Выставка «Пища богов и пища людей»
19.10.2021 1078 0.0 0

21 октября в Государственном музее истории религии открывается выставка, посвященная одному из наиболее распространенных и многозначных культурных явлений – трапезе. Трапеза сопровождает всю жизнь человека от рождения до смерти. Важнейшим ее компонентом является пища. Кроме того, что пища необходима человеку для жизни, она несет в себе целый ряд дополнительных ритуальных смыслов. Например, в обряде жертвоприношения она выступает в роли «пищи богов», обеспечивает связь человека с миром божественным. А преломленный во время религиозных праздников и обрядовых действ за совместной трапезой хлеб объединяет людей и позволяет осознать себя единоверцами.
Выставка состоит из двух основных разделов. Первый из них посвящен «пище богов».
Жертва богам – одна из древнейших форм медиации между божественным и человеческим. В архаических и традиционных обществах, считалось, что строго регламентированное употребление в пищу мяса тотемного животного, позволяет человеку приобщиться к его силе. Пример тому – медвежий праздник у народов Сибири и Дальнего Востока. С приходом политеизма ритуальная практика изменилась. Центральное место в ней занимает жертвоприношение, которое совершается в подкрепление просьбы человека к божеству, что находит выражение в формуле: «Do, ut des» (с лат.: «даю, чтобы ты дал»).
С появлением монотеизма акцент постепенно смещается в сторону «жертвы духа», что связано с развитием идеи Бога как высшего Абсолюта. Однако мотив материальной жертвы полностью не исчезает. В исламе, например, сохраняется традиция совершения жертвоприношений. Наиболее известным из них является удхия на праздник Курбан-байрама. Оно совершается в память о готовности пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына, который в последний момент по воле Аллаха был заменен на барана. Поэтому в качестве жертвы на празднике выступает баран, верблюд или корова.
Второй раздел рассказывает о пище людей, которая также имеет символическое значение. Трапезой отмечены все социально значимые события. Она сопровождает переходы человека из одного социального состояния в другое. Такими переходами являются рождение, совершеннолетие, брак, рождение ребенка, смерть. Так же пищевой код служит маркером «свой» и «чужой».
На выставке представлено более 120 экспонатов, рассказывающих о Медвежьем празднике народов Сибири, мистериальных культах и жертвоприношениях Античности, храмовой пудже (с санскрита - «уважение», «почитание», «поклонение») в Индии, подношениях в буддизме, а также ритуальной символике чайной церемонии в Китае.
Отдельный раздел посвящен Евхаристии в христианстве, которое понимается как таинство, во время которого человек причащается Тела и Крови Спасителя. В состав выставки вошли хромолитографии и гравюры с изображениями Тайной Вечери и Евхаристии, литургические и евхаристические сосуды.
Любой ритуал жизненного цикла (рождение, вступление в брак, смерть), как правило, сопровождается трапезой. У славянских народов пищей, имеющей глубокое символическое значение, были блины, пироги, каша, хлеб, которые сопровождали ритуалы перехода и календарные обряды. Многие из них находят отражение в живописных и графических произведениях русских художников: «Сватание в Малороссии» Николая Цимбалистова, «Смотрины» Николая Неврева, «Крестный ход» Сергея Милорадовича и многие другие.
Христианская Пасха в народном сознании нередко смешивается с ритуалами встречи весны, содержащими характерные для народного восприятия мотивы возрождения природы и жизненного обновления. В народном сознании праздник Воскресения Христова связан с множеством различных легенд и поверий. Несмотря на обилие блюд на праздничном столе, разговляться после долгого поста было принято яйцом. Последнее, помимо сугубо пасхальной семантики, изложенной в рассказе о Марии Магдалине и римском императоре Тиберии, несет на себе общее значение жизни и возрождения. Посетители смогут увидеть традиционные пасхальные яйца из папье-маше, формы для пасхи, другую пасхальную утварь.
В иудаизме пасхальный Седер или Седер Песах – трапеза, посвященная воспоминанию об исходе евреев из Египта, проводится в первый день празднования Песаха. Само слово «седер» переводится с иврита как «порядок» и отражает строжайшую регламентацию праздничной трапезы, где каждая деталь символизирует то или иное событие Исхода. Главными предметами на столе во время Седера является блюдо кеара и три целых мацот (маца - лепешка из небродившего теста). Столь же регламентирован и порядок блюд.

Выставка продлится до 5 декабря 2021 года

Государственный музей истории религии
Почтамтская ул., д. 14/5
www.gmir.ru


Читайте также:
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования