В Павловске отреставрировали старинную фотографию из собрания музея-заповедника.
30.01.2024 1263 0.0 0

Как пояснила старший научный сотрудник Музея-заповедника «Павловск» Елена Арутюнян, фотография сделана в день бракосочетания греческого принца Андрея Греческого, сына вел. кн. Ольги Константиновны, племянника вдовствующей императрицы Марии Федоровны, и Алисы Баттенбергской (Дармштадт, октябрь 1903 года).
Во второй половине XIX века «остановить мгновение», запечатлеть себя и своих близких, красоту природы и архитектуры — становится неотъемлемой частью жизни разных слоев общества и прежде всего представителей аристократии. С 1860-х годов фотография прочно входит в быт представителей Дома Романовых. К концу XIX — началу ХХ вв. вдовствующая императрица Мария Федоровна, император Николай II и члены его семьи, вел. кн. Михаил Александрович увлечены любительской фотосъемкой. Многочисленные фотографии украшали интерьеры петербургских и загородных дворцов, сотни фотографий были заключены в фотоальбомы.
Собрание фотографий Музея-заповедника «Павловск», насчитывающее более 2000 фотографий, сформировалось в основном из поступлений послевоенного времени, в том числе из Государственного музея революции и Артиллерийского музея. Кроме того, в коллекции есть несколько фотографий, хранившихся в Павловском дворце к моменту превращения жилого дворца в музей (1918 г.).
Большая часть из них принадлежала представителям династии Романовых. Это — и репрезентативные портреты большого формата, кабинетные портреты, серии фотографий, запечатлевших посещение маневров, парадов, госпиталей членами императорской фамилии; любительские фотографии, особенно трогательные, отразившие приватную жизнь императора Николая II и его семьи, детские портреты наследника престола Алексея Николаевича и его сестер. Значительную часть коллекции составляют фотографии с видами Павловского парка конца XIX — нач. XX вв.
Из собрания вдовствующей императрицы Марии Федоровны происходит группа фотографий с изображением Александра III, Марии Федоровны, их детей и ближайших родственников (представителей правящих династий западноевропейских стран). Временные рамки изображений: 1866 — 1910-е гг. Изображения Марии Федоровны представлены как кабинетными портретами работы известных петербургских фотографов и фотоателье: С. Левицкого — пионера отечественной фотографии, Бергамаско, Пазетти, фотоателье «Ган и К», датских фотографов, например, серия фотографий «Похороны датского короля Христиана IX», виды Фреденсборга — резиденции датских королей, так и ее изображениями в группах военных, на маневрах, на яхтах, на полковых праздниках.
Перипетии XX века: революция, тяжелые 1920-е годы, годы войны и эвакуация сказались на состоянии сохранности фотографий: многие из них имеют следы механических повреждений в виде разрывов или вмятин, потрепанные углы и т. д. Одна из таких фотографий — фотография с бракосочетания греческого принца Андрея Греческого и Алисы Баттенбергской.
Исторический снимок свидетельствует, что на торжество из России прибыли семья Николая II c дочерьми, великий князь Сергей Александрович с супругой — великой княгиней Елизаветой Федоровной, а также представители монарших домов различных стран, многие из которых были связаны родственными узами.
Более чем за сто лет фотография потускнела, края замялись и порвались, на тыльной стороне появились пятна. Как пояснила художник-реставратор графики Светлана Севастьянова, все эти проблемы удалось решить с помощью щадящих технологий. Отреставрированную фотографию поместили в специальное паспарту из бескислотной бумаги.

 

 


Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика