Почему «Пушкин - наше всё!»
06.06.2024 803 0.0 0

Сегодня, 6 июня, исполнилось 225 лет со дня рождения величайшего русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина!

Предположительно А. Нейманн. «А. С. Пушкин». Конец XIX века. (Фрагмент)
Нам кажется, что Пушкин всегда был великим и родился таким. Просто сначала был маленький великий Пушкин, а потом вырос и стал большой великий Пушкин. Но это не очень честно по отношению к Александру Сергеевичу. Это перечеркивает весь его путь — путь к себе самому, к своему предназначению, к своей миссии. За 37 лет жизни он совершил великое и удивительное путешествие. Но эту трудную, порой мучительную дорогу он прошел так, что в нашем сознании имя Пушкина осталось как что-то легкое, искристое, прекрасное и высокое. Как сказал Блок, «веселое имя: Пушкин».
Почему все большие, значительные люди нашей культуры проходили и проходят «через» Пушкина или, лучше сказать, приходят к Пушкину?
Есть общие места в нашей культуре. По их поводу не спорят — и жаль, что не спорят. Ведь сегодня особенно важно доказывать, что Пушкин необходим нам, как никогда.
Так почему «Пушкин - наше всё!?»
Ответ на самом деле прост: Александр Сергеевич является создателем русского литературного языка. Он – революционер, который сломал, преобразовал старый язык и подарил нам язык новый.
У языка две формы: разговорная и литературная. Для того, чтобы язык сохранялся, надо его сохранять. А хранит его, фиксирует, прежде всего, литература.
Проще говоря, великий русский писатель создал тот самый язык, на котором мы с вами разговариваем, общаемся, выражаем свои чувства, мысли и иногда читаем.
Например, Михаил Васильевич Ломоносов пишет стихи, в которых обращается к императрице, и поэтому пользуется высоким стилем:
«Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли».
А вот другое стихотворение, в котором великий русский ученый и, между прочим, весьма даровитый поэт Ломоносов обращается к своему недругу:
«Безбожник и ханжа, подметных писем враль!
Твой мерзкой склад давно и смех нам и печаль:
Печаль, что ты язык российской развращаешь,
А смех, что ты тем злом затмить достойных чаешь.
Наплюем мы на страм твоих поганых врак:
Уже за тридцать лет ты записной дурак…»
Как говорится, почувствуйте разницу! Одни строки написаны высоким стилем. Во времена Ломоносова говорили «штилем». А другие стихи написаны низким стилем. Слова в эти тексты собраны искусственно. Это разделение противно самой природе русского языка.
И это противоречие преодолел в своем творчестве ПУШКИН. После Ломоносова прошло всего несколько десятков лет, и случилось ЧУДО! В России появился Пушкин и создал новую литературу и вместе с нею новый язык.
Никаких стилей. Никакого искусственного разделения слов на "высокие" и "низкие". Отныне мы будем писать и говорить ясно, точно, кратко, подбирая слова из ЕДИНОЙ языковой стихии. И он показал нам, как это делать в своих произведениях. Показал новые безграничные возможности русского языка. Обогатил наш язык. Таким образом, он создал тот самый язык, на котором мы с Вами сегодня разговариваем. Еще раз повторяю: мы разговариваем на пушкинском языке. Это его подарок нам и, надеюсь, нашим детям и внукам.
Вот поэтому «Пушкин – наше все!»...
Мысль о том, что «Пушкин — наше всё», была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остается до конца не распознанной. Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты — «глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров.
Со временем Пушкин разошелся на цитаты, был принят в бытовой обиход. Его мысль пронизывает сознание представителей самых разных социальных групп и профессий. У деревенского мальчишки или студента, профессора истории или философии, лингвиста, писателя — у каждого свой Пушкин: кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе. Но одновременно он и один на всех. Почему?
Возможно, потому, что творчество Пушкина и его жизнь пришлись на время формирования отечественной культуры Нового времени, когда определились ее язык и ее будущность. Именно Пушкину предстояло завершить формирование литературного языка, начатое его предшественниками в XVIII веке. Как писал Иван Тургенев, «ему [Александру Пушкину] одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу».
