Татьяна Лаврова.
16.05.2021 776 0.0 0

"Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь". Эти строки прощания поэт адресовал Татьяне Лавровой - выдающейся русской актрисе, народной артистке РСФСР, женщине, с которой был близок много лет. И он, и она были несвободны, но скрывать их отношения было бесполезно.Она всегда пленяла великих мужчин. Ее мужьями были Олег Даль, Евгений Урбанский, знаменитый футболист Владимир Михайлов. Но прежде всего - это была бесподобная и удивительная актриса, которую не забудут никогда.
Народная артистка России Татьяна Лаврова сыграла немало звездных ролей. Театральный мир она всколыхнула еще будучи студенткой школы-студии МХАТ, сыграв Нину Заречную в легендарной «Чайке».
А после главной роли в переломном для советского кино фильме «9 дней одного года», где она снялась со Смоктуновским и Баталовым, талант юной актрисы был в полной мере оценен и публикой, и режиссерами, и даже критикой.
Это было новое слово в киноискусстве, открывшее эпоху физиков и лириков. На экране, наконец, появились живые люди со своей страстью к науке и глубинными проблемами. Теперь фильм «9 дней одного года» уже стал классикой.
Баталов и Смоктуновский для нашей страны – мэтры.
А Лаврова…
Казалось, что ей суждено было взлетать все выше и выше. Ей открыли свои объятия интереснейшие театры 20 века – МХАТ и «Современник». Но сложилось так, что жизнь Татьяны Лавровой превратилась в череду испытаний...
«Жизнь, по-моему, не удалась просто катастрофически.
Я считаю, что я – сплошная ошибка во всех своих проявлениях.
Я говорю о том пути, который я прошла.
Я на этом пути в основном делала ошибки.»-Татьяна Лаврова
Говорят, характер – это судьба. О тяжелом характере Татьяны Лавровой до сих пор ходят легенды. Непредсказуемая, в чем-то эксцентричная, даже капризная – симптомы, так похожие на звездную болезнь. Но не в случае Лавровой. Сложность ее характера не имела поверхностных причин. Это была тайна, которую до конца никому разгадать так и не удалось.
– Это был совершенно какой-то уникальный образ, – отмечает художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. – Это была девушка с тонкой нескончаемой шеей, на которой сразу возникали два огромных глаза, открытых на мир. Маленький олененок какой-то.Возможно, в 60-м, когда Михаил Ромм осматривал кинопробы актрис для «Девяти дней одного года», в Лавровой он разглядел того самого олененка. Ведь не случайно же из множества именитых претенденток на роль Лели он выбрал именно Татьяну, малоизвестную вчерашнюю студентку. Опытные мастера Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский, а рядом с ними – юная Татьяна Лаврова.

Встреча с артистами фильма "Девять дней одного года". Слева актриса Т.Лаврова

Впрочем, Смоктуновского великим тогда еще никто не считал. Больших ролей в кино еще было не сыграно, зато к 35 годам у него за плечами был нелегкий жизненный багаж: участие в самых горячих сражениях Великой Отечественной войны, побег из фашистского плена, скитания по городам и весям нашей страны. На пробах у Ромма Смоктуновский выложился полностью, не скрывая, что очень хочет получить эту роль.Автор сценария Даниил Храбровицкий признавался, что когда думал о физике Гусеве, получившем смертельную дозу радиации, то представил себе глаза человека, который мог бы это сыграть. И в воображении сценариста возник взгляд Баталова, уже так хорошо всем знакомый по фильмам «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек» и особенно «Летят журавли».Вот так на съемочной площадке собрались трое невероятно разных актеров, чтобы со всей силой своих талантов сыграть этот любовный треугольник.
Лучший фильм года, высшая награда – «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в Карловых Варах. Этот фильм перевернул не только наш кинематограф, но и судьбы артистов, сыгравших в нем главные роли. Баталов был признан лучшим актером года, стал лауреатом Государственной премии имени братьев Васильевых. На Смоктуновского одно за другим посыпались предложения от лучших режиссеров страны. Кинематограф – вещь удивительная. Актеру порой достаточно сыграть одну-единственную роль и навсегда войти в историю. Татьяна Лаврова сыграла такую роль – в удивительном фильме легендарного Ромма «9 дней одного года». И будучи еще совсем молодой актрисой, обрела невероятную популярность.У Лавровой еще были интересные работы в фильмах «Вылет задерживается», «Вся королевская рать». Но такого успеха они уже не принесли. Татьяну Евгеньевну подвел ее характер.
