Константин Бутаев: Если есть правда, то зритель доверяет артисту.
04.03.2024 2810 0.0 0

Интервью с Константином Николаевичем Бутаевым - Актером театра и кино, режиссером, сценаристом, каскадером, постановщиком трюков, Председателем Гильдии Актеров Союза Кинематографистов России г.Санкт-Петербурга.
- Что за событие повлияло на выбор такой профессии, почему Вы решили стать актером?
- Выбор у меня был очень лёгким. С раннего детства  я  мечтал связать свою жизнь с кино. Как и все послевоенные дети, я мечтал стать Героем. Придумывал самые яркие военные сюжеты, в которых я совершал героические поступки, выполняя задания государственной важности.
В эти игры вовлекались друзья, соседи, так же алчущие героической и очень красивой «смерти» на поле боя, или быть спасёнными такими же героическими боевыми друзьями.
Одним словом, в результате «долгих» размышлений, шестилетний мальчик понял, что всё это возможно только при одном условии – попасть в тот мир, который из мира иллюзий переносит тебя в реальность, - это Кино. И уже с четвертого класса я писал письма на Мосфильм, во ВГИК, настойчиво интересуясь,- как стать артистом кино, что нужно знать, чтобы поступить в Институт Кинематографии.
Я не пропускал ни одного спектакля в городе. С седьмого класса я стал членом драматического кружка нашей школы, где ставили серьёзные пьесы Арбузова, Володина, Гусева. У нас были гастрольные поездки, благодарности и призы в масштабе всей страны. А через несколько лет я стал студентом ВГИКа.

"Кронштадт 1921" (2015)

- У Вас яркие исторические роли. Каким образом получается, - так почувствовать своих героев?
- Когда мне предлагают какую-то роль, для меня, не так важен текст, как всё, что касается личности этого героя: чем он живёт, что его тревожит, что и кто его окружает, какие исторические события происходят на данный момент, мировоззрение людей того времени и прочее.

В Институте мой педагог (С.Ф.Бондарчук) говорил нам: «Вместо того, чтобы подтягивать в настоящее время великого Шекспира, Чехова, или Шолохова, вам надо бы обратиться в то время, досконально изучить все, что было тогда. И с позиции героя того времени, той эпохи, тех взаимоотношений, постараться вынуть квинтэссенцию того героя, той эпохи, принести и представить её нам. Да, это серьёзная исследовательская работа, но если она вам не по силам, надо менять профессию. И если вы экспонируете слова Шекспира, Шолохова, Толстого, или Шевченко с позиции сегодняшнего дня, вырывая из эпохи прошлого только тексты, - то это работа в никуда! Это пустая трата времени, и своего, и зрителя»

к / ф "Заложник" ,1983 г.
- А как получилось, помимо актерской профессии стать еще и каскадером? Ведь, Вы создали  целую группу каскадеров, и ставили все самые сложные трюки в кино?
- Спортом я занимался всегда. Всегда держал себя в хорошей форме. Я занимался вольной борьбой, восточными единоборствами, любил работу с холодным оружием, верховую езду. Всегда обращал внимание на непрофессиональное исполнение трюков в кино. Ведь когда зритель видит неправдоподобность, тогда и работа всего трюкового эпизода, включая актёрскую, воспринимается зрителем как обман. Мне хотелось это изменить, и я знал, что это в моих силах. Так, со временем, я начал работать и над этой стороной недостатков в кино. А отсутствие после института достойных предложений, привело меня к мысли, что пришло время начать расширять свои актёрские возможности, используя свои творческие и спортивные способности. Так началась моя трюковая деятельность. Вскоре создалась хорошая группа из таких же, как я энтузиастов, со всего Советского Союза. Мы работали на всех студиях СССР. И все киностудии, с которыми нам приходилось работать однажды, приглашали нас вновь и вновь. Иногда мне приходилось отказываться от ролей, если в процесс съёмок не включалась вся наша трюковая группа. Нас было не много, всего 6-7 человек, но это были все универсалы, высочайшего класса. Выбор фильмов у нас был большой, поэтому брали фильмы всегда те, которые бы удовлетворяли нас по всем параметрам. Это касалось, как ролей, так и трюковой работы. Были и главные роли, и   интересные, яркие эпизоды. Хотя, конечно, разница в работе над главной ролью и эпизодом огромна. Нас С.Бондарчук учил видеть масштабность всего произведения и героя, учил  играть и выстраивать большие роли. Это гораздо сложнее, потому, что нужно уметь выстраивать, как сверхзадачу роли, так и сверхзадачу всего фильма. Так как они развиваются по одним законам и рассинхронизация их, безусловно, приводит к полному развалу произведения в целом.
Я всегда перспектировал себя, как актера, режиссера, который будет заниматься чем-то особенным, со своей жизненной сверхзадачей. И  конечно, по этой причине, не имея встречных интересных предложений, я начал искать свою нишу в кино, чтобы мне было интересно и, чтобы моё предложение в работе было и важно, и необычно. Мне нравилось, что я делал, был азарт. Как сценарист я придумывал сюжет для трюка, как режиссер я выстраивал его исполнение, как актёр, мог его исполнить. Фильм «Заложник» к примеру, был поставлен практически весь на трюках. Наша команда каскадеров с радостью принимала все идеи режиссёра, какими бы дерзкими они не были. А он принимал, почти всё, что предлагалось нами. В результате, фильм получился очень ярким и захватывающим, хотя многое пришлось оставить за пределами экрана, по причине регламента экранного времени.

Сказание о храбром Хочбаре, 1986 г.

- Расскажите, пожалуйста, о своем международном опыте в кино?
- Первый серьезный проект состоялся в 1985 г. - фильм «Пётр Великий». Этот опыт дал  нам возможность понять уровень своих перспектив. Мы видели как американцы восхищались исполнением нами очередного каскада трюков. Они всегда восторженно аплодировали после команды: «Стоп». И говорили нам: «Так, как работаете вы, более не умеют работать негде».  
Вскоре возникла работа с Египтом и Казахстаном в фильме «Бейбарс». Этот фильм был весь построен на различных трюках. Он снимался в двух версиях -  Египетской и Казахской. Я был и каскадёром, и исполнителем роли Бейбарса в Египетской версии. А в Казахской версии я играл военначальника. Это был очень интересный  опыт,- снимать два разных фильма на одном и том же сценарном материале.
В конце восьмидесятых была интересная работа в Марокко - Фильм «Битва трех королей».
Это была совместная картина России, Марокко, Италии, Германии, Франции, и Узбекистана.
Меня и мою команду каскадеров пригласили тогда, как специалистов по конным трюкам и трюкам с холодным оружием. Мы получили очень высокую оценку со стороны иностранных коллег. Следом за этой картиной, последовала Работа с американцами и итальянцами  на фильме «Махдуб – закон пустыни». Все эти фильмы давали возможность увеличивать уровень мастерства, как актёрского, так и трюкового. А это давало мне опыт, уверенность и реальную возможность перейти в следующую фазу работы в кино – режиссуру, что становилось уже необходимостью, для более полного выражения своих возможностей.
- С кем из мировых звезд Вам посчастливилось работать на съемочной площадке?
- Много с кем: Омар Шериф,  Максимилиан Шелл, Рудгер Хауер, Мэрил Стрип, Массимо Гини, Клаудия Кардинале, Уго Тоньяцци, Фернандо Рей, Харви Кейтель, Ф.Мюррэй Абрахам, Анхела Молена, Олегар Федоро, Хоакин Инохоса и другие.
К примеру, на съемках в Марокко, случилось интересное знакомство с Джеки Чаном. Он тогда не был ещё так популярен и известен, как сегодня. Я на него не обращал особого внимания, хотя видел его уже не в первый раз во время наших тренировок. Думал, что он из тех же любопытствующих, коих всегда бывает много во время нашей работы. Однажды он подошёл, и с улыбкой представившись, выразил своё восхищение тому, что он наблюдал в течение нескольких дней. Сказал, что будет рад, если мы согласимся поработать  с ним в Мексике, где он намерен снять свой следующий фильм.  А еще ему бы хотелось освоить езду на лошади так, как это делали мы, чтобы особо не отличаться от настоящих ковбоев. Обменявшись визитками и пожав друг другу руки, мы занялись, каждый своим  делом. А вечером, мы встретились у бассейна гостиницы, где он, опять сложив ладони вместе у подбородка, тепло и доверчиво улыбаясь, предложил поработать над фильмом «Доспехи Бога», который он намеревался снимать здесь же в пустыне, через два дня. Так состоялось знакомство с этим удивительным человеком, тёплое отношение и восхищение которым, осталось во мне навсегда.
- А кто из отечественных «Звезд Кино» (с кем Вы снимались) особо поразил Вас?
- Из Отечественных актёров я всегда восхищался работой, Б.А.Бабочкина, С.Ф.Бондарчука, П.С.Вильяминова, Н.В.Мордюковой, В.М.Шукшина, И.Г.Лапикова, Р.А.Быкова, К.С.Лучко.

