25 марта 1751 года родился выдающий итальянский декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Именно он является создателем неповторимых пейзажных композиций Павловского парка и декоративных росписей, составивших славу Павловска в начале XIX столетия.
В Россию Гонзаго приедет в 1792 году по приглашению князя Н. Б. Юсупова, назначенного Екатериной II «главным директором над музыкой и зрелищами», и проведет на службе у российского императорского двора вторую половину своей жизни. До прибытия в Россию Гонзаго уже был известным и востребованным театральным художником у себя на родине. Особый успех ему принесло создание занавеса для миланского театра Ла Скала.
По приезде Гонзаго назначен главным декоратором императорского Эрмитажного театра. Его первые работы принесли ему ошеломительный успех. Екатерина II, восхищавшаяся талантом Гонзаго, специально устраивала спектакли только из-за смены декораций художника. Писал Гонзаго декорации и для построенного архитектором Бренной деревянного театра в Павловске.
После вступления на престол Павла I начался самый плодотворный период в жизни мастера. Он стал много работать в Павловске, где писал эскизы к декоративным росписям новых интерьеров дворца, создавал парковые пейзажи, оформлял праздники, устраивал иллюминации. Создал ряд эскизов для росписей парковых павильонов — Пиль-башни, Краснодолинного павильона, Нового Шале.
Самым знаменитым творением Гонзаго является роспись открытой галереи, получившей его имя — «Галерея Гонзаго». Семь архитектурных композиций, написанных на длинной, чуть скруглённой стене в технике фрески по всем правилам линейной перспективы, создавали иллюзию глубины пространства.
Гонзаго прославился в Павловске ещё и как создатель парковых ландшафтов. Используя приемы театрально-декорационного построения, Гонзаго создал в Павловском парке пленительные пейзажи русской природы. Он подбирал деревья по форме кроны, по рисунку листьев, по цвету, как они цветут весной или летом, какую окраску имеют осенью.
В эти годы он писал теоретические трактаты, среди которых особое место занимает его гениальный труд «Музыка для глаз», где он объясняет особенности ландшафта: «Мудрый садовод, придумывая план, намечает последовательность различающихся между собой сцен, артистически подготовленных сообразно свойствам замысла, особенностям и характеру участка. В одном месте должно безраздельно царить веселье, далее печаль, потом покой, приветливость, прохлада; отдельные места должны поражать, быть романтическими, устрашать… Надобно обдуманно переходить от одного тона к другому, постепенно или внезапно, в зависимости от обстоятельств, трогать или услаждать нас как можно сильнее…».
Напоминаем, что в музее-заповеднике «Павловск» приступили к разработке проекта реставрации ландшафта острова Ливен с воссозданием на его территории Храма Любви. Остров Ливен расположен неподалеку от Павловского дворца в районе Парадное поле, который Гонзаго после смерти Павла I превратил в живописный уголок парка.
Источник