– Всех я мерила уже по Ромму, – говорила она и от большинства предложений отказывалась.
Годы спустя актриса пожалела о своем максимализме. С грустью подведя черту под собственной кинокарьерой, она сказала:
– К сожалению, мой роман с кино не очень-то состоялся.Лаврова никогда не скрывала, что влюбчива и мужчина должен обладать немалым талантом, чтобы завоевать ее сердце. На третьем курсе школы-студии она полюбила выпускника Евгения Урбанского. Ее тогда еще никто не знал, а его уже останавливали на улицах города, чтобы попросить автограф. В 1957 году, том самом, в котором начался его роман с Лавровой, актер дебютировал в фильме Юрия Райзмана «Коммунист». Человек вулканической энергии, мужественный и решительный на экране, в жизни он был неуверенным и ранимым. Говорят, когда Лаврова приходила на его спектакль в Театр Станиславского, он очень волновался.Ни в одной официальной биографии Урбанского не сказано о романе и, тем более, о браке с Татьяной Лавровой. Их совместная жизнь продлилась действительно недолго, и расстались они некрасиво и по причине вполне банальной: однажды Татьяна узнала, что он ей изменяет. Евгений Урбанский погиб на съемах фильма «Директор» в возрасте 33 лет. Выполнял трюк на автомобиле, сел за руль вместо дублера. Машина перевернулась. К этому трагическому моменту Урбанский и Лаврова уже давно были не вместе.После расставания с Урбанским ее жизнь была до отказа наполнена любовью иного порядка – любовью к театру. Театр был поистине ее стихией. А может быть, ей на роду была написана именно такая судьба – блистать на сцене. Тому было немало почти кармических предпосылок. Начать хотя бы с того, что ее прадедом был легендарный меценат Савва Морозов, основатель Московского художественного театра. Конечно, он не дожил до того момента, когда его правнучка ступила на созданные его стараниями подмостки.
Родители Татьяны Лавровой были кинооператорами. Перед объективом кинокамеры Галины Пышковой ее дочь Таня предстала за год до своего триумфа в фильме «9 дней одного года». Роль в картине «Испытательный срок», на котором мама работала оператором, была второй в кинокарьере Лавровой и, по ее собственной оценке, первой удачной. А вот вне творчества отношения Лавровой с родителями были очень сложными. Тане было 12 лет, когда они расстались. Чтобы понять и простить их, ей понадобились годы.Окончив школу в 1955 году, Татьяна Андриканис подала документы во все театральные вузы столицы. Удача улыбнулась ей в Школе-студии МХАТ. Творческая жизнь Татьяны началась на редкость удачно. Еще студенткой ее приняли в труппу, переполненную великими талантами МХАТа. Художественному театру нужна была молодая героиня. В 19 лет она сыграла Нину Заречную в «Чайке». Ее, начинающую, не просто приняли великие мхатовские старики – они обожали и опекали молодую актрису. Руководство театра было довольно, но настаивало лишь на одном: поменять фамилию Андриканис на русскую. Татьяна попросила сокурсников написать варианты на листках бумаги и ткнула в одну из них наугад. Так она стала Татьяной Лавровой. Со временем и официально сменила фамилию.
Получив красный диплом школы-студии, Лаврова еще год блистала на сцене МХАТа. Это было начало 60-х, оттепель. Людей обуревала жажда перемен, подъема, открытий в науке и находок в искусстве. МХАТ же в этих условиях оставался все таким же консервативным. Неугомонная Татьяна Лаврова начала задыхаться в его стенах. А молодые единомышленники Олега Ефремова строили свой театр – живой, психологичный, размышляющий о проблемах тех, кто сидел прямо здесь, в зале, на расстоянии вытянутой руки.
Мир кино как чудесен, так и жесток. Последующие десять лет она снималась в картинах, названия которых уже вспоминаются с трудом. И если бы тогда в ее жизни не было бы театра, неизвестно, как сложилась бы ее судьба. Получив предложение от Ефремова, Лаврова без раздумья перешла в «Современник» и почти сразу начала репетировать главную роль в спектакле «Двое на качелях».
О том, какой была жизнь в «Современник», рассказать невозможно. Ефремов собрал талантливейших, для которых сумел стать богом. Все они, зараженные его энергией, практически жили в театре, театром и для театра. Здесь не существовало такого понятия, как день или ночь. Здесь круглосуточно все горели своим делом. И Лавровой выпало счастье сразу же окунуться в этот творческий водоворот.
Постановка Галины Волчек «Двое на качелях» сразу стала настоящей сенсацией и продержалась в репертуаре больше 10 лет. А Лавровой отныне доставались главные роли в пьесах лучших драматургов страны – Володина, Розова, Рощина.В 1963 году в «Современнике» появился непрактичный, не приспособленный к жизни, но невероятно талантливый молодой актер. Его звали Олег Даль. В нем было что-то особенное. В дружную актерскую семью «Современника» Даль, по сути своей одиночка, никак не вписывался. Такого человека любить было практически невозможно. Но, как потом признавалась сама Лаврова, не любить его было просто нельзя. Они поженились.
– Мы так понимали друг друга, что даже не словами общались, а междометиями, – рассказывала она. – Нам не надо было объяснять что-то друг другу.
Отношения Олега Даля с «Современником» складывались очень непросто. Долгие годы главных ролей ему не давали. Пять лет довольствовался малым, а потом со скандалом ушел, чтобы вскоре шумно вернуться и снова громко хлопнуть дверью. Несмотря на это, именно «современниковский» период он называл лучшими годами своей жизни, проведенными в ауре театрального творчества.Брак с Лавровой продолжался всего полгода. Сложная и самопогруженная Татьяна не захотела посвящать себя служению чужому гению, а жить с Далем можно было только так.
– Он был так тонко организован, что я иногда думала: нет, мужчина не может быть так чувствителен, это плохо, – говорила она. – Мне казалось, что это слишком. Слишком он чувствовал все, слишком воспринимал остро многие вещи. И, конечно, был у него огромный недостаток – он пил, и это все усугублялось.
Говорят, когда Лаврова ушла, Даль еще больше погрузился в депрессию. Он умер в 1981 году, прожив всю жизнь, как выяснилось потом из его дневников, в предчувствии этого момента. В тот трагический день Даль, немало выпив, поднялся из-за стола со словами: «Пойду к себе умирать». И ушел навсегда. Мама Олега Даля, спустя какое-то время встретив Лаврову, сказала:
– Если бы ты не ушла, он бы вот так не умер.Долгожданное событие – рождение сына Володи – произошло в 1966 году. Татьяна Евгеньевна вступила в третий брак, который стал самой большой тайной ее жизни. Она никогда никому о нем не рассказывала, даже не называла имени своего избранника. Володя с отцом не общался, узнал его только после смерти матери.
Отец Володи – известный футболист Владимир Михайлов, играл в команде «Торпедо». Мы пытались связаться с Владимиром Алексеевичем, но безуспешно. О своем браке с Татьяной Лавровой он напрочь отказывается вспоминать, как в свое время и Татьяна Евгеньевна ничего об этом не говорила. Тайна остается тайной. Известно лишь одно – после смерти актрисы Владимир Михайлов нашел сына, и теперь они часто общаются. А тогда, когда Володя был совсем маленьким, Татьяне Лавровой приходилось одной справляться с нелегкой ролью матери.
В 1970 году Олег Ефремов покинул «Современник» в надежде реформировать МХАТ. Многие тогда ушли за своим лидером. Лаврова осталась в «Современнике» в эти непростые времена. Уход Ефремова многие восприняли как конец театра. Эту идею с удовольствием тиражировала пресса. В таком плачевном положении «Современник» лег на женские плечи – в 1972 году его возглавила Галина Волчек. Лаврова тогда была ее любимой актрисой.
С большим трудом, вопреки прогнозам, «Современнику» удалось выжить. В труппу взамен ушедших за Ефремовым звезд пришли молодые таланты. Среди них была Марина Неeлова. Ей дали главную роль в пьесе «НЛО», и, по словам Галины Волчек, Татьяна Лаврова очень ревновала и отказалась играть в спектакле вторую роль. Актерская ревность – явление вполне объяснимое. Невероятно трудно смириться с тем, что ты с первого плана отодвигаешься на второй как в жизни, так и в профессии. Проблема возраста для женщин-актрис порой оборачивается настоящей трагедией. И мало кто из них, затаив эту боль в себе, смиряется с подобным положением вещей. Лавровой смириться не позволял характер. Она пыталась доказать самой себе, что по-прежнему может все, что она – неповторимая прима.Однажды Татьяна Лаврова сорвала голос. Репертуар перекроили, чтобы ей не надо было играть. А через пару дней она попросилась в Германию на фестиваль. Директор ее не отпустил. Она пошла к Галине Волчек. Режиссер вспоминает последовавшую сцену:
– Она буквально влетела в кабинет: «Вот, он мне сказал то-то…». Я сказала: «Тань, он прав». Я даже не успела договорить следующее слово, как она буквально выскочила из кабинета и громко сказала секретарю: «Дайте мне бумагу, я напишу заявление!». Написала заявление и швырнула его буквально. И я его подписала.
После разрыва с «Современником» Лаврова еще долго сидела у телефона: вдруг позвонит Волчек и скажет, что все это какое-то недоразумение. Не дождалась. Тогда Татьяна Евгеньевна пошла во МХАТ к Ефремову. Поначалу он ввел ее в самые громкие мхатовские спектакли. Она получила роль Аркадиной в «Чайке». Но понадобилось немного лет для того, чтобы идиллическое существование в этом театре для Лавровой закончилось. Ролей становилось все меньше: говорят, из-за неуживчивого характера. Там был другой коллектив, живущий совсем по другим правилам. Уверенность Ефремова в том, что ему удастся создать новый театр, себя не оправдала.Со временем обстановка во МХАТе осложнилась. В последние годы жизни Ефремов, задыхающийся от тяжелой болезни легких, отдалился от руководства театром. МХАТ сотрясали скандалы, в нем шла борьба за власть. Лаврова была одной из тех, кто не предал Ефремова. Но почти не играла. Не складывалась и личная жизнь: романов было немало, но все они заканчивались ничем. Лаврова могла быть легкой, искрящейся юмором и энергией. И в эти моменты мужчины влюблялись в нее. Но спустя какое-то время обнаруживали другую Татьяну – требовательную, безумно ранимую, потому резкую в высказываниях и оценках, зачастую способную незаслуженно обидеть.
Потом к неудачам добавились еще и болезни. Операции следовали одна за другой. И тогда Лаврова будто начала заигрывать с жизнью. На юге могла уплыть далеко за горизонт, а на берегу все сходили с ума от волнения. Машину водила так, что рядом с ней никто не решался садиться. Могла сразу после праздничного застолья оказаться за рулем. Она не умела быть одинокой, но все чаще ей приходилось ощущать вокруг себя вакуум.
Ближе к закату ее жизни, когда о ролях в театре оставалось уже только мечтать, на помощь лишь изредка приходило кино. Одной из последних работ была роль в фильме Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста». Эта роль не была главной, но Лаврова переиграла всех.Когда она появилась в студии программы «Кумиры» в 2002 году, ничто не предвещало беды. Она прекрасно выглядела,и очень хотела работать. Ее призыв к режиссерам прозвучал как крик о помощи:
– Ищу режиссера! Ищу режиссера! Где бы его взять, чтобы он захотел со мной трудиться? В кино хотела бы сняться. Начинается «Московская сага» Васи Аксенова, который мой друг. Но меня никто не зовет туда, а мне очень хочется. Я подумала: а вдруг я скажу по телевидению, и они захотят. В театре у меня просто папки несыгранных ролей. Так вот, к сожалению. Я тут как-то перебирала все, смотрю: боже мой, это не сыграла, это, это, это…
Лаврова ушла из жизни 16 мая 2007 года. Ей было всего 69 лет. Друзья говорят, что незадолго до смерти у нее потух взгляд. Такое ощущение, что она просто устала жить.

 


Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика