Слава, популярность актера! Они капризны, непостоянны и зависят от самых неожиданных обстоятельств. Часто актер бывает "не угадан", "не открыт" режиссером и приглашается на роли, которые не могут донести истинной сущности его таланта. Часто он попадает в тесные шоры какого-либо амплуа и не может вырваться из его сковывающих рамок.
Нечто подобное происходит и с Лолитой Торрес. Ее актерское дарование, как хочется думать, и "не угадано" и ограничено привычными штампами коммерческих фильмов с банальными сюжетами.
Фильмы с Лолитой Торрес - "Возраст любви", "Жених для Лауры", "Любовь с первого взгляда", демонстрировавшиеся в нашей стране, а также картина "40 лет любви", показанная на III Международном кинофестивале в Москве, бесконечно далеки от животрепещущих проблем, которые волнуют сегодня аргентинцев. Отсутствие глубоких мыслей, правды жизни обильно компенсируется белыми телефонами, новейшими марками автомобилей, счастливыми судьбами героев. Лишь Лолита Торрес - исполнительница главных ролей
- принесла этим картинам популярность. Ее обаяние, нескрываемая душевная доброта, музыкальность, грациозность покоряют многих зрителей. Как-то в Москве, во время III Международного кинофестиваля, Лолита Торрес рассказывала нам, журналистам:
- Благодушие - худший из союзников актрисы. Нравятся ли мне мои роли? Нельзя сказать, что я не люблю своих героинь. Это было бы неверно. Я отдавала им все, что могла. Но хотя за тринадцать лет я снялась в более чем тринадцати фильмах, во мне все время живет надежда, что лучшие мои роли еще впереди. Пока я отдаю предпочтение героине фильма "40 лет любви". Но разве это предел? Было бы неприятно почувствовать, что это так. Ибо настоящего творческого удовлетворения, подлинного вдохновения от всего сделанного до 4 сих пор я все-таки не испытала. Я постоянно мечтаю сыграть глубоко трагедийную роль. Мне кажется, что сил для этого хватило бы. Но все ограничивается тем, что приходится ждать такую роль. Если нашелся бы драматург, который сумел написать жизненный, правдивый сценарий, с реалистическими и одновременно трагедийными ситуациями, с героиней, которая отвечала бы моим творческим желаниям, то такая работа, несомненно, принесла бы мне большую радость. Но пока для меня пишутся сценарии, подобные тем фильмам, которые шли в вашей стране. Облегченный сюжет и поверхностная фабула этих картин, конечно, не дают возможности раскрыть себя до конца. На Западе часто пишутся сценарии на актеров. Возможно, мне и повезет. Хотя ожидание - всегда неприятно . . .
Серьезность стремлений Лолиты Торрес, желание актрисы освободиться от рамок амплуа исполнительницы эстрадных песенок, от зависимости, которую ей навязывают те, кто диктует политику прокатного репертуара, подкупают. Известно, что кинематограф часто проецирует на экран не только те черты характера героя, которые даны образу драматургом, но и определенные личные качества исполнителя. Характер актера помимо его воли как бы делается доступным для восприятия зрителями. В фильмах "Возраст любви", "Жених для Лауры" мы с симпатией следили и за Соледад, и за Анной-Марией, и за Лаурой - добрыми, симпатичными героинями Лолиты Торрес. Она наделяет их такими чертами характера, которые не были открыты ни драматургом, ни режиссером. В них живет сама Лолита Торрес, происходит некое отождествление художественных образов с реальным лицом.
Следует отметить и профессиональное мастерство Лолиты Торрес, заметно проявляющееся в ряде драматических сцен, когда переживания ее героинь достигают кульминационного звучания.
Вспомним начальные эпизоды фильма "Возраст любви", где рассказывается история разрыва известной эстрадной актрисы Соледад Реалес с аристократом Альберто Мендес Техада. Соледад Реалес навсегда покидает своего возлюбленного, хотя всем сердцем и протестует против этого вынужденного шага. Она с гневом и болью кричит отцу Техада:
- Уходите! И вы и он! Оба уходите! Вы можете не волноваться! Знайте, ваш сын мне больше не нужен! А его знатное имя мне никогда не было нужно! Слышите! Слышите!
В этой сцене, снятой почти целиком на крупных планах, мы все время видим лицо актрисы, мгновенно меняющиеся выражения которого передают целую гамму чувств. Ее Соледад страдает, но остается гордой, пытается бороться с ханжеством и лицемерием, но бессильна перед законами социального неравенства. И в следующей сцене, когда Соледад исполняет прощальную песенку, актриса передает с большой драматической силой переживания своей героини, потрясенной разрывом с любимым.
Не говорят ли подобные эпизоды о скрытых возможностях актрисы? Это покажет время.
Л. Фуриков. Актеры зарубежного кино. 1965 год.