Культура живет национальной памятью и вечно возобновляемым потоком традиции. В этом смысле Пушкин, с которым наша культура уже почти два века состоит в своеобразном диалоге, неизменно предстает в ней желанным собеседником, хотя не всегда обе стороны выступали как равноправные в этом диалоге.
В течение нескольких десятилетий после смерти Александра Пушкина в 1837 году многим казалось, что историческая роль поэта исчерпана и его следует отнести к разряду завершенных — классических — явлений литературы. Поэт Владислав Ходасевич позднее назвал это время «первым затмением пушкинского солнца». Критики утверждали тогда, что пушкинское творчество — значимая, но перевернутая страница истории, а Аполлон Григорьев, напротив, призывал присмотреться к Пушкину как к выразителю народной души.
Бурные 1860-е годы поставили перед поэзией новые общественные задачи, и уже поэт новой эпохи Николай Некрасов объявил Пушкина «собратом по борьбе за свободное слово». Следом разгорелся жаркий спор западников и славянофилов, в котором Пушкина представляли то носителем европейской культуры, то хранителем «русского духа», преодолевшим «иноземные влияния». Постепенно на передний план общественного сознания выступила «литература совести», устремленная к идеалу, взыскующая в слове писателя утешения и надежды. И вновь внимание общества обратилось к Пушкину — к тому, кто наиболее последовательно и определенно выразил этот нравственный идеал. В пространстве культуры станут эталонными и жизнь, и судьба, и слово поэта: «Оставь герою сердце! Что он будет без него? Тиран!»
Мог ли предвидеть Аполлон Григорьев, что в начале XX века перед лицом неминуемой гибели, краха старого мира поэты условятся перекликаться («аукаться») именем Пушкина «в надвигающемся мраке»? Мог ли представить Владислав Ходасевич, который и предложил в 1921 году отыскивать единомышленников, «своих», через отношение к Пушкину, что в лютые блокадные дни 1942 года в Ленинграде у дома на Мойке, 12, сойдутся несколько человек, чтобы 10 февраля отметить годовщину смерти Пушкина, и что единственно произнесенные тогда слова «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо как Россия...», приобретут новый, всепобеждающий смысл?
Нет в нашей истории другого поэта, с которым общественное сознание так легко продолжало бы давно начатый разговор «по душам», так живо «аукалось». Причина тому не только в гениальности Пушкина–художника и мыслителя, но в гармоничной цельности его миросозерцания. Кажется, что его тексты содержат естественный отклик и точные ответы едва ли не на все вопросы, встающие перед человеком со дня его рождения до смерти. Пушкин для русского сознания — это и «смутное влеченье чего-то жаждущей души», и «сказка ложь, да в ней намек», и иронично-мудрое «чорт догадал меня родиться в России с душою и талантом», но также и сердечное «веленью Божию, о Муза, будь послушна!» и пронзительное «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»!
Потому и остается он олицетворением всего того загадочного, что до времени хранит русская душа, всегда жаждущая приподняться над обыденностью и суетой повседневности. В свое время это остро почувствовал польский поэт Адам Мицкевич, когда 25 мая 1837 года, в канун 38-й годовщины со дня рождения Пушкина, не дожившего до этого дня, написал во французском журнале Le Globe: «Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями».
Использованы материалы Галины Седовой, доктора филологических наук, заведующей Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина.

 


Теги:русская душа, идеал, традиция, стиль, славянофилы, Пушкин, западники, доктор филологических наук, литературный язык, русский поэт, гениальность, интеллектуальная Россия., мыслитель, загадочное, национальная память, общественное сознание, языковая стихия, Поэзия, культура, творчество

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика