Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.
Владимир Стасов
Автопортрет. 1851 г. (фрагмент)
Ночью у не венчанной подруги барона Григория Карловича Криденера, губернского прокурора Тобольска, начались роды. Они продолжались несколько часов и завершились рождением мальчика, о чем тут же было сообщено барону. Младенец при крещении получил имя Василий, а вот с фамилией дело обстояло не так хорошо. Прокурор не мог дать ему свою фамилию, так как ребенок был рожден вне брака, и некоторое время мальчишка был вообще бесфамильным.
К счастью, Григорий Карлович оказался человеком чести, он не только признал сына, но и оформил брак с матерью Василия. И дабы не создавать почву для излишних пересудов, Криденер с семьей спустя год после рождения сына перевелся в Архангельск. Забегая вперед, можно сказать, что переезжать с места на место он любил, и на севере, в конце концов, не остался…
Барон был исключительно одаренным человеком. Он играл на скрипке и фортепиано, свободно владел несколькими европейскими языками, но был очень невоздержан на язык. И однажды к новогоднему представлению написал венок сатирических сонетов, в которых высмеял всю местную губернскую администрацию. Несколько человек сочли своим долгом «скрестить шпаги» с наглецом, но губернатор прекрасно понимал, какой шум поднимется в столице, если дать ход хотя бы одной дуэли. Поэтому барон был в срочном порядке переведен в Северную Пальмиру, где задержался всего несколько месяцев, пока не был отправлен в отставку.
И дальше он разъезжал из одного имения в другое, по нескольку месяцев живя то у старшего брата, то у своих дочерей от первого брака. Конечно, его супруга была от этой «охоты к перемене мест» не в восторге, но на каждом новом месте никто ей не мешал заниматься сыном, которого она сама выучила писать и читать. Но позже, когда родились другие дети, она не могла столько внимания уделять первенцу. А потому его сначала отдали на обучение священнику, а потом, когда тот отказался, посчитав, что мальчик и так смышлен, обычному дьячку. Тот, увидев, как Вася старательно выводит буквы, восхищенно заметил: «А ты того, вылитый Перов».
Впрочем, мир мог бы и не узнать гениального художника, если бы не его мама. Однажды, когда мальчику было всего 9 лет, он тяжело заболел оспой, одно время даже перестал видеть. Врачи очень опасались за то, что зрение вообще вернется, но материнская любовь оказалась той целительной силой, которая, вкупе с правильно подобранными лекарствами, сотворила чудо.
Она же, мама, первой обратила внимание на то, что Вася неравнодушен к рисованию. Она не была художницей, но сумела направить интерес сына к рисованию пейзажей, а не копированию картин, как было принято в те времена. Конечно, она не разбиралась в таких тонкостях, но, тем не менее, «угадала»…
12-ти лет Василия отдали для обучения в Арзамасскую школу живописи. Здесь он сделал свои первые шаги, освоив технику рисования. А когда будущему художнику исполнилось 15 лет, барона пригласили на работу в Москву. Семья уехала в Москву, а сын остался в школе живописи у своего преподавателя Ступина. Но несмотря на просьбы матери вести себя дисциплинированно, однажды не сдержался и запустил в младшего товарища тарелкой с кашей, после чего о продолжении учебы не могло быть и речи.
Но талант есть талант. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества Перов поступил уже достаточно подготовленным. Причем, в живописи у него был один кумир – Павел Федотов. Люди, недостаточно знакомые с творчеством Василия Перова, склонны считать, что такие картины художника, как «Чаепитие в Мытищах», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду», «Проводы покойника» «Сельский крестный ход на Пасхе» написаны в самом расцвете творческой карьеры мастера. Но это не так. Последняя в этом списке картина была практически первой, которая и прославила Перова. Написана она в 1861 году, когда художник был еще достаточно молод. Примечательно, что сразу после окончания Школы Перов за казенный счет отправился за границу, где около полгода провел в Германии и полтора года в Париже. Но «живописные карикатуры», как называли эти работы современники, «уложились» в период до 1868 года. Его закрыли такие работы, как «Утопленница» и «Последний кабак у заставы».
Автопортрет, 1870 г.
А дальше Перова увлекали три направления – портреты знаменитых деятелей культуры, жанровые композиции и исторические полотна. Островский, Даль, Погодин, Достоевский с удовольствием позировали Василию Григорьевичу. Одна из самых знаменитых работ Перова в жанровой живописи – «Охотники на привале» – подверглась острой критике Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который заметил: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка». В 1871 году Перов получил место профессора в московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем примкнул к товариществу передвижных художественных выставок. Но несмотря на определенную занятость, он продолжал интенсивно работать.
А дальше последовал не совсем ожидаемый ход: Василий Григорьевич Перов занялся литературной деятельностью, и напечатал в газете «Пчела» за 1875 год и в «Художественном Журнале» за 1881-1882 годы занимательные рассказы из быта художников и свои воспоминания. Хотя, чему тут удивляться – наверное, сказались отцовские гены…
Но в литературе он явно не преуспел. Хотя не исключено, что из-за того, что просто не успел «раскрыться». Он умер от чахотки в селе Кузьминки, неподалеку от Москвы, (29 мая) 10 июня 1882 года…
Приезд станового на следствие.
1. В 1857 году была написана картина «Приезд станового на следствие». За эту работу художник был удостоен Большой серебряной медали, а критики вынесли единодушный вердикт – в России появился «прямой наследник и продолжатель Федотова»:Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей.
Сцена на могиле
Следующей заметной работой художника стала картина «Сцена на могиле». Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции.
Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы
В 1860 году, за картину «Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы», художнику Перову, Академией живописи, была присуждена малая золотая медаль. Художник получил право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и переехал в Петербург.
Сельский крестный ход на Пасхе
В 1861 году, были написаны картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе».
За проповедь Перов получил Большую золотую медаль с правом поездки за границу в качестве пенсионера, а вторая работа была Академией отвергнута и… приобретена, для своей галереи, П.М. Третьяковым. По поводу этого приобретения В. Худяков написал меценату: А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки.
Проповедь в селе
Споры разгорелись горячие и совсем не шуточные: известный критик В. Стасов хвалил художника за искренность и житейскую правду, точно подмеченные типы, а другой критик, М. Микешин, заявил, что подобные картины убивают высокое истинное искусство, унижает настоящую живопись, поскольку показывает неприглядные стороны жизни.
Чаепитие в Мытищах
В 1862 году Перов пишет «Чаепитие в Мытищах». Это картина-контраст, картина-противопоставление: тучный праздный монах-чревоугодник с одной стороны, и солдат-инвалид, настоящий слуга отечества, которые просит милостыню. А ещё и мальчик поводырь, на которого невозможно смотреть без слёз.
Снова случился скандал, который мог бы очень плохо закончиться для Василия Перова…
Художник быстро венчается с Еленой Шейнс и почти сразу, будучи пенсионером академии, уезжает в Европу.
Перов некоторое время живет в Германии, а затем переезжает в Париж. И отчаянно скучает за границей – для вдохновения ему не хватает России.
Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ.
Тем не менее, Василий Григорьевич много работает, пишет несколько очень интересных картин, а ещё регулярно пишет прошения с просьбой разрешить ему вернуться на Родину.
Продавец песенников
Шарманщик
Савояр
Парижские тряпичники
Парижская шарманщица
В Европе были написаны картины «Продавец песенников», «Шарманщик», «Савояр», «Парижские тряпичники», «Парижская шарманщица» и др.
Проводы покойника
Очередная у бассейна
В конце концов, просьбы художника о возвращении в Россию были удовлетворены – разрешение на досрочное возвращение было получено. Семейство Перовых возвращается в Москву и молодые поселяются в доме дяди жены художника Ф.Ф. Резанова.
Для конкурсов, которые проводили «Московское общество любителей художеств» и «Императорское общество поощрения художеств», Перов пишет картины «Проводы покойника» и «Очередная у бассейна». Обе картины были награждены первыми премиями. И с этих картин начался новый этап в творчестве художника, который впоследствии был определён искусствоведами, как живопись «об униженных и оскорблённых.
Тройка
Приезд гувернантки в купеческий дом
Художник пишет картины о тяжёлой жизни простых людей в России: «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом». Василий Григорьевич таким образом организовал изображение, что персонажи его картин как бы смотрят на зрителя. Смотрят с немым укором, без осуждения, обречённо и горько. За картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Тройка» Василию Григорьевичу было присвоено звание академика, а картина «Тройка» была выкуплена П.М. Третьяковым для своей галереи.
Дилетант
Гитарист-бобыль
На Всемирной выставке 1867 года были представлены картины художника «Проводы покойника», «Дилетант», «Тройка», «Первый чин» и «Гитарист-бобыль», которые были очень высоко оценены уже и зарубежными любителями живописи.
Учитель рисования
Утопленница
Божья матерь и Христос у житейского моря
На академическую выставку в этом же году Перов прислал картины: «Учитель рисования», «Утопленница», «Божья матерь и Христос у житейского моря» и получил звание академика.
Сцена у железной дороги
Академия художеств, в 1868 году, решила продлить пенсионное содержание Василия Перова на два года «за выдающие заслуги». В том же году художник получил первую премию на конкурсе «Московского общества любителей художеств» за картину «Сцена у железной дороги». Искусствоведы отмечали невероятную точность художника в передаче выражения лиц мужиков, которые впервые увидели паровоз.
Птицелов
Странник
В 1869 году Перов активно участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок, становится членом правления этой творческой организации.
В 1870 году за картины «Птицелов» и «Странник» Василий Григорьевич был удостоен званием профессора Академии художеств.
Охотники на привале
Рыболов
В семидесятые годы девятнадцатого века в творчестве Перова, наряду с написанием портретов, особое место заняли простые житейские сюжеты. Художник представил на первую выставку ТПХВ картины «Охотники на привале» и «Рыболов».
Приезд институтки к слепому отцу
Спящие дети
Никита Пустосвят. Спор о вере
26-31. В последние годы жизни Василий Григорьевич пишет рассказы для журналов «Природа и Охота» и «Художественного журнала», создаёт несколько полотен на религиозную и бытовую тему.
На 49-м году жизни великий русский живописец скончался в больнице на территории усадьбы Кузьминки в ближнем Подмосковье, и был похоронен на кладбище Данилова монастыря (впоследствии прах был перезахоронен на кладбище Донского монастыря).