Огромного напряжения воли и выдержки потребовал от начальника погранзаставы капитана Орехова трудный разговор с китайскими рыбаками, спасенными советскими моряками в бушующем океане. Решив тайно вернуться на родину, скрыть, что приняли помощь «врага», китайцы провоцируют капитана, угрожают ему, совершают поступки, противные чести и совести. Можно представить себе, какую бурю чувств пережил в эти часы Орехов: и удивление, и обиду, и возмущение неблагодарностью, ложью, коварством людей, вызвавших поначалу искреннее сострадание. Но верх над всем одержало стремление спокойно, логично, убедительно доказать рыбакам невозможность «сделки». Уже вернувшись домой, купая с женой дочурку, все не может Орехов отойти, успокоиться. Но когда маленькая Иришка, не все понявшая в разговоре взрослых, вдруг спрашивает: «Пап, они злые?», он, на мгновение задумавшись, серьезно отвечает девочке: — Да нет, запуганные...
Капитан Орехов, каким его воплотил в фильме режиссера П.Чухрая «Люди в океане» актер Вадим Спиридонов, несет в себе лучшие качества советского человека — патриотизм, преданность долгу, гуманизм. И еще — огромную веру в то, что судьбы мира зависят от самих людей, от их доброй воли. Убедительный, достоверный образ! Сдержанный рисунок роли военного человека, находящегося при исполнении нелегких служебных обязанностей, вынужденного в силу своего положения почти все время быть «застегнутым на все пуговицы», актер сумел наполнить душевным теплом, обаянием личности глубокой, неординарной. Он создал характер, за которым угадывалась не только индивидуальная биография, но и жизнь, стремления, помыслы поколения.
Так же, как и его герой, Вадим Спиридонов пережил нелегкое послевоенное детство. Был вальщиком леса в леспромхозе, школу рабочей молодежи закончил, работая в сборочном цехе одного из московских заводов. Сколько помнит себя, всегда участвовал в самодеятельности. А по-настоящему осознал свое призвание, выступая в самодеятельном театре при Доме культуры «Чайка».
На актерский факультет ВГИКа, в мастерскую С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой, Вадим Спиридонов пришел в 23 года. Объединенная актерско-режиссерская мастерская набора 1967 года подобралась интересная, ярко талантливая. Искусству актерской профессии вместе со Спиридоновым здесь учились Наталья Бондарчук, Николай Еременко, Наталья Белохвостикова, Наталья Гвоздикова, Наталья Арикбасарова. Свои первые режиссерские шаги делали Николай Губенко и Сергей Никоненко. Кинодебют Спиридонова состоялся в фильме Сергея Герасимова «У озера», где снимались многие студенты курса.
— Сергею Аполлинариевичу я благодарен на всю жизнь,— говорит Вадим Спиридонов. — Он учил нас не просто профессионализму. Из его уроков я навсегда вынес непреложные нравственные основы: быть в ладу со своей совестью, не поступаться ею ради чего-то удобненького. Он учил нас мыслить, воспитывал гражданскую позицию, без которой невозможно подлинное творчество.
В киноромане «У озера» Спиридонов создал образ рабочего Коновалова, молодого, темпераментного и ершистого парня, который не очень-то соответствует школьному представлению приезжей журналистки о «гармоничном человеке». Он не знает, как отвечать на ее поверхностные вопросы, дерзит и сердится, но за внешней бравадой рисуется натура цельная, духовно богатая. Он душой болеет за дело, за свой участок—здесь он царь и бог, здесь он хозяин. Роль была не главная в фильме, но образ, созданный актером, запомнился: с ним на экран ворвалась тема бескомпромиссности, задора и неуспокоенности молодого поколения рабочего класса.
На съемочной площадке Спиридонов был партнером Василия Макаровича Шукшина, значительность и обаяние личности которого, конечно же, оказали огромное влияние на молодого актера. И Шукшин обратил внимание на дебютанта—не случайно пригласил он его на роль Васьки Чуйкова в своем фильме «Печки-лавочки».
И, быть может, именно тогда, во время работы с С. Герасимовым и В. Шукшиным, отчетливо сформировалась и стала крепнуть мечта актера о создании значительного героического образа, воплощающего лучшие черты народного характера.
Мечта эта осуществилась, когда режиссеры Владимир Краснолольский и Валерий Усков предложили Спиридонову роль Романа Бастрыкова в дилогии «Отец и сын», поставленной по одноименному роману Георгия Маркова. История одной из первых в стране коммун, возникшей на далекой таежной реке Васюган, давала возможность авторам фильма передать высокий пафос и романтику славного героического времени, когда велась борьба за утверждение власти Советов.
Организатор коммуны, вчерашний красный партизан Роман Бастрыков — фигура, вылепленная с эпическим размахом. Богатырская стать, открытый взгляд, прямота души, решительность в поступках. Но не только физической мощью, молодецкой удалью покоряет нас этот герой. Главное в нем — сила духа, преданность идее, вера в высокие идеалы человечности. У него подлинный талант вожака, он умеет вести за собой массы, вдохновляет их на труд, на борьбу, на подвиг.
Актер вспоминает, что в работе над этим образом он стремился сблизить Романа Бастрыкова с горьковским Данко, осветившим огнем собственного сердца путь людям к счастью.
— Когда я думаю об этом своем герое,— говорит Спиридонов, — я невольно вспоминаю отца. Он был замечательным человеком. Таким людям, старым большевикам, мне и хотелось отдать дань признательности в нашей картине.
Первая встреча Спиридонова с режиссерами Краснопольским и Усковым состоялась раньше — в работе над многосерийной телеверсией романа Анатолия Иванова «Вечный зов».Битый плетьми, травленный собаками на хозяйском подворье, Федор Савельев стал командиром партизанского эскадрона, сражавшегося с колчаковцами. А вот в мирное время он не может найти себя, мучается сам, мучает близких. Его снедает тайная тоска по зажиточному хозяйству. А с другой стороны, он, потомственный крестьянин, беспредельно любит землю и готов пролить сто потов, чтоб цвела она и плодоносила. Актер увидел в Федоре Савельеве личность трагическую, несчастную в ее жестоком одиночестве, натуру сложную, мучимую противоречиями. За роль Федора Савельева Спиридонов был удостоен Государственной премии СССР.
В дилогии «Любовь земная» и «Судьба», поставленной Евгением Матвеевым по роману Петра Проскурина, Спиридонов сыграл кулацкого сына Макашина — роль резко отрицательную. Ярый враг Советской власти, посвятивший себя желанию мстить, Макашин необуздан в своих разрушительных устремлениях. Но и для него наступает момент жесточайшего прозрения, когда с безнадежной опустошенностью Макашин произносит горькие слова: «Я — дрянь», сам вынося себе нравственный приговор...
Более двух десятков ролей сыграл Вадим Спиридонов. Среди них — Петр Рябинкин из одноименной ленты, комбриг Деев в фильме «Горячий снег». Разные фильмы, разные роли, различные судьбы героев. Всякий раз, принимаясь за новую работу, актер готовится к ней скрупулезно, вдумчиво, ищет характер, изучает время, когда жил герой, стремится прочувствовать, чем он может быть близок современникам.
Он знает на собственном опыте, что кино — это не только творчество, вдохновение, но и большой повседневный труд. Актер должен быть готов к этому труду не только морально, но и физически. И потому бокс, верховая езда, плавание — для него привычные занятия спортом, постоянный тренаж. Снимаясь в «Вечном зове», он отлично овладел трактором, в фильме «Любовь земная» отказался от дублеров, выполняя сложные конные трюки. Но этим не исчерпывается его работа над собой. Он считает:
— Прошло время, когда актерская профессия держалась исключительно на индивидуальных способностях: остроте реакции, наблюдательности, физическом совершенстве и т. д. Все это лишь первая буква в азбуке нашего мастерства. Как любая другая, актерская профессия требует научного подхода.
Еще будучи студентом, Вадим немало времени посвятил изучению анатомии человека: Добрую половину его домашней библиотеки составляет литература по физиологии и психологии. Вспомните, как грузнеет на экране с годами Федор Савельев. Дело не в «толщинках», предложенных изобретательными костюмерами.
— Научился управлять своей комплекцией,—говорит актер.— Но в кино ведь всякое случается: сегодня снимают эпизоды из второй серии, а через несколько дней—из шестой. Вот и приходилось срочно то сбавлять, то набирать вес. Профессия того требует.
Совсем недавно Вадим Спиридонов завершил новую интересную работу: в фильме «Юность Петра» он создал образ одного из приспешников царевны Софьи—Федора Шакловитого. Режиссер С. Герасимов сказал, что он без колебаний доверил эту сложную роль своему ученику, знал заранее, что она ему по плечу.
— Вадим Спиридонов,— говорит Сергей Аполлинариевич,— актер очень точный, способный схватить самую суть роли. Он умеет найти верную опору и пластику образа, у него внимательные глаза, в которых всегда читается мысль. Он способен перевести мысль в действие, именно это достоинство и помогает его последовательным успехам в кино. Он глубоко русский актер, способный на ту необъятность и меру чувств, которые свойственны русскому человеку.
О. Палатникова
Журнал «Советский экран» № 6, 1981 год.
P.S. Вадим Спиридонов с первой попытки поступил в Школу-студию МХАТ, однако через какое-то время из-за драки его отчислили. После этого Спиридонов вновь попытал удачу и поступил во ВГИК. После окончания вуза в 1971 году, актера почти сразу же начали приглашать на съемки в различные проекты.
Первой ролью Спиридонова стал работяга Иннокентий Коновалов из социальной мелодрамы режиссера Сергея Герасимова «У озера». Но большую славу актеру принесла роль отрицательного персонажа, среднего брата Федора Савельева, в эпопее «Вечный зов».
Четверть века Вадим Спиридонов провел со своей женой Валентиной. Молодые люди начали встречаться в возрасте 18 лет. И вплоть до самой смерти актера были неразлучны.
С началом перестройки Вадим Спиридонов сел в режиссёрское кресло. Правда, ненадолго. Он очень хотел экранизировать «Князя Серебряного» Алексея Толстого, но меркантильные продюсеры отказывались от подобного предложения, говорили, что на дворе конец 1980-х, нужно совсем другое кино, про стрельбу, про убийства, про секс.
Супруга вспоминала, как однажды муж пришёл домой, сел на кухне и сказал: «Сдохнуть бы от этой жизни, чтобы не тухнуть, хорошо бы 7 января». Жена испугалась: «Да что ты такое говоришь? 7 января ведь Рождество». — «7 декабря подойдёт?». Валентина ещё больше испугалась: «Не подойдёт, 8-го же у меня День рождения, ты что, брось эти глупости». Он вздохнул и перевёл разговор на другую тему.
Но наступило 7 декабря 1989 года. Вадим Спиридонов собирался на съёмки, уже подходило время, когда нужно было ехать в аэропорт. Он ненадолго прилёг подремать. Разбудить мужа Валентина уже не смогла. Вадим Спиридонов, как и предсказывал, умер 7 декабря от сердечной недостаточности.
Последний фильм с Вадимом Спиридоновым — «Сувенир для прокурора».