Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Необходимо снести. Как цари уничтожали древние церкви Кремля
AdminДата: Суббота, 23.10.2021, 22:16 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 149
Репутация: 0
Статус: Offline

Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Слева — Колокольня, под которой находилась церковь Иоасафа Белгородского. Справа виден собор соседнего Вознесенского монастыря, 1882 г.

17 декабря 1929 г. был взорван соборный храм Чудова монастыря, что в Московском Кремле. За одну ночь Собор Чуда архистратига Михаила в Хонех превратился, согласно свидетельству реставраторов, что работали над сохранением его фресок, в «груду строительного мусора». Сами же «снятые фрески святителей в кругах с алтарного абсида не найдены».
Вообще, конечно, подобные дела — дикость и варварство. Ну ладно, пусть Церковь отделена от государства, пусть религия объявлена «опиумом для народа», но зачем же памятники истории и культуры ломать? Тем более под таким откровенно оскорбительным предлогом: «Храм и монастырь мешают строительству здания, предназначенного для Советской объединённой школы РККА имени ВЦИК».
Впрочем, особенной волны протестов эти «дикость и варварство» не вызвали. Разве что в среде историков и реставраторов. Остальным было почти наплевать. По той простой причине, что подобные художества никак не могли считаться чем-то новым и шокирующим. Бывшие «хозяева земли русской» иной раз расправлялись с церковными памятниками истории и архитектуры чуть ли не с тем же рвением, что и «сатанинские» большевики.
Скажем, стенания по поводу утраченного Чудова монастыря никогда не обходятся без обязательного: «О, какой кошмар! Уничтожили один из самых древних монастырей Кремля!»
Да, спору нет. Один из самых древних. Если быть точным — второй по старшинству. А теперь — внимание. Какая церковь была не «одной из», а просто — самой древней? Заставшей чуть ли не самого Юрия Долгорукого?
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору. Первое известие о деревянном храме восходит в XII столетию. Какова же её судьба?
Довольно интересная. Деревянную церковь сменяет каменная. Ту — ещё одна каменная, построенная итальянцем Алевизом Новым в 1508 г. А в 1847 г. император Николай I принимает решение её снести. Почему? Да просто так — мол, какая-то она неказистая. На фоне только что выстроенного Большого Кремлёвского дворца не смотрится. И с ним, таким новеньким и красивым, не гармонирует. А потому — с глаз долой древнейший храм Кремля. Нечего ему тут отсвечивать.
Пример не единичный и даже не первый — просто наиболее характерный.
Хотя и это — тоже как посмотреть. Большевикам пеняют, что они, мол, ради парадов РККА разрушили прекрасный памятник архитектуры — Иверскую часовню. Которая закрывала проезд на Красную площадь и мешала прохождению кавалерии. Ну, и бронетехники, само собой. Дикость и варварство — кто ж спорит.
Но как тогда оценить казус 1816-1817 годов? Император Александр I ждёт в гости прусского короля Фридриха Вильгельма III — большого любителя военных парадов. И, чтобы сделать милому другу приятное, решает организовать парад не где-нибудь, а в самом Кремле.
Всё прекрасно, однако есть нюанс. Церковь Николы Гостунского. Торчит посреди поля, где так удобно разбить плац. Древняя, да. Каменный храм был заложен в 1506 г. отцом Ивана Грозного. В этой церкви, между прочим, служил диаконом русский первопечатник Иван Фёдоров.
Но парад для милого прусского друга, конечно, важнее. А потому — снести. Что? Москвичи будут против? До них дошли слухи, и народ уже волнуется? Не беда. Снос произвести тайно. И за одну ночь, по-воровски, чтобы поставить людей перед фактом. Московский главнокомандующий, граф Александр Тормасов уверяет: «За ночь не останется ни камешка!» Выделяет для этого дела полк солдат и прекрасно справляется с поручением.
«И всё это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России», — что это? Иван Бунин сокрушается об «изнасилованной большевиками Родине»? Нет. Это письмо графа Алексея Константиновича Толстого императору Александру II. Написано в 1860 г. Но, читая это письмо, невольно ловишь себя на мысли — так мог бы написать в ЦК КПСС Владимир Солоухин, сокрушающийся об утраченных памятниках.
«На моих глазах лет шесть тому назад в Москве снесли древнюю колокольню Страстного монастыря, и она рухнула на мостовую, как поваленное дерево, так что не отломился ни один кирпич, настолько прочна была кладка... Той же участи подверглась церковь Николы Явленного на Арбате, относившаяся ко времени царствования Ивана Васильевича Грозного и построенная так прочно, что и с помощью железных ломов еле удавалось отделить кирпичи один от другого».
И это всё — только одна Москва. То, что творилось на периферии — вообще караул. Вот свидетельства того же Толстого насчёт Новгорода: «Кроме того, когда великий князь Михаил высказал намерение построить в Новгороде церковь в честь своего святого, там, вместо того чтобы просто исполнить это его желание, уже снесли древнюю церковь св. Михаила, относившуюся к XIV веку. Церковь св. Лазаря, относившуюся к тому же времени и нуждавшуюся только в обычном ремонте, точно так же снесли».
Но что же это за таинственная сила, которая так варварски относится к памятникам истории и архитектуры? До появления «сатанинской партии большевиков» остаётся ещё лет сорок, значит, по крайней мере, эти разрушения на них повесить никак не получится. Может быть, их предшественники — народовольцы? А, может быть, это всё масоны придумали?
«Именно духовенство — отъявленный враг старины, и оно присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно усердствует по части истребления памятников. Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить... Когда спрашиваешь у настоятелей, по каким основаниям производятся все эти разрушения и наносятся все эти увечья, они с гордостью отвечают, что возможность сделать все эти прелести им дали доброхотные датели, и с презрением прибавляют: «О прежней нечего жалеть, она была старая!»
Источник

Уничтожение памятников архитектуры в Российской империи:
В России, как и других странах мира, на протяжении веков сносили старые храмы и здания "за ветхостью", а крепостные сооружения - "за ненадобностью". Однако к началу 19 века на государственном и общественном уровне утвердилось понимание, что "российские древности" следует сберегать для потомков. С этого момента и следует вести отсчёт истории уничтожения памятников архитектуры в нашей стране.
В этом списке только те случаи, когда памятник был уничтожен полностью или большей частью. А были ещё тысячи примеров частичного уничтожения в результате перестройки или варварской "реставрации", когда уничтожались исторический декор, древние фрески (например, в храме Покрова на Нерли в 1877 г.), конструктивные части зданий (например, снос домонгольских галерей Дмитриевского собора во Владимире в 1838 г.).
Сносились памятники в основном «за ветхостью» (универсальный предлог, часто фальшивый), но иногда случались и чисто идеологические мотивы (борьба с польско-литовским наследием в западных губерниях).

Будем благодарны, если читатели помогут дополнить эту хронологию:

1801 — в московском Кремле снесена Гербовая башня (Колымажные ворота) (17 в.)
1801 — в Вильне (Вильнюс) снесён дворец великих князей литовских
1802-1803 — снесены старинные здания московского Пушечного двора в Китай-городе
1802-1805 — разборка каменного Можайского кремля
1804 — в Старице «за ветхостью» снесён уникальный Борисоглебский собор (16 в.)
1804 — в Москве в Зачатьевском монастыре разобран за ветхостью Каменный собор постройки ок. 1584
1808 — во Владимире снесена старинная шатровая колокольня Успенского собора (ради строительства новой, многоярусной)
1810 — в московском Кремле снесена шатровая церковь Сергия Радонежского Богоявленского монастыря
1815 - в Торжке разобран старый Спасо-Преображенский собор (построен в 1364 году новгородцами)
1817 — в московском Кремле снесена церковь в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской (15-16 вв.), как «по местоположению своему и по бедности архитектуры делающий безобразие Кремлю» (на самом деле - для расчистки Ивановской площади под плац-парад).
1820-22 — снесена последняя каменная башня Вологодского кремля
1825 — в Пскове разобран обветшалый Благовещенский собор в Кроме
1830 — в Можайском уезде по приказу Александра I уничтожена крепость Борисов городок, личный укрепленный замок царя Бориса Федоровича Годунова с самой высокой в России каменной шатровой церковью
1833 — снесена Костыревская башня Смоленской крепости (потом выстроен новодел)
1837 — в Москве полностью уничтожен ансамбль Алексеевского монастыря (15-17 вв.), чтобы расчистить стройплощадку для Храма Христа Спасителя
1837-39 — снесена Свиблова башня Коломенского кремля (начало 16 в.)
1838 — в Москве у самых стен Кремля уничтожена редкая двухшатровая церковь Николая Чудотворца в Сапожке (17 в.)
1843 — в Ревеле (Таллин) снесены ворота Виру (главная надвратная башня снесена в 1888 г.)
1846 — в Москве снесена церковь Николы Явленного на Арбате (16 в.), взамен построен новодел
1847 — в московском Кремле по личному повелению Николая I снесена церковь Рождества Предтечи и святого мученика Уара, одна из старейших в Москве
1849 — в Можайском кремле разобран до подклета белокаменный Старо-Никольский собор рубежа XIV-XV веков и выстроен заново
1854 — в Москве уничтожена старая колокольня Страстного монастыря (17 в.), заменена псевдоготическим новоделом
1857 — в Москве уничтожен Большой Каменный мост 17 века (заменён новым). Из-за невероятной прочности кладки его пришлось даже взрывать.
1857 — снос Минской ратуши (начало 17 в.)
1859 - в Ипатьевском монастыре (Кострома) разобрана "за ветхостью" теплая Рождество-Богородицкая церковь с приделом св. Иоанна Златоустого, в 1760-1764 годах перестроенная из прежде бывшей шатровой церкви 16 в. Взамен построен новодел по проекту Тона в русско-византийском стиле
1861 — в Москве снесена Соборная церковь Ивановского монастыря (16 в.)
1861 — снесены все четверо городских ворот Оренбургской крепости
1862-1865 — во Пскове срыли до основания лицевую сторону Персей и выездные ворота Кремля, а затем на новых фундаментах построили их заново. Вместо круглой башни по проекту К.Тона построена гранёная т.н. "Довмонтова" башня
1867 (1869?) — во Владимире в Рождественском монастыре снесли домонгольский белокаменный храм Рождества Пресвятой Богородицы и под видом реставрации выстроили на его месте новый (из кирпича)
1875 — в Москве уничтожено здание Земского приказа (17 в.) ради постройки Исторического музея
1879 — в Екатеринодаре снесён деревянный Войсковой собор Воскресения Господня (18 в.)
1883 — в Горицком монастыре Переславля-Залесского снесено барочное здание Гефсимании (18 в.)
1890 — в Смоленске по решению "Особой комиссии по сохранению стены" была разобрана крепостная стена по обеим сторонам Евстафьевской башни
1892 — в Юрьеве-Польском снесена Благовещенская церковь (18 в.)
1903 — в Плёсе на Петропавловской горе разрушена часовня 1561 г.
1905 — в Москве на Никольской улице снесена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря
Этот список мог ли бы пополнить десятки других архитектурных шедевров, которые удалось спасти (хотя бы до советских времён) от сноса благодаря протестам общественности.

См. также аналогичный список сноса архитектурных памятников в довоенном Кёнигсберге.

