Admin | Дата: Среда, 12.02.2025, 16:58 | Сообщение # 1 |
 Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 167
Репутация: 0
Статус: Offline
|  Его роли в большинстве своем ограничивались несколькими фразами, однако произносить их он умел так, что забыть было уже невозможно. Герои Ронинсона, добрые недотепы, всегда вызывали смех. Да и сам Готлиб Михайлович часто попадал в смешные истории, он казался всем немного нелепым и чудаковатым, но коллеги ценили его доброту и желание всем помочь. Жизненный девиз Готлиба Михайловича был: "Приятно быть полезным людям. В этом смысл человеческой жизни" Сам же актер был бесконечно предан искусству и так же бесконечно одинок. Сегодня у Готлиба Михайловича День рождения. Он родился 12 февраля 1916 года в городе Вильно (ныне Вильнюс Литва)... Мать воспитывала его одна, денег не хватало. Куда пропал отец – тайна. Сам Готлиб Михайлович об этом не распространялся. Одно известно: после переезда семьи из Вильно в Москву (в начале 20-х) отец с женой и сыном уже не жил. Маленького Готлиба в Москве определили в Кремлевский детский сад. (Есть байка, что однажды маленького Гошу взял на руки и со словами «Ты очень хороший!» поцеловал в лоб В.И.Ленин). Готлиб Михайлович с особой нежностью относился к своей маме, очень любил ее, старался её не расстраивать. Но наверное из за такой всепоглощающей материнской любви он так и не женился... Мама не хотела, чтобы её место заняла какая-то другая женщина, одна из тех немногочисленных девушек, которых сын приводил знакомиться. Всех их мама встречала холодно. Так Ронинсон всю жизнь и прожил вместе с ней, до её смерти, в однокомнатной квартире на Крымском валу, недалеко от парка им. Горького. Он обожал маму – а когда она умерла, остался совсем один. Иной раз после спектакля, возвращаясь домой с букетом цветов, говорил: «Поставлю их рядом с маминым портретом». Ронинсон рано пошел работать, даже не закончив десятилетку. Лет в 15 параллельно с работой, Ронинсон поступил в детский хор Большого театра – педагоги полагали, что в результате подростковой ломки голоса получат прекрасного тенора. Но, как это часто случается, оперный голос «не сложился». До 23 лет Готлиб оставался в Большом, работал в группе мимического ансамбля, потом стал студентом Щукинского театрального. Было это в 1939-м. В армию его не взяли из за эпилепсии, которой он страдал с детства. С 1941 года был с мамой в эвакуации. Вот как Ронинсон сам описывает это: «…Во время Великой Отечественной войны театр и училище эвакуировали в г.Омск. Я не мог поехать с театром, так как мне было поручено эвакуировать детские учреждения гор. Москвы (Свердловский район столицы) в гор. Верхнеуральск Челябинской области. В Верхнеуральске кроме своей основной работы воспитателя, я выполнял задания райкома и райисполкома г.Верхнеуральска. Был уполномоченным по организации сбора продуктов для освобожденных районов от немецких оккупантов, в мандате говорилось, что мне обязаны оказывать всяческую помощь. Устраивал концерты в городе силами эвакуированных. Сбор с концертов шёл в фонд обороны родины. Именно за это Ронинсон был награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г." Когда театр Вахтангова и училище возвратились в Москву, я получил вызов и приехал в Москву, чтобы продолжить учебу…». А семь лет спустя, уже с дипломом «Щуки», его принял Театр на Таганке, в котором он прослужил почти полвека, сыграв десятки интереснейших ролей. Но конечно для актера такого масштаба и дарования работы в театре у него было немного...Но работы были очень яркие. В спектакляе "Товарищ, верь..." Ронинсон играл цыганку. Пел цыганский романс, появившись перед залом в ярком макияже с ярко-красной губной помадой, огромных золоченых серьгах-кольцах, в платке и пышных ситцевых юбках в цветочек. Пел и танцевал столь зажигательно, что подарил повод "сравнить" себя с Улановой. Ему даже посвятили шутливое стихотворение: Поверьте, ничего нет странного Ушла на пенсию Уланова. Но огорчаться нет резона: Спешите видеть Ронинсона. Небольшой эпизод, блистательно отделанная, филигранная мини-роль, над которой Ронинсон очень тщательно работал. Прототипом его цыганки, которую зал встречал гомерическим смехом, а провожал овацией, стала официантка из кафе "Шоколадница", располагавшегося недалеко от дома Готлиба Михайловича. Он около месяца ежедневно ходил в кафе, сидел за столиком и наблюдал за своей будущей "цыганкой". Недостаток работы на сцене он пытался восполнить творческими вечерами, концертами, работой на радио. Он хорошо пел и делал талантливые пародии... А еще нашел себе хобби, весьма необычное для актера – медицину. В театре его даже в шутку прозвали «министром здравоохранения». Относились к нему с любовью. Называли уважительно - дядя Гоша, а то и просто Гоша, на что актер не обижался. Хотя иногда и был капризным и обидчивым. Иногда приходил к Любимову с заявлением об уходе, особенно когда долго не было новых ролей. Но Любимов всегда его успокаивал и рвал заявление...