Театральна лаборатория «19.11»
Квартира-музей Аллилуевых
Реж. Александра Иванова
Долгое время не хотелось писать о спектаклях. Мне кажется, это важный показатель, когда после просмотра спектакля хочется написать о нем. Так вот о постановке Александры Ивановой «Рейс Ленинград-60» написать захотелось непременно… И не из-за того, что молодая студия «19.11» покоряет сердца зрителей и критиков, не из-за того, что спектакль уже получил ни одну театральную премию и стал лауреатом множества театральных фестивалей…
«Рейс Ленинград-60» вошел в тройку победителей на фестивале «Пять вечеров» им. Александра Володина; награжден шестью номинациями на фестивале «Art молодость». И это еще далеко не полный перечень побед команды Александры Ивановой!
Почему же одни спектакли вихрем забирают все награды, получают признание в театроведческой среде, а другие так и остаются незамеченными или недооцененными?
И первым, о чем бы хотелось сказать - это о том, что «Рейс Ленинград-60» поставлен для людей и про людей. Далеко не о каждом спектакле можно уверенно сказать, что он для зрителя, но каждый режиссер стремится быть увиденным благодаря своему творчеству.
Казалось бы, что может быть проще – поставить спектакль о таком близком и знакомом, о бытовом? Но именно в этой «простоте» и кроется та самая суть, затрагивающая струны души человеческой. И простое (лишь на первый взгляд!) сделать много-много тяжелее, чем порой что-то визуально навороченное, искрящееся и накрученное. Конечно, всему впору свой жанр, и искусство, в том числе театральное, имеет множество граней для реализации. И тут уже и чувствуется почерк режиссера, складываются воедино его методы и приемы, находятся отличительные закономерности.
Верно режиссер перед началом действа сказала о том, что перед публикой будет представлена бытовая драма, в центре которой априори – обыкновенный человек и его личные проблемы. Не герой, не супермен, а мы с вами… И перед зрителями в музее-квартире Аллилуевых в Петербурге на 10-ой Советской, 17 раскрывается история одной семьи, семьи Алексеевых. История не знаменитостей или партийных голов того периода, а буквально история наших предков. И поэтому она так близка зрителю. Зрителю, чьи бабушки и дедушки воевали, зрителю, которые еще помнят ушедшее время. Это история об одной советской семье, но одновременно о каждой.
Сцена из спектакля «Рейс Ленинград-60», слева направо: Варвара, Володя, Костя, Нелли.
Спектакль – живая материя, но не в каждой этой материи так чувствуется его атмосфера и, не побоюсь этого слова, – душа. «Сердце!» - поправил бы меня герой спектакля Володя (арт. Иван Еремин). Постановка окружает зрителя теплотой и уютом. И дело вовсе не в обстановке квартиры Аллилуевых, хотя, она безусловно дает свои плоды и вносит необходимые краски в антураж.
Просматривая спектакль, создается ощущение, будто смотришь кино. Доброе и искреннее советское кино 50-х годов. Действие смонтировано безупречно мягко, в нем отсутствуют паузы или явные линии перехода от одного к другому. Все будто бы идет само собой, как течение реки. В одном пространстве на сцене умещается настоящее и прошлое. Мир и война. Боль и радость. Одна квартира стала местом стыковки двух времен: военного и настоящего. «Камни помнят все», и квартира тоже.
Настоящее представляют Володя и Варвара Алекссевы (арт. Варвара Гусинская), подружка Варвары – харизматичная Нелли (арт. Алена Русецкая) и Костя Ионов (арт. Андрей Петров), неожиданно приехавший в дом к Алексеевым. Материями прошлого владеет Ира Алексеева (арт. Ника Пущина), мама Варвары и Володи.
Сцена из спектакля «Рейс Ленинград-60», Варвара, Володя, Костя
Завязка спектакля начинается с появления Кости Ионова, который приехал к Алексеевым с просьбой о помощи отыскать своего отца, служившего вместе с отцом Варвары и Володи. Тогда-то на сцену и начинает поочередно заступать то прошлое, то настоящее. Будто воспоминания самого места, самой квартиры предстают перед зрителем, отображая свет на историю с разных углов и формируя общую картину. В одном сосуде замешиваются боль утраты, надежда, голод, страдания и гибель вместе с желанием обрести свои корни, влюбленностью, зарождающейся дружбой, самоотверженностью и смехом. Несмотря на то, что спектакль затрагивает серьезные темы, в нем есть радость и задор. Ребята, сидя в гостиной, поют песни, шутят шутки, танцуют, говорят о высоком и жизненном. Радость сменяется щемящей грустью (и у каждого зрителя найдется свой повод проронить слезу), как солнце сменяется грозовыми облаками. Уходя то в тень, то вновь озаряя светом.
Сцена из спектакля «Рейс Ленинград-60», Володя Алекссев (арт. Иван Еремин)
Действие не отпускает зрителя ни на минуту, оно интригует и не уходит в излишнюю затянутость в какой-либо из сцен. Зрителя переключают из тени на свет, из света в тень;
из прошлого в настоящее, из настоящего в прошлое… Ритмика спектакля следует точной и ровной структуре и подчинена основной сюжетной линии.
Режиссером точно подмечены световые акценты (красная вспышка ближе к концу действия), дополнительно определяющие настроение сцены. Музыкальное сопровождение разряжающее или усиливающее обстановку. Звучат композиции Свиридова, Чайковского, песни Муслима Магомаева, Андрея Вознесенского и многих других…
Каждый герой по-своему необычен, да и как иначе возможно в камерном пространстве? Но в этой постановке каждый действительно по-своему интересен.
Нелли в исполнении Алены Русецкой – яркая, пробивная, заводная, харизматичная и позитивная. Варвара, наоборот, - сдержанная, чрезмерно заботливая и опекающая, серьезная, строгая и не по годам взрослая. Володя – добрый романтик, наивный и инфантильный. Костя – это энтузиаст, человек активный, действующий, верный своим целям. Ира Алексеева (мама Варвары и Володи) - уставшая, скромная, раненая проблемами, горем и войной. Она милосердна и одинока…Весь актерский состав старается раскрыть своего героя перед зрителем максимально глубоко и характерно. Это заметно и в мимике, и в актерской пластике.
В начале спектакля режиссер задается вопросом, в чем же отличие нынешней молодежи от ребят того времени. И, наверное, в том же, в чем и чарующее отличие самого спектакля от других многочисленных постановок – в искренности! В искренности!
Irena Kristo.
Май, 2019