С народной артисткой СССР Кларой Лучко (Разведенные мосты)

Это имена мастеров, которые своим исключительным талантом, даром способны поднимать нас на другой уровень восприятия жизни. И это тот уровень мастерства и мировосприятия, к которому должен стремиться каждый человек, считающий себя  профессионалом на любом поприще человеческого бытия.
Каждый партнер, каждый режиссер – это новая школа. Когда есть чувство взаимного проникновения, когда ты играешь в кадре или на сцене, говоря что-то для тебя важное, а твой партнёр тебя понимает и отвечает тебе взаимностью, с чувством искреннего сочувствия,- это дорогого стоит. И ради этого стоит работать ночами, сутками, выстраивая логику поведения и линию чувств своего героя.
- Были серьезные травмы? Каскадер – это же, опасная профессия.
- Ну что назвать серьезными травмами? Переломы ног, рук, ребер, разрыв связок, мышц?
Конечно, было. Но хочу сказать следующее: «Все переломы были в те моменты, когда ты  сверхуверен в том, что делаешь, или перестаёшь обращать внимание на лёгкие отклонение от четкого расчета». В трюковой работе это не прощается. На съемках фильма «Государственная граница», на третьем дубле, при падении с лошади, мой партнёр, вдруг, допустил оплошность и оказался на том месте, в которое должен был упасть я.   Чтобы не травмировать его, я вывернулся, вставив ногу в единственно возможное место на земле. И в следующее мгновенье, конь наступает на мою ногу и с хрустом отталкивается от неё. Одним словом, - как в жизни, так и в трюковой работе, нужно быть всегда максимально сосредоточенным на том шаге, который предстоит совершить в ближайшей перспективе. Иначе, последствия могут быть весьма и весьма плачевные.
- Вас не останавливало это все? Не хотелось бросить?
- Нет. Наоборот. Хотелось совершенствоваться.
- Что на Ваш взгляд, сегодня не хватает в современном кино?
- Искренности. Сергей Федорович (Бондарчук) всегда говорил: «Обаяние, - это, в принципе, всегда искренность». Искренность – это правда. Если  есть правда, то зритель доверяет артисту. Если зритель не доверяет артисту, тогда уже нет взаимопроникновения. А это в профессии артиста элемент обязательный. Сегодня практически не учат понятию «Сверхзадачи». Эпизоды часто совершенно не связаны. Надо знать классику, Станиславского. А многие студенты актерских ВУЗОВ сегодня не знают таких вещей, вообще не владеют терминологией. Бондарчук выгонял с курса за незнание терминов и понятий. Сегодня важно научить актеров думать сценически, а не просто отрабатывать текст.
- Вы в 2023 году возглавили Гильдию Актеров при Союзе Кинематографистов в Санкт- Петербурге. Какой курс Вы взяли, в каком направлении Вы решили развивать это сообщество?
- Направление «Творческое». Все предыдущие годы, не считая советского периода, многое в нашем искусстве стало увядать, если не сказать - умирать. Никаких творческих задач многие годы не решалось. Все хорошее надо возрождать. Над чем мы, с энтузиазмом, верой, надеждой и любовью к профессии, работаем. Необходимо тесное сотрудничество с другими гильдиями Союза Кинематографистов и совместное создание серьезных высокопрофессиональных проектов. Необходимо обязательное взаимодействие со зрителями, встречи, общение. Так же, надо профессиональных актеров задействовать в хороших фильмах.
У гильдии, на самом деле, стоит много задач. Требуется лишь активность и заинтересованность самих актеров. Сегодня у нас уже собралась хорошая сильная команда. Надеюсь, что в ближайшее время, она пополнится ещё новыми активными и достойными людьми. Мы полноценно сможем работать на благо и развитие высокого Искусства нашего Отечества и каждого члена Гильдии Союза Кинематографистов России в Санкт-Петербурге.

Беседовала Наталья Цветкова-Карнович.


Теги:актер, каскадер, сценарист, Гильдия Актеров Союза Кинематографи, режиссер, кино, Константин Бутаев

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика