Павел Михайлович Третьяков
27.12.2022 1673 2.0 0

15 (27) декабря 1832 родился Павел Михайлович Третьяков. Предприниматель и меценат, основатель знаменитой московской художественной галереи.
Днём появления на свет Павла Третьякова принято считать 15 (27) декабря 1832; однако метрическая книга церкви св. Николая Чудотворца, что в Голутвине, содержит другую дату — 14 (26) декабря.

Разительно по-иному, чем нынешние богачи, добывали свои капиталы и распоряжались ими представители славной династии Третьяковых.
Их купеческий род ведёт свою историю из уездного города Малоярославца Калужского наместничества. Именно оттуда в 1774 году в Москву прибыл прадед П.М. Третьякова - Елисей Мартынович с женой и сыновьями. Следующие поколения Третьяковых успешно расширяли торговлю и приумножали капиталы. Особенно хорошо шли дела у Михаила Захаровича. Сам он был не промах (на четвёртом десятке прилично освоил английский), так ещё и очень удачно женился на дочери Даниила Борисова - крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию. За три дня до Нового 1833 года супруга Александра принесла Михаилу Захаровичу первенца Павлушу, которому суждено будет навеки вписать фамилию Третьяковых на скрижали русской истории. Затем родились ещё четверо мальчиков и четыре девочки!
После смерти Михаила Захаровича всё движимое и недвижимое имущество досталось двум сыновьям, Павлу и Сергею, которые успешно продолжили торговое дело отца. Зимой 1860 года они открыли большой торговый дом «П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин». (Приказчик Василий Коншин женился на их сестре Елизавете Третьяковой).
Шли годы. Младший Третьяков уже женился дважды, а старший Павел всё ещё ходил холостяком. Лишь летом 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Брак этот выдался на удивление счастливым. Супруги растили шестерых детей. В семье царила атмосфера любви и взаимного уважения. Павел Михайлович писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».
Жизнь, впрочем, есть жизнь и постоянно безоблачной нигде и ни у кого она не бывает. Супругам Третьяковым тоже довелось хлебнуть изрядного горя. В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер их сын Ваня - всеобщий любимец, надежда отца. Второй сын – Михаил – от рождения был слабоумным и не мог приносить родителям радости. Эти и другие тяжкие удары судьбы Павел Михайлович воспринимал стойко и мужественно. И потому что от отца с матерью получил крепкую стержневую прочность истинно русского человека, и потому что его всегда согревала щедрая душа супруги, и, наконец, потому что с молодости он одержим был великой и благородной страстью всепоглощающей любви к искусству.
Сохранилось письмо Павла Михайловича к дочери Александре:
«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях. Мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь… Обеспечение должно быть такое, какое не дозволяло бы человеку жить без труда».
…Первые картины Третьяков приобрёл в 1856 году. Это были работы «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В.Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И.П. Трутнева, А.К. Саврасова, К.А. Трутовского, Ф.А. Бруни, Л.Ф. Лагорио, В.И. Якоби, М.П. Клодта, В.М. Максимова. Уже в 1860 году меценат имел несколько сотен полотен различных мастеров. В это же время, посоветовавшись с женой, Павел Михайлович составляет завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
Разумеется, львиную часть времени Павла Третьякова отнимали торгово-промышленные дела – управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазинами, многочисленными складами и другой инфраструктурой одного из самых прочных и надёжных коммерческих предприятий Москвы. К примеру, Третьяков одним из первых в России оснастил свою фабрику новым английским оборудованием. Но всякую свободную минуту Павел Михайлович посвящал любимому детищу – домашней галерее. Он её постоянно достраивал и совершенствовал. Приобретённые картины лично развешивал. Сам составлял подробный каталог. Заводил всё новые и новые знакомства с художниками, посещал их выставки и почти всех знакомых живописцев (около сотни человек) поддерживал материально. Характерно в этом смысле пронзительно доброе отношение Третьякова к замечательному художнику с непростой судьбой В. Перову. Будучи всего лишь на год старше Василия Григорьевича, Третьяков по-отечески его опекал: «Берегите себя, мой дорогой, для службы искусству и для Ваших друзей». Павел Михайлович приобрёл несколько десятков работ Перова. Среди них - «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант». Он же заказывал художнику многочисленные портреты, оплачивал их, а после смерти Перова лично организовывает посмертную выставку произведений выдающегося русского живописца.
На заказах Третьякова мне бы хотелось остановиться несколько подробнее. И вот почему. Коллекционеров живописи в России, впрочем, как и во всём остальном мире, всегда было хоть пруд пруди: кому же неизвестно, что это одна из самых надёжных форм сбережения денежных средств. Грубо говоря, картина, купленная на аукционе за 100 тысяч условных единиц, никогда уже не будет продана за 99. А вот золото и другие драгметаллы колебаться в цене могут в ту и другую сторону. Третьяков же никогда не рассматривал произведение художественного творчества через финансовую или материальную призму. Он в каждом полотне усматривал то, что Пушкин видел в «печатном снаряде» - необыкновенную мощь эмоционально-нравственного воздействия на души и сердца людей. Поэтому не просто «складировал» картины, а выстраивал их по художественным направлениям, которые в основных своих компонентах сохранены, к слову, и по сей день в Третьяковской галерее.

Третьяковская галерея. История одного шедевра.
О главных шедеврах Третьяковской галереи. Коротко и понятно, для всей семьи.

 

 


Теги:Павел Третьяков, Третьяковская галерея

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика