Забытые шедевры русского симфонизма
28.09.2022 1500 0.0 0

9 октября Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр представляет первый концерт проекта «Забытые шедевры русского симфонизма».
В программы трех концертов нового цикла вошли сочинения, практически не известные не только любителям, но и многим профессионалам. Прозвучит редко исполняемая музыка признанных корифеев, а также опусы талантливых мастеров, чье творчество оказалось «в тени», заслоненное достижениями их великих современников.
 Так, 9 октября будут исполнены оркестровые пьесы и романсы Глинки и Даргомыжского, симфоническая миниатюра Лядова, виолончельные пьесы Кюи, сюита из оперы Гречанинова и блестящий «Марш Сардара» из «Кавказских эскизов» Ипполитова - Иванова.
Отдельную главу вокального творчества основоположника русской классической музыки - Михаила Глинки составляют великолепные романсы на стихи Пушкина. Две увертюры для оркестра, которые также прозвучат в концерте, композитор создал в 1822–1823 годах, в пору становления стиля и совершенствования мастерства.
В центре внимания младшего современника Глинки - Александра Даргомыжского, связь вокальной интонации с разговорным и поэтическим словом. Композитор обращался к текстам русских и зарубежных поэтов, в их числе А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Дельвиг, П. Вейнберг, П. Беранже, Л. Уланд и многие другие. Болеро для оркестра, созданное в 1839 году, – яркий образ испанского танца в представлении русского художника.  
Исполнит романсы Глинки и Даргомыжского лауреат международных конкурсов, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лаура Меенен.
Продолжит концерт СПб ГАСО оркестровая миниатюра «Танец амазонки» одного из самых авторитетных русских музыкантов начала XX века Анатолия Лядова. Дирижер и композитор, он поддерживал тесные творческие связи с музыкантами балакиревской «Могучей кучки». «Танец амазонки» принадлежит к числу поздних оркестровых миниатюр композитора.
Следом прозвучат пьесы для виолончели с оркестром Цезаря Кюи – еще одного участника «Могучей кучки». Кюи добился выдающихся успехов сразу в нескольких сферах: как композитор, музыкальный критик, а также как педагог и крупный ученый в области фортификации, оставивший заметный след в военной науке – по его учебникам долгое время учились офицеры русской армии. Будучи лириком по своей творческой натуре, он как художник наиболее ярко раскрылся в жанре миниатюры, в романсах и инструментальных пьесах, в числе которых и великолепные пьесы для виолончели. Солирует лауреат международных и российских конкурсов петербургский виолончелист Никита Зубарев.
Сюита из оперы «Добрыня Никитич», что продолжит концерт, откроет для многих слушателей имя композитора Александра Гречанинова. В 14 лет он впервые увидел фортепиано, а затем втайне от своей семьи поступил в Московскую консерваторию. Гречанинов много сочинял, сблизился с К.С. Станиславским и создавал музыку к спектаклям МХТ. В 1925 году композитор уехал из России, жил в Париже, затем в США, оставаясь верным в своем творчестве русской классической традиции. Оперой «Добрыня Никитич» на сюжет русских былин Гречанинов в 1903 году дебютировал в Большом театре. Н.А. Корсаков писал автору, что считает оперу «хорошим вкладом в русскую оперную музыку».
Завершит концертную программу эффектная оркестровая пьеса «Марш Сардара» из сюиты «Кавказские эскизы» Михаила Ипполитова-Иванова. Его творческий путь начался в Тифлисе (Тбилиси), где он в 1882 году организовал отделение Русского музыкального общества. Затем стал директором местного оперного театра, преподавателем музыкального училища и в то же время создавал свои первые самостоятельные произведения, многие из которых были вдохновлены грузинским фольклором. С 1893 года Ипполитов-Иванов – профессор, впоследствии директор и ректор Московской консерватории, а в 1920-е годы – дирижер Большого театра. «Кавказская сюита» для оркестра, признана одним из лучших сочинений композитора.
Дирижирует СПб ГАСО художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России Александр Титов.
Концерт из цикла «Забытые шедевры русского симфонизма» состоится 9 октября во Дворце Белосельских-Белозерских (Невский пр. 41). Начало в 16.00 часов.

 


Теги:Дворец Белосельских-Белозерских, Классика, концерт

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика