Художник Яков Дорофеевич Ромас (1902-1969). «Бакенщик», 1941 г.
Бакенщики, бакены, вешки, фонари. Сейчас, пожалуй, и не помнят такую профессию – бакенщик. Бакенщик – это то же самое, что стрелочник на железной дороге, только условия работы сложнее. Стрелочник работает на земле, а бакенщик – на водной глади.
До середины XX века профессия бакенщика была, пожалуй, одной из самых востребованных на Волге.
Бакен - это плавучий знак, который устанавливают на реке, чтобы показать судам, где проходит фарватер, он помогает не сесть на мель. Чтобы этот знак держался на воде и не перемещался, к нему прикреплён якорь. Зимовать бакены не оставляют, иначе их может унести весенним половодьем или поломать льдом. Осенью, после закрытия навигации, их снимают с якоря и убирают до весны, а после ледохода устанавливают заново. Днём бакены отлично видно, а вот ночью или в туман разглядеть этот знак было бы невозможно, если бы внутри этого конуса не светился огонёк. Раньше к бакенам каждое утро и каждый вечер подплывал на лодке бакенщик. В конусе бакена стояла обычная керосиновая лампа, которая могла потухнуть из-за дождя, сильного ветра или из-за того, что корпус толкнули брёвна сплавляемого по Волге леса. Дежурный бакенщик сидел в будке, которую строили на берегу, на возвышенности, чтобы было издали видно бакены на реке.
Художник Клавдия Сарафанова-Легат. «Бакенщица». 1959 год.
Со стороны правого берега обычно устанавливают красные бакены, со стороны левого - белые, а между ними фарватер. Вечером бакенщик наливал в лампы керосин и зажигал фонари в бакенах. Справа на реке загорались красные огоньки, слева в белых бакенах - зелёные. Утром лампы надо было погасить. Самое трудное время работы бакенщиков весна и осень, когда льют дожди, по ночам бывают заморозки, днём - туманы.
Добровольский Владимир Фёдорович и Чернов Семён Ипатьевич. Бакенщица. 1961 г.
Государственный художественный музей Алтайского края.