Иван Сергеевич Тургенев не писал восторженных од, посвященных Петербургу, не воспевал романтику белых ночей, загадочных сфинксов или шепот невских волн. Но именно с Петербургом связаны самые значимые для писателя события, главные вехи его богатой страстями и впечатлениями жизни. В этом городе жили его друзья и соратники по перу, да и сам Тургенев сменил несколько адресов в бытность свою в северной столице. Здесь находились редакции журналов, публиковавших его произведения, Александрийский театр, на сцене которого ставили его сочинения. В городе на Неве Иван Сергеевич встретил женщину, изменившую его жизнь и судьбу, талантливую оперную певицу и актрису Полину Виардо.
Тургенев впервые приехал в Петербург в 1834 году шестнадцатилетним юношей вместе со своими родителями и старшим братом Николаем, поступавшим в гвардейскую артиллерию. Хотя будущий писатель уже успел к тому времени с успехом окончить первый курс Московского университета, отец с матерью приняли решение о переезде в столицу, дабы дети их жили вместе. К слову, и мать и отец оказали немалое влияние на становление характера своего не по годам развитого сына.
Мать Тургенева, Варвара Петровна, богатая помещица, отличалась взбалмошным и истеричным характером, от которого страдали и крепостные крестьяне, и ее собственные дети. Беспочвенные наказания, жестокость по отношению к простым людям взрастили в сердце Вани стойкое неприятие насилия, которое впоследствии вылилось в активную деятельность по поддержке государственной реформы крепостного права и нашло отражение во многих произведениях писателя.
Отец будущего автора, Сергей Николаевич, уделял мало внимания своим детям, целиком положившись в этом отношении на супругу, женился на которой в свое время по расчету. Занимался он исключительно собственными удовольствиями, дружескими попойками с бывшими сослуживцами, игрой в карты и открыто волочился за соседскими девицами. Известна его связь с княжной Е. Л. Шахновской, в которую был влюблен и его сын, Иван Тургенев. Такое своеобразное воспитание не могло не отразиться на образе жизни писателя, его отношениях с женщинами, но ни в коей степени не навредило многочисленным талантам и способностям.
По приезде в Петербург Иван Сергеевич подал прошение о переводе на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, обучение в котором благополучно завершил в 1837 году.
О бренности человеческого существования Тургенева заставила задуматься скоропостижная смерть отца, этого красивого и жизнелюбивого человека, наступившая через несколько месяцев после переезда в Петербург. Первые «пробы пера» сам писатель после вспоминал с иронией, считая их нелепым подражанием Байрону и другим известным поэтам того времени. Однако эти стихотворные опыты, в частности поэма «Стено», отражают чувства и мысли, беспокоившие в то время Тургенева, а именно поиски места и предназначения человека в этом мире. В годы учебы Тургенев увлекался музыкой, посещал оперу и театральные премьеры. Первое произведение Ивана Тургенева было опубликовано, когда его автору едва исполнилось восемнадцать лет - это была небольшая критическая статья о книге А. Н. Муравьева «Путешествие к святым местам».
В 1838 году Тургенев покинул Петербург и отправился в Германию, где продолжил обучение в Берлинском университете. Но не только желание продолжить образование руководило будущим автором романов «Накануне» и «Отцы и дети». Откровенное неприятие крепостничества и всего уклада помещичьей России рождало желание подышать воздухом свободы. Иван Сергеевич писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, чем я поклялся никогда не примиряться…»
Несмотря на периодические длительные отъезды за границу и в родовое поместье (в 1839 году Тургенев был вызван на родину материнским письмом, сообщавшим о пожаре в Спасском) писатель не терял связи с культурной и литературной элитой Петербурга. В канун нового 1940 года ему посчастливилось пару раз встретить Лермонтова, произведениями которого Иван Сергеевич искренне восхищался, в начале 40-х гг. он познакомился с А. И. Герценом, В. Г. Белинским, Н. А. Некрасовым, позднее — с Л. Н. Толстым, бывал на знаменитых «субботах» И. И. Панаева. Дружба с Белинским, служба в петербургской канцелярии министерства внутренних дел под началом самого В. И. Даля, публикации в «Отечественных записках», «Петербургском сборнике», журнале «Современник», эти этапы жизни и творчества писателя являются основополагающими, но стоит упомянуть и о влиянии прекрасного пола на становление таланта и тематическую направленность произведений классика русской литературы. Знакомство с женщиной, ставшей его музой и вдохновительницей, яркой и необычной Полиной Виардо, завершило череду любовных увлечений, объектами которых поочередно становились Александра Ховрина, белошвейка Авдотья Ермолаевна, которая в 1842 году родила Тургеневу дочь Пелагею, и Татьяна Бакунина, сестра известного прародителя анархистского течения.
Первая встреча Тургенева с Виардо состоялась в 1843 году, во время гастролей юной оперной дивы в Петербурге, и это страстное увлечение, ставшее любовью всей жизни, длилось до конца его дней. Иван Сергеевич следовал за обворожительной певицей повсюду; сопровождал на гастроли, за границу, долгое время проживал в ее имении Куртавнель близ Парижа, сдружился с ее мужем и стал практически членом их семьи. Именно Полине было суждено записать на нескольких языках последнее произведение умирающего писателя, рассказ с символическим названием «Конец».
Иван Сергеевич Тургенев был не просто талантливым писателем, но и весьма разносторонним человеком, среди его произведений стихи и проза, романы и поэмы, критические статьи и публицистика, современники также считали его неплохим живописцем. Страстное увлечение охотой нашло выражение не только в «Записках охотника», буквально все творчество писателя проникнуто любовью к русской природе, бескрайним полям, густым лесам и простому русскому человеку, незамысловатому и великому в своей мудрости и душевной широте.
Тургенев на протяжении всей своей жизни оставался в числе тех русских литераторов, что задавали тон в высшем обществе, он не только публиковался в «Отечественных записках», «Современнике» и других петербургских изданиях, но и, во многом благодаря дружбе с Белинским, принимал участие в редакторской работе. Иван Сергеевич водил знакомство со многими выдающимися людьми своего времени, среди которых были Фет и Аксаков, Достоевский и Анненков, Соллогуб и Гончаров, а знаменитый его некролог на смерть Н. В. Гоголя «Письмо из Петербурга» в 1852 году наделал немало шума и послужил поводом для высылки из столицы. В 1853 году Тургеневу было разрешено вернуться в Петербург, но право выезда за границу он получил лишь в 1856 году.
В 1859 году Иван Сергеевич был избран в правление Литературного фонда, а с 1860 стал членом-корреспондентом Петербургской АН. Петербург упоминается во многих произведениях писателя, проходит в качестве фона, места действия, где проживают его литературные герои. К таковым относятся пьесы «Безденежье», «Холостяк», «Нахлебник», роман «Новь», повести «Затишье», «Яков Пасынков», «Пунин и Бабурин».
Ивана Сергеевич Тургенев переменил несколько петербургских адресов, проживал он и на набережной р. Фонтанки, 38, и на Большой Конюшенной улице, 13, останавливался у В. П. Боткина (ныне улица Толмачёва, 14), а его именем названа площадь в центре Петербурга. Последние двадцать лет жизни Тургенев провел за границей, изредка наведываясь в Россию.
Один из величайших русских писателей, признанный современниками и потомками, Тургенев так и не узнал счастья разделенной любви, бобылем доживал он последние годы за границей, без семьи, вдали от единственной дочери, но всегда верил, что любовь сильнее смерти. «Ты сорвала все мои цветы, и ты не придешь на мою могилу…», - писал он Полине Виардо. На могилу писателя в Петербурге, на Литераторских мостках Волковского кладбища, его любовь действительно так и не пришла, но именно она записывала строки последних рассказов под диктовку угасающего Тургенева.