Так он и играл на "Таганке" до последнего своего дня. А еще была работа в кино. Первую настоящую но небольшую роль он сыграл когда ему было уже пятьдесят лет. И сразу у Рязанова. В фильме "Берегись автомобиля". Там он сыграл доброго начальника Юрия Деточкина. И не потерялся на фоне таких звезд как Смоктуновский, Ефремов, Миронов, Папанов. Ронинсон стал одним из лучших комедийных актеров. Он сыграл незабываемые эпизодические роли в фильмах «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «12 стульев», «Берегись автомобиля», «Бег» и многих других. Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. Стоило увидеть его на экране один раз и забыть было уже невозможно. – А еще он очень любил детей, – вспоминала актриса Таганки Марина Полицеймако. – Вся наша театральная ребятня выросла у него на глазах, бегали за ним гурьбой, он быстро находил с ними общий язык. Своих детей у Готлиба Михайловича не было, семьей он так и не обзавелся. Ходил всегда аккуратный, подтянутый, его даже называли «самым ухоженным холостяком Таганки». Но при этом был бесконечно одинок. Особенно под конец жизни очень страдал от одиночества. Часто прогуливался рядом с домом, обожал птиц. Стоило ему выйти во двор, как со всей округи слетались голуби… когда на улице его узнавали, и подбегали за автографом, Готлиб Михайлович отмахивался: обознались, мол. А то еще добавлял: «Какой я вам актер? Я – бухгалтер». Только детям фотографии подписывал. Работал Ронинсон до последнего дня, несмотря на то, что память начала подводить и выходить на сцену становилось все трудней. Он перенес несколько операций и каждый шаг давался ему с большим трудом. За несколько лет до смерти Ронинсон сказал кому-то из актеров: «Я заказал себе надгробную плиту с надписью: “Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон”, пусть мне потом на могилку поставят». А какую эпитафию он себе сочинил: "Я люблю одинаково горячо всех людей разных вероисповеданий. БОГ ЕДИН!!!" В силу возраста Готлиб Михайлович не смог понять и принять перемены начала девяностых... – У Готлиба Михайловича были неплохие сбережения. Он держал деньги на книжках. Знаю, все завещал какому-то детскому приюту, – рассказывает друг Ронинсона, врач Еремеева. – А когда грянули реформы, деньги обесценились и все пропало. Выдержать этот удар было непросто. Мало того, осенью 1991 года на доме, в котором жил Ронинсон, появилась табличка: «Продается. Частная собственность». Это была какая-то безумная акция, ничем не увенчавшаяся, но я не сомневаюсь, что именно она добила Готлиба Михайловича. Он невероятно нервничал – и в конце концов умер от сердечного приступа. Ему было 75. Никаких хронических заболеваний. А вот сердце не выдержало. Умер актер в полном одиночестве 25 декабря 1991 года. В тот день должен был состояться спектакль «Мастер и Маргарита», в котором он был занят. Готлиб Михайлович был чрезвычайно пунктуальным человеком и никогда в жизни не опаздывал ни на репетиции, ни на спектакли. Поэтому, когда актер впервые за долгие годы не явился на работу, его коллеги забили тревогу и сразу после представления отправились к нему домой на Крымский вал. Вспоминал Валерий Погорельцев: "Войдя, мы стали свидетелями жуткой картины: Ронинсон с красным лицом (инсульт) лежал посреди комнаты на ковре, из его разжатого кулачка выкатилась маленькая желтая таблетка... и на фоне такого несчастья, еле-еле передвигаясь, стояли два техника-смотрителя из домоуправления - муж с женой. Дело в том, что Готлиб Михайлович страдал эпилепсией, поэтому в рот не брал спиртного. Но - и это естественно - такому заметному артисту, как он, во всяких командировках, будь то Грузия или Молдавия, поклонники дарили коллекционные вина и коньяки, самые дорогие, с большой выдержкой. Конечно, он часто делился с ребятами, но большинство драгоценных бутылок стали экспонатами его Готлиб Ронинсон домашней винодельческой коллекции. Когда мы вошли, то увидели этих техников-алкоголиков, уже вылакавших коллекцию: весь кухонный стол был уставлен пустыми бутылками.... Позже Ронинсона отвезли в морг... В комнате Готлиба Михайловича висели два портрета - его и мамы, написанные маслом. В столе были письма, рецензии, которые он бережно собирал. Под утро мне позвонила его пожилая соседка Ольга Моисеевна и предупредила, что бумаги и личные вещи Ронинсона выброшены на помойку. Я приехал на "Октябрьскую" в 8 утра, но мусоровоз уже забрал содержимое из ящиков, я не успел спасти его архив. Квартиру той же ночью разграбили. После заграничных гастролей Ронинсон привозил дефицитные кассетные магнитофоны,телефоны, фотоаппараты - всё это вынесли, ничего не осталось. Ни-че-го. Квартира же перешла государству. Он светло жил и светло ушёл - по-английски, не прощаясь..." Похоронили Готлиба Ронинсона в Москве на Введенском кладбище.
|
|
| |