Неизвестного играет народный артист России – Николай Мартон, тенью появляющийся за спиной Арбенина и ждущей своего часа.
Снова начинается бал, шахматное белое полотно меняет свой цвет на желтый, все преображается, уходящие вглубь широкие портьеры уже другого цвета, небольшой оркестр, расположенный подле сцены, начинает играть «Вальс-фантазию» М.И. Глинки, пары в красивых маскарадных костюмах начинают танцевать. Очень красивое завораживающее действие, на которое приятно смотреть, при этом крайне необычное в рамках данного спектакля, но очень подходящее к нему.

 
Фото из архива Александринского театра, сцена из спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего»

 
Фото из архива Александринского театра, сцена из спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего»

Нину приглашает потанцевать молодой кавалер. Она с радостью соглашается и танцует с юношей, Арбенин находится на одной сцене с танцующими, и удивленно наблюдает за происходящим. Он взволнован и нервнен, мужчина мечется то в одну сторону, то в другую, когда, как Нина весела и счастлива, не замечая странного состояния мужа. Бал оканчивается, и супруги снова оказываются дома. На сцене появляются несколько стульев, туалетный столик, кресло и кушетка. Нина просит мужа принести ей мороженого, чтобы охладиться, и тот добавляет ей в него яд.
Арбенин бессилен от своей любви к жене, и боли от ее измены. Бал в очередной раз доказывает ему, что его женщина, которую он полюбил всей душой, изменяет ему с другим, и он принимает решение убить ее. Нина съедает мороженое, и ей становится плохо. Она медленно умирает, а Арбенин восседает над ней в кресле, любуясь гибелью супруги. Странная любовь… Тело Нины распласталось на белой доске, подсвеченное ярким светом, на заднем фоне сцены – фрагмент из спектакля Мейерхольда, сумасшедший крик «того» Арбенина-Юрьева. Занавес опускается, и резко включается свет.
Второе действие начинается с того, что Евгений Арбенин стоит на краю сцены, красный занавес опущен, перед ним микрофон, яркий столп цвета падает на него. Мужчина говорит о том, как убил Нину, сначала ударил ее кулаком по лицу, она упала, долго сидела на коленях, а затем поднялась, тогда он схватил веревку, и стал душить ее, когда женщина потеряла сознание, он понял, что дело нужно доделывать до конца. Арбенин рассказывает, как взял кухонный нож и нанес несколько ударов ножом в область сердца. Он потащил тело жены в ванную, вытер кровь на кухне, снял окровавленную одежду, хотел было во всем сознаться, даже уже потянулся за мобильным телефоном, как вдруг передумал. Что теперь ей то? А ему еще жить надо. Актер рассказывает все эти детали убийства монотонно и сухо, как бы тараторя, находясь в неком непонимании происходящего. Только сухие факты: убил ножом, вытер кровь, расчленил, сложил все в пакет итд… Что это? Современное виденье Лермонтовского «Маскарада» или «Маскарад» в наши дни? На мгновение, Арбенин, увы, стал нашем современником с сопутствующими атрибутами: мобильниками и мультиками для детей. И тут уже показан другой театр, современный, лишенный былой певучести и статности.
Далее поднимается занавес, начинается отпевание и похороны Нины. Все в черном приходят принести соболезнования горюющему мужу. И когда Арбенин остается наедине, перед ним вновь появляется Неизвестный – арт. Николай Мартон. Неизвестный рассказывает Евгению о том, что его супруга не виновата, и она всегда была ему верна, что он очень долго ждал этого часа мести, и наконец-то дождался его. Игра Николая Мартона со свойственным ему достоинством и красноречением заполняет зал трагической развязкой. Нина не виновата, она всегда была верна мужу. Евгений падает на белый шахматный пол, на то же место, где скончалась его супруга, и бездыханно лежит на нем. Спектакль окончен. Свет включён.  


Старалась писать рецензию, как и всегда, воссоздавая свое восприятие спектакля, его атмосферу и ощущения, затронувшие меня. Кроме естественного и объективного анализа действия, именно в этом спектакле-реконструкции больше захотелось передать своего эмоционального состояния во время просмотра картины, от того-то я постаралась избежать всех философских изысканий и поисков, кои люблю затрагивать в текстах. На бумаге спектакль, такой, каким я его прочувствовала, и фактура текста была подобрана именно такая, чтобы завести Вас, дорогой читатель, вместе со мной на сцену, побывая и на антракте, и увидев опустившийся занавес под конец. Может быть конец моей рецензии и резко обрывается, но это лишь только по тому, что я шла исключительно по полотну этой работы.

 

Irena Kristo

 

 


Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика