Николай Харламов.Художник из Веретьевского погоста.
03.03.2017 128 0.0 0

Николай Харламов.Художник-академик из Веретьевского погоста.

Николай Николаевич Харламов

Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда был заложен 18 октября 1883 года на месте убийства императора.Он единственный в своем роде не только благодаря кровавой драме, разыгравшейся 1 марта 1881 года. Сегодня – это еще и редкое в мире собрание каменного и мозаичного зодчества.Уже на следующий день после убийства Александра II, 2 марта 1881 года, место гибели было решено увековечить.
Архитектор Альфред Парланда предложил создать мемориальный комплекс в стиле русского посадского зодчества по примеру соборов Москвы и Ярославля. Идея украсить храм мозаикой родилась не сразу. В начале планировали доверить роспись стен художникам. Но вспомнили печальный опыт Исаакиевского собора, в котором часть живописи начала гибнуть еще до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам набирать мозаики. Предстояло собрать мозаичное покрытие площадью почти в 7 тысяч квадратных метров.

Чб фотография, созданная С. М. Прокудиным-Горским в начале XX века (1905—1915)

На создание храмовой мозаики ушло 12 лет. Над ней трудились 40 мозаичистов. Среди них такие громкие имена, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.
Плафон центрального купола - это мозаичный образ Христа художника Николая Харламова, получивший название «Пантократор».

Пантократор, 1897-1900

В центральной части храма на стенах и сводах на голубом фоне - земная жизнь Христа. В том же месте, но уже снаружи, на фасаде здания расположены 20 памятные досок из темно-красного гранита с описанием деяний Александра II. В западной части храма, вокруг места смертельного ранения Александра II, на золотом фоне изображены сцены страданий Спасителя, Распятия и Воскресения. В восточной части на золотом фоне - сюжеты, завершающие евангельский цикл - явления Господа после Воскресения.

Евхаристия (художник Н.Н. Харламов)

Харламов Николай Николаевич — русский художник, портретист, иконописец, мозаичист, академик живописи в области монументального религиозного искусства. Родился в Веретьевском погосте (поселок Веретево) 19 февраля 1863 году, но вскоре вместе с семьей переселился в Суздальский уезд, в село Гавриловское, куда перевели служить отца.
Николай учился во Владимирском духовном училище, окончил четыре класса Владимирской духовной семинарии в 1882 году, а через год поступил учиться в Петербургскую академию художеств. За полотно «Ангел выводит апостола Петра из темницы» Николай Харламов был удостоен малой золотой медали и получил звание классного художника II степени.
После отбывания воинской повинности его назначили директором Холуйской школы иконописи. Николай Николаевич был талантливым преподавателем. Работы его учеников обратили на себя внимание на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Вместе с учениками художник расписал церковь в селе Тейково, тогда еще Шуйского уезда Владимирской губернии.
В 1890-х годах Николай Николаевич Харламов принял деятельное участие в росписи Никольской церкви российского посольства в Вене.
В 1896 году Николая Харламова пригласили участвовать в конкурсе оформления храма Воскресения Христова (храма на Крови) в Петербурге. С 1897 по 1900 годы он создал для мозаик интерьера храма 42 картона. По ним были набраны иконы: «Пантократор», «Христос во славе», «Евхаристия», 8 серафимов, 4 евангелиста, 4 ангела, а также изображения: «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Святой Василий Великий», «Святые Кирилл и Мефодий», «Святые Стефан Пермский и Исаакий Далматский», текст молитвы перед причастием и многое другое.
Вот что написала об этом искусствовед С. Климова: «Художник пытался возродить древние традиции иконописи, и не случайно именно ему было поручено создать ключевые композиции храма. Образы, созданные Харламовым, выразительны и монументальны. Это более 40 икон, среди которых и иконы алтарной части: «Христос во славе» и «Евхаристия».

Богоматерь

За заслуги в области монументального религиозного искусства в 1910 году Харламову было присвоено звание академика живописи. В начале 1900-х годов Харламов участвовал в создании мозаик для интерьера собора Святого Александра Невского в Варшаве, а потом создавал иконы для великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. До настоящего времени из всех этих уникальных работ художника в полном объеме уцелели лишь мозаики в Соборе Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге. А православный собор в Варшаве был уничтожен в 1926 году польскими националистами.

На создание храмовой мозаики ушло 12 лет.

После октябрьского переворота в России в 1917 году Николай Николаевич работал в Вязниках заведующим подотделом искусства районного отдела народного образования, стал одним из организаторов и первым директором местного краеведческого музея.

Харламов Н.Н.Русская девушка,1888

После отъезда из Вязников в 1924 году он поселился жить в с. Тименка, в 28 километрах от Холуя. К сожалению, в последующие годы тем, к чем у его душа просилась, художнику Николаю Харламову заниматься не пришлось. В  то время духовное искусство, библейские сюжеты никому были не нужны. В 1935 году художник скончался в селе Тименка, где и похоронен.


Теги:Николай Харламов.Художник

Читайте также:
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика