Admin | Дата: Четверг, 01.08.2024, 06:09 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 146
Репутация: 0
Статус: Offline
| Фильмы с его участием телевидение показывает сегодня редко. Молодым, пожалуй, и не объяснишь, кто это такой — Петр Алейников, артист, который в нынешнем июле отметил бы свое 90-летие. Был ли он гениальным киноактером? Вряд ли. Скорее, уникальным типажем, личностью бескрайнего обаяния. Его белозубая улыбка искупала все его грехи. Он был эдаким Алешей Поповичем рядом со знаменитыми киногероями тех лет — монументальным Борисом Андреевым — явным Ильей Муромцем (он и играл этого мощного богатыря в кино) и коренастым Николаем Крючковым, вполне подходящим на роль Добрыни Никитича. Он был вечным младшим сыном, самым любимым непутевым отроком, которому прощают все. Алейников — из беспризорников, из шпаны, из попрошаек. Рано осиротел, ушел из дома, пустился в бега. Каким-то чудом в школе-интернате встретил киномеханика, пристрастившего проблемного пацана к таинственной силе «великого немого». Теперь Петруша не представлял своей жизни без кино, и учеба в Ленинградском институте сценических искусств на отделении кино — логичное продолжение жизненного пути. Он учился у Сергея Герасимова — одного из лидеров советского кинематографа. Он играл у Герасимова в первых, еще немых фильмах. Он на пару с Герасимовым влюбился в молоденькую актрису Тамару Макарову, но та, моментально почувствовав, кто из двоих солиднее и перспективнее, предпочла Сергея Аполлинарьевича. С ним и прожила долгие годы в жизни и в кино, играя все главные роли в его фильмах и став той самой Тамарой Федоровной Макаровой, которую уважали и побаивались многие. А что Алейников? Алейников сильно переживал любовную неудачу и даже запил (для беспризорника — не впервой). В будущем запои станут обычным его состоянием, но тогда по молодости он как-то легко мог преодолевать кризисы и вскоре сыграл все у того же Герасимова рядом с той же Макаровой роль, которая сделала его знаменитым, — поваренка Молибоги в картине «Семеро смелых». Этот поваренок-нахаленок покорил зрителей, Алейников моментально вышел в первые актеры страны. Во всех фильмах, во всех ролях — и в «Большой жизни», и в «Комсомольске», и в «Трактористах» — он играл по сути одну роль — самого себя. На него смотрели и не могли насмотреться — на его лукавство и бесшабашность, отчаянный и юморной характер, восхищались его простотой и умением легко выдать какой-нибудь кандибобер, запоминавшийся на десятилетия. Как он пел в «Трактористах»: «Здравствуй, милая моя, я тебя дождался!» Уникально пел. Его пытались копировать — не получалось. Фамилия его уже никому не была нужна. Алейниковым его мало кто уже называл, тем более — Петром Мартыновичем. Все звали его Ваня Курский — по имени героя из «Большой жизни». На экранах жизнь его была большой, а на самом деле — разной. Он был совершенно неофициальным человеком, его никто и никогда особо не отмечал, не чествовал, не одаривал почетными званиями и наградами. Народный по сути своей, он заслуженным, кажется, не был. Алейников не вписывался в рамки. Мог напиться вмертвую и не один раз это проделывал, режиссер Иван Пырьев даже грозился отстранить его от работы в «Трактористах», если он не прекратит «закладывать за воротник». Мог, выражая несогласие с примитивным постановщиком, снять прилюдно брюки и заявить: «Вот вы кто, а не режиссер!» (этот случай произошел во время съемок фильма «Случай в вулкане» в одном из номеров ялтинской гостиницы). Да, в одном из номеров Алейников выкинул вот такой номер! Он мучительно пытался вырваться из жизненного однообразия, пытался сломать свой образ, рабом которого стал. Даже Ивана-дурака, которого он сыграл в «Коньке-горбунке», по привычке звали Ваня Курский. Алейников бросил вызов приклеившемуся к нему имиджу своего в доску парня и сыграл в кино не кого-нибудь, а Александра Сергеевича Пушкина в картине «Глинка». Это был оглушительный провал! Зрители в зале просто хохотали, когда их Ваня появлялся в кадре курчавым и начинал говорить не только презренной прозой, но и высокими стихами. Они не поверили в то, что это Пушкин, и не понимали, зачем их обманывают. Это был кризис. Куда податься дальше? Снимался все меньше и меньше, все больше в эпизодах, продолжал пить, буянить, подводить съемочные группы. Стал выезжать с концертными бригадами, где на афише крупными буквами писали: «Петр Алейников», и народ по привычке шел и дарил ему аплодисменты, гром оваций, другие артисты, принимавшие участие в концерте, не получали и десятой доли этого успеха. Он становился неудачником. Многие так называемые друзья отвернулись от него. Он был пронзительно одинок, часто бродил в Московском зоопарке, кормил там волка по кличке Норик, и однажды после очередного брошенного в клетку куска хлеба Норик подошел совсем близко и лизнул Алейникова в лицо — лизнул одинокого волка из актерской стаи, постаревшего, никому не нужного… Он пил и болел, болел и пил, жил у каких-то чужих людей, многие не узнавали в нем когда-то беззаботно красивого Петра Алейникова. Незадолго до смерти снялся в фильме с символичным для него названием «Утоление жажды». В последние годы любая роль для него была утолением этой самой творческой жажды. …Полузабытого Алейникова все-таки похоронили на Новодевичьем кладбище — его партнер Борис Андреев отдал ему «свое» место, полагавшееся Андрееву как народному артисту СССР. А поколениям осталась только легенда. Да беззащитная белозубая улыбка всенародного кумира, беспризорника из беспризорников Петруши.
Антон Корзин
|
|
| |