В дополнение свидетельство "от первого лица":
Талантливый русский писатель-аристократ (поэт, прозаик и драматург) граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875), принятый при императорском дворе и отнюдь не склонный сгущать краски, писал в августе или сентябре 1860 года императору Александру II:
«Ваше величество,Вследствие нового жестокого приступа моей болезни я несколько дней не был в состоянии двигаться и, так как еще и сейчас не могу выходить, то лишен возможности лично довести до сведения Вашего величества следующий факт: профессор Костомаров, вернувшись из поездки с научными целями в Новгород и Псков, навестил меня и рассказал, что в Новгороде затевается неразумная и противоречащая данным археологии реставрация древней каменной стены, которую она испортит. Кроме того, когда великий князь Михаил высказал намерение построить в Новгороде церковь в честь своего святого, там, вместо того чтобы просто исполнить это его желание, уже снесли древнюю церковь св. Михаила, относившуюся к XIV веку. Церковь св. Лазаря, относившуюся к тому же времени и нуждавшуюся только в обычном ремонте, точно так же снесли. Во Пскове в настоящее время разрушают древнюю стену, чтобы заменить ее новой в псевдостаринном вкусе. В Изборске древнюю стену всячески стараются изуродовать ненужными пристройками. Древнейшая в России Староладожская церковь, относящаяся к XI веку (!), была несколько лет тому назад изувечена усилиями настоятеля, распорядившегося отбить молотком фрески времен Ярослава, сына святого Владимира, чтобы заменить их росписью, соответствующей его вкусу.
На моих глазах, Ваше величество, лет шесть тому назад в Москве снесли древнюю колокольню Страстного монастыря, и она рухнула на мостовую, как поваленное дерево, так что не отломился ни один кирпич, настолько прочна была кладка, а на ее месте соорудили новую псевдорусскую колокольню. Той же участи подверглась церковь Николы Явленого на Арбате, относившаяся ко времени царствования Ивана Васильевича Грозного и построенная так прочно, что и с помощью железных ломов еле удавалось отделить кирпичи один от другого.
Наконец, на этих днях я просто не узнал в Москве прелестную маленькую церковь Трифона Напрудного, с которой связано одно из преданий об охоте Ивана Васильевича Грозного. Ее облепили отвратительными пристройками, заново отделали внутри и поручили какому-то богомазу переписать наружную фреску, изображающую святого Трифона на коне и с соколом в руке.
Простите мне, Ваше величество, если по этому случаю я назову еще три здания в Москве, за которые всегда дрожу, когда еду туда. Это прежде всего на Дмитровке прелестная церковка Спаса в Паутинках, названная так, вероятно, благодаря изысканной тонкости орнаментовки, далее — церковь Грузинской божьей матери и, в-третьих, — Крутицкие ворота, своеобразное сооружение, все в изразцах. Последние два памятника более или менее невредимы, но к первому уже успели пристроить ворота в современном духе, режущие глаз по своей нелепости — настолько они противоречат целому. Когда спрашиваешь у настоятелей, по каким основаниям производятся все эти разрушения и наносятся все эти увечья, они с гордостью отвечают, что возможность сделать все эти прелести им дали доброхотные датели, и с презрением прибавляют: «О прежней нечего жалеть, она была старая!». И все это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства. Именно духовенство — отъявленный враг старины, и оно присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно усердствует по части истребления памятников.
Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить. Уже не раскольников ли признать более просвещенными, чем митрополита Филарета?
Государь, я знаю, что Вашему величеству не безразлично то уважение, которое наука и наше внутреннее чувство питают к памятникам древности, столь малочисленным у нас по сравнению с другими странами. Обращая внимание на этот беспримерный вандализм, принявший уже характер хронического неистовства, заставляющего вспомнить о византийских иконоборцах, я, как мне кажется, действую в видах Вашего величества, которое, узнав обо всем, наверно, сжалится над нашими памятниками старины и строгим указом предотвратит опасность их систематического и окончательного разрушения…» (А.К. Толстой. Собрание сочинений в четырех томах. Том четвертый. Дневник. Письма. — Москва: «Художественная литература», 1964, с. 139-141)
Прикрепления: 1915673.jpg (49.3 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Яндекс.Метрика