Ия Саввина.Капля чистой росы...
02.03.2016 1301 0.0 0

Ия Саввина.Капля чистой росы...

Эту актрису называли Мадонной 1960-х. Она не имела актерского образования, но роли, сыгранные ей, навсегда вошли в историю отечественного кинематографа и театра. В ее жизни хватало испытаний, с которыми она мужественно боролась.

Ия Сергеевна Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже, в семье Сергея Кутепова и Веры Саввиной. Мать Ии была врачом, и во время войны являлась единственным медиком на несколько сел. Сначала она хотела назвать дочь Светланой, но потом испугалась — вдруг та потемнеет? Так возникло редкое и необычное "Ия".

Ия Саввина с мамой Верой Ивановной.

Отец же девочки ушел в 1941 году на фронт и не вернулся. Нет, ему удалось остаться в живых, но там, на фронте, он встретил другую женщину, о чем и уведомил супругу в письме. Это известие потрясло девочку, она все время вспоминала все, что было связано с отцом, и надеялась, что он вернется. Но…

Позже у Ии появился отчим-военный, и семье пришлось переезжать с места на место. В конце концов, они осели в городе Боринском в Воронежской области, где девушка и окончила школу с золотой медалью. Надо сказать, что после появления отчима в семье ее жизнь изменилась - родители всегда считали ее бесенком с ангельским лицом и потакали ее капризам, а отчим был человеком суровым и являлся сторонником палочной дисциплины. Впрочем, ему не удалось сломить непокорную падчерицу.

С детства Ия занималась в школьном театральном кружке. Но поступить она мечтала все-таки на филфак МГУ — чтение с детства было ее любимым занятием. Однако, когда она приехала в столицу, прием медалистов на филологический уже завершился, и тогда девушка подала документы на журфак МГУ. Конкурс был в том году очень высокий, но она поступила! Впрочем, увлечение театром не оставляло ее, и она стала костюмером в студенческим театре МГУ. А затем начала выходить там на сцену. Важной ее ролью в студенческом театре стала роль Лиды Матисовой в спектакле "Такая любовь", который ставил начинающий тогда режиссер Ролан Быков. Вначале Саввину не было слышно со сцены, и тогда Быков сказал ей "Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал". Эту фразу она запомнила на всю жизнь. Ее посыл в зал был всегда очень сильным и мощным.

Там, в театре, она встретила и свою любовь — руководителя факультета геологии и ученого Всеволода Шестакова, который был старше ее на 8 лет и тоже играл в спектаклях. В 1956 году она вышла за него замуж. Он происходил из элитной семьи и был сыном высокопоставленного чиновника. В квартире на Фрунзенской набережной, где поселилась чета, всегда было многолюдно — в дом приходили ученые и актеры. Вскоре актриса забеременела. У нее были сомнения по поводу того, оставлять ли ребенка, но ее мама Вера Ивановна настаивала на внуке. Своего сына, рожденного в 1957 году, Саввина решила назвать как покинувшего ее отца — Сергеем. Мальчик родился с синдромом Дауна. Несмотря на свой молодой возраст, Саввина оказалась стойкой и мужественной. Это были времена, когда о синдроме Дауна было известно еще не так много, и врачи в роддомах активно уговаривали женщин, родивших детей с таким синдромом, написать отказ от ребёнка. Этот момент не миновал и Саввину, но она отвергла предложение. Все силы она направила на то, чтобы адаптировать ребенка к нормальной жизни. В этой ей очень помогала и свекровь Янина Адольфовна, педагог по образованию, которая ради этого оставила работу. Мальчика было решено воспитывать, как обычного ребенка.Когда Сереже было 3 месяца, актриса понесла его к знаменитому педиатру Сперанскому, который сказал ей знаковые слова: "Вам будет очень трудно, но, думаю, вы справитесь".

Именно по его совету мальчика растирали особым способом, кормили телячьей печенкой и делали ему специальный массаж ног. Учителей позже Сереже приглашали на дом. В итоге он хорошо учился, играл на фортепиано, знал английский, мог подолгу наизусть читать стихи Пушкина. "Если бы он не был болен, он был бы, думаю, гением", — сказала как-то актриса.

Потом в одном интервью Саввина также скажет: "Я не осуждаю тех, кому это бремя оказывается не по силам. У меня самой в жизни была минута слабости. Когда Сереже было семь, я узнала, что есть отличная лесная школа под Москвой и захотела отдать его туда. Человек, которому я позвонила – я часто забываю фамилии, но эту запомнила на всю жизнь, Ченцов, - спросил: "Вы хотите отказаться от ребенка?" — "Нет, что вы, как вы могли подумать…" – "Тогда не отдавайте его никуда и никогда".
 В другой раз актриса поведала: "Никого, однако, не хочу обманывать. Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит. Я молю Бога только, чтобы он меня и Сережу взял одновременно. Ни мне без него не жить, ни ему без меня".

Впрочем, рождение больного сына не заставило Ию Саввину бросить ни учебу, ни карьеру. В 1958 году она закончила журфак, а уже в 1959 году ее пригласили на съемки в фильм Иосифа Хейфеца "Дама с собачкой" — ее рекомендовал Алексей Баталов, который как-то видел ее в студенческом театре. Эта роль и стала первой ролью актрисы в кино. По роли приходилось много плакать, и Хейфец целенаправленно доводил ее до слез. После фильма она получила множество писем, среди которых было и послание от самой Фаины Раневской.

Фильм "Дама с собачкой" был удостоен многих международных премий, а на ХIII кинофестивале в Каннах игра Саввиной была отмечена специальным призом. Там же, в Каннах, она произвела настоящий фурор — ее сравнивали с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, а Ингмар Бергман назвал ее "чистой каплей росы". В газетах было написано: "Северная звезда упала на набережную Круазетт". Немалую роль сыграло то, что на черно-белом экране кожа актрисы буквально светилась, а глаза казались прозрачными.

Вскоре после этого ее пригласили работать в Театр им. Моссовета, возглавляемый Юрием Завадским. Это было сложное время в жизни Саввиной — с одной стороны, недоброжелательность и зависть со стороны коллег, с другой — постоянные заботы о трехлетнем сыне, которому каждое утро требовалась парная печенка и сложная гимнастика. Впрочем, результат давал себя знать — врачи просто поражались улучшениям.

Недоброжелательность усилилась, когда актрисе доверили дублировать Любовь Орлову в пьесе "Нора". После этого Любовь Орлова прислала Саввиной корзину с цветами и с запиской "Норе от Норы"… Она же поняла, что с актрисой происходит что-то не то — нервное истощение давало себя знать и последовали изменения в голосе, - и отвела ее к лучшим специалистам. Таким образом, Орлова спасла Саввину — выяснилось, что у той в горле образовался узелок.
 Хорошие отношения у Саввиной сложились и с Фаиной Раневской, активно опекавшей молодую актрису. Причем иногда они конфликтовали – у обеих были крайне непростые характеры. Однажды Раневская даже рявкнула на Саввину: "Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!" и сразу получила в ответ: "Если не прекратите ваше барское хулиганство, я ухожу со сцены, кувыркайтесь тут, как хотите!". Саввина тогда действительно ушла со сцены. Потом они долго и со слезами мирились.

В театре Моссовета актриса сыграла много запомнившихся зрителям ролей: Нору в одноименно спектакле, Соню в "Петербургских сновидениях", Фэри в "Странной миссис Сэвидж", Сашу Душечкину в "Турбазе", Машу в "Ленинградском проспекте". Интересно, что при этом она не расставалась с журналистикой и продолжала писать до середины 1970-х годов.

Съемки в кино продолжались — она сыграла в "Звонят, откройте дверь", драме "В городе С", опять же по Чехову, а в 1966 году Андрей Кончаловский пригласил актрису в свой знаковый фильм "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж".

Съемки проходили в Горьковской области. Кроме главных героев, почти все остальные исполнители были непрофессиональными актерами — местными "людьми из народа".
Саввина вначале опасалась такого эксперимента, мотивируя свои страхи тем, что вся обросла "актерской коростой" и что на фоне простых деревенских жителей она будет выглядеть фальшиво, но сыграла замечательно. "Мне помогло то, что я деревенская, как мама. Так, гены "сработали" за меня", — сказала она потом. Хромоножка Ася, отвергнувшая двух ухажеров и остающаяся в гордом одиночестве вместе с желанным сыном, стала лучшей ролью Саввиной. На съемках ей пришлось заново пережить беременность и роды. Вот только лента, к сожалению, пролежала на полке еще лет 20.

После "Аси Клячиной" актрисе поступило множество предложений. В 1967 она сыграла роль Долли, жены Облонского в "Анне Карениной" Зархи, а в 1969 — роль Марии Павловны Чеховой в "Сюжете для небольшого рассказа". В этом же году ей сделали еще одно неожиданное предложение – озвучить "Пятачка" в мультфильме "Вини-Пух" — его создатель Федор Хитрук был наслышан, что актриса обожает это произведение и часто цитирует его. Сначала это предложение вызвало у актрисы легкую оторопь, но потом она подошла к делу с энтузиазмом. Интересно, что вдохновением для Саввиной послужили… интонации поэтессы Беллы Ахмадулиной. Кстати, сама Ахмадулина после этого позвонила и сказала актрисе: "Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка".

После того, как Саввина стала знаменитой, вдруг объявился покинувший ее когда-то отец. Однако теперь уже актриса отказалась с ним общаться.

Семидесятые годы стали для нее годами новых работ: "Месяц август", "Следствие ведут Знатоки", "Последний подвиг Камо", "Дневник директора школы", "Открытая книга". И, конечно, великолепная комедийная лента "Гараж". Как говорил про Савину режиссер Эльдар Рязанов, "она была умна, как 40 братьев, и очень талантлива. Она сыграла в моей картине так, что не было ни одного штампа жеста или взгляда. У меня даже было впечатление иногда, что это не актриса, а сама эта женщина. Я был в восхищении от ее работ".

А в 1974 году Ия Саввина развелась с Шестаковым, впрочем, сохранив с ним дружеские отношения. К тому моменту их объединял только сын. Одной из проблем была и скупость супруга, проявившаяся с годами. Он экономил буквально на всем — вплоть до того, что следовал за Ией по квартире и непрерывно выключал за ней свет. На всю жизнь актриса сохранила благодарность своей свекрови, и когда та слегла, наняла и собственноручно оплачивала ей сиделку.

После расставания у Саввиной случился роман с известным молодым режиссером Петром Штейном. Несмотря на бурное развитие событий, он не закончился браком. Возможно, свою роль сыграла и разница в возрасте – Саввина была старше своего возлюбленного на 11 лет, - возможно, и то, что Штейн любил "гульнуть налево". Информацию об этой части своей жизни актриса тщательно скрывала. В любом случае, они сохранили теплые отношения на многие годы.
В 1977 году Олег Ефремов пригласил ее во МХАТ имени Горького. Там она сыграла во многих спектаклях: Галину в "Утиной охоте" и Полину Андреевну из "Чайки", Коллонтай из "Так победим!" и Шарлотту из "Вишнёвого сада", Кабанову из "Грозы" и Анфису из "Трех сестер", и много других ролей.

Сын Сережа радовал. Он окончил университет и стал работать переводчиком, а его натюрморты фигурировали на выставках в Москве. На встречах со зрителями она с гордостью делилась успехами сына. При этом Свввина понимала, что он никогда не станет взрослым.

А в 1979 году, во время поездки на отдых на Соловки с другими актерами, к Ие Саввиной пришла новая любовь.

Она познакомилась со своим вторым супругом Анатолием Васильевым. Интересно, что свела их… рыбалка. Вскоре они стали жить вместе.

Жизнь на природе манила обоих, к тому же это было полезно для Сережи. Супруги купили дом в деревне Дорофеево в Костромской области, где и проводили лето. Жизнь их не была тихой и спокойной – Саввина и Васильев обладали непростыми характерами, часто ссорились и иногда даже разбегались, но потом вновь мирились и возвращались друг к другу. В деревне они обретали полную гармонию - супруг вечно что-то строил и мастерил, а Ия Сергеевна с упоением занималась огородом — огурцы с него пользовались большим успехом у всех ее коллег по театру. Она как будто вернулась к своим корням. Саввина часто собирала у себя местных жителей на посиделки с песнями.
В 1980-х она снималась во многих картинах: "Три года" и "Наше призвание", "Слезы капали и "Частная жизнь", "Продлись, продлись, очарованье" и "Я — вожатый форпоста". Ее яркой ролью стала главная роль в драме Павла Чухрая "Запомните меня такой", где она играла героиню, молодость которой пришлась на 1930-е годы, и чьи жизненные установки и убеждения почти не изменились с течением времени. Кинокартина получила награды на фестивалях в Токио и Праге.

В 1990-е, ставшие тяжелым временем для большинства актеров, киноролей, в отличие от театральных работ, стало меньше. В течение этого десятилетия Саввина снялась в "Сюжете для двух рассказов" по мотивам рассказов Чехова "После театра" и "Володя", сыграла жену Троцкого в одноименной драме Леонида Марягина "Троцкий", а также в фильме "Чехов и Ко". Чеховская тема никогда не отпускала актрису. А вот от съемок в "Курочке Рябе" — продолжении "Истории Аси Клячиной" - она отказалась. Сценарий показался ей оскорбительным для русского народа, о чем она прямо и заявила Кончаловскому. Потом она скажет: "Вместо Аси нарисовался безнадежно одномерный персонаж, с которым мне неинтересно. В серьезном искусстве никто не одномерен, даже Плюшкин, одержимый единственной страстью: Гоголь старательно наделяет его вполне человеческими чертами… Сегодня же почти у всех всё плоско, но это проблема художников, а не Аси Клячиной. … Ася Клячина — та, кто не требует, а отдает, в этом стержень и суть ее характера, а стержень ведь не меняется. Чушь, будто человека ломает жизнь, и незачем кивать на время. Меня всегда коробит, когда говорят "жизнь заставила". Жизнь никого не заставляет, она проявляет". В итоге главная роль в фильме досталась Инне Чуриковой.

С началом нового века актрисе стали доставаться лишь второстепенные и эпизодические роли. А потом начались и другие проблемы. В 2008 году у Саввиной вырезали меланому. Казалось, что все прошло благополучно. Но весной 2011 она перенесла инсульт, а спустя несколько месяцев вместе с мужем и сыном попала в автокатастрофу, получив в итоге травму грудной клетки. После операции возникли метастазы…

Интересно, что за несколько дней до смерти она официально зарегистрировала брак с Анатолием Васильевым, с которым прожила более 30 лет.

Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года в Москве. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище. Анатолий Васильев взял опекунство над ее сыном.

Екатерина Щеглова

 


Теги:кино, Актриса, Ия Саввина, ЖЗЛ

Читайте также:
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика