Прекрасная Клео.Клеопатра XX века.
История женщины с портрета Джованни Больдини.
Джованни Больдини.Клео де Мерод.
"Природа, в колдовском смешав сосуде
Блеск золота, рубинов, снега, роз,
Ваш образ создала, что в мир привнес
Красоты, о каких не знали люди."
Луис Камоэнс
Имена египетской царицы и римской богини как нельзя больше подошли девочке, которая станет воплощением красоты своего времени. Но чаще всего её назвали просто «Клео».
Она потом вспоминала: «Ещё совсем ребёнок, но уже достаточно высокая, я появилась в спектакле "Таис", где с несколькими своими подругами танцевала интермеццо. Мы играли роль юных актрис из свиты куртизанки, и танцевали вокруг неё с розой в одной руке и маской в другой».
Что более всего прославило Клеопатру Диану де Мерод - ангельская красота, сводившая с ума европейских монархов, ее женственность и пленительность на сцене, безупречный вкус элегантной мадемуазель, происходившей из австрийского дворянского рода, или кривые толки и сплетни, всю жизнь преследующие танцовщицу?
Художники и скульпторы начала ХХ века боготворили Клеопатру, а фотографы сделали из балерины еще и первую профессиональную модель. Фотографии Клео де Мерод в 1900-е годы можно было встретить в каждом европейском городе. Благодаря расцвету нового искусства ее романтический образ называли «открыточной Мадонной»
Судьба Клеопатры Дианы де Мерод окутана тайнами. Она родилась в Париже (по другим данным - в Бордо) в 1875 году. Принято считать, что ее отец - австрийский художник Карл Фрайххер фон Мерод, который происходил из знатного рода, а мать - актриса родом из Вены, однако до сих пор не известно, являются ли эти сведения подлинными.
В семь лет мама отдала девочку в балетную школу при парижской Опере, затем последовали выступления уже на сцене Grand Opera. Злые языки поговаривали, что своей блестящей карьере Клео обязана вовсе не хореографическим данным, а лишь своей дивной красоте. Утверждать ничего нельзя, - известно лишь, что карьерой Клео занималась ее матушка, достаточно волевая женщина.
Но, каким бы ни был ее танцевальный талант, на протяжении всей жизни главным ее козырем была необычайная красота, благодаря которой Клео позировала для картин Эдгара Дега и Жана-Луи Форена.
Ее танцевальный дебют «Камбоджийские танцы» на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году, оказался настолько успешным, что о Клео тотчас же заговорили как о даровании. Танцовщица сделала своей «визитной карточкой» прическу, в которой волосы, разделенные на прямой пробор, были низко уложены в шиньон, полностью прикрывая уши. Парижские модницы назвали прическу по имени ее обладательницы – «Клео де Мерод» и массово копировали укладку юной чаровницы, которая к тому времени превратилась в невероятно красивую девушку с большими темными глазами, роскошными кудрями и осиной талией. Фотографии Клео украшали почтовые открытки и игральные карты не только во Франции, но и почти во всей континентальной Европе. Когда карикатурист Альфред Гревен, сооснователь Музея восковых фигур Гревен в Париже, открыл выставку «За кулисами Оперы», то поставил восковую фигуру Клео в полный рост рядом с фигурами композитора Шарля Гуно и оперной певицы Розы Карон, желая показать масштаб личности де Мерод для своего времени.
В 1895 г. ее портрет написал Анри Тулуз-Лотрек, а представленная в 1896 г. в Парижском салоне скульптура Александра Фальгьере, натурщицей для которой стала Клео, произвела настоящий фурор. Дело в том, что, увидев скульптуру, которая изображала ее совершенно обнаженной, де Мерод была шокирована и призналась, что не догадывалась о намерении скульптора представить ее именно в таком виде. В открытом письме, опубликованном в Figaro, бельгийский символист Жорж Роденбах вступился за прекрасную Клео. Он упрекал Фальгьера в том, что тот «лишил поэтичности» ее образ, представив ее обнаженной, и теперь «кажется, что все ею обладают»! Несмотря на благие намерения, письмо имело прямо противоположный эффект и вызвало сатирические насмешки в прессе.Сейчас скульптура находится в коллекции музея д'Орсе.
Клео де Мерод.Мануэль Бенедито.
В то время танцовщица не могла считаться порядочной женщиной, поэтому автоматически к этой профессии прикреплялся ярлык "куртизанка". Этому способствовала свобода нравов, господствующая в богемных кругах, внимание богатых господ, которые осыпали любовниц деньгами и драгоценностям. Да и какая порядочная женщина будет выступать на сцене? Клео никогда не была содержанкой, но кто же в это верил?
"Ах, вам нравится моя прическа, мистер Сондерс? Некоторым больше нравится шиньон, но, говорят, к тонким чертам больше идет "Клео де Мерод", - пишет О. Генри в рассказе "Сила привычки".
Прическа эта была достаточно проста – волосы на прямой пробор, волнами касаются щек и сзади уложены в пучок. Богемная, но скромная укладка. Однако даже она вызывала не только подражание, но и нелепые слухи. Кто-то говорил, что у красавицы отрезана мочка уха, другие утверждали, что часть уха отстрелил ревнивый любовник (целился в сердце, но промахнулся)… Во всяком случае, с ушами было явно что-то не так… Это не мешало дамам делать точно такие же прически. Ведь Клео во многом была своеобразной фотомоделью и, следовательно, на нее хотели походить.
В 1896 году ее пригласили в труппу театра Бордо. По легенде именно там Клео приметил король Бельгии Леопольд II. Несмотря на свои шестьдесят лет, он славился женолюбивым нравом и пристрастием к обществу актрис. Вот почему букет красных роз, посланных Клео после спектакля, был воспринят общественностью неоднозначно.
Именно с этого момента Клео начинает преследовать "слава" королевской фаворитки. Появляются карикатуры, распускаются едкие анекдоты и слухи. Как не противится этому Клео, как ни утверждает она, что Леопольд II испытывает к ней только дружеские чувства, поток нездорового интереса не остановить.
«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе, сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане, открывающими шампанское в „Максиме“, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена» — написала в воспоминаниях Клео де Мерод.
А.Фальгьер «Танцовщица», 1896, Париж, Музей Орсэ
Газеты писали не только о намерениях монарха «жениться по любви», но даже о грядущем отречении Леопольда II от престола. Впрочем, в кулуарах поговаривали, что его частые визиты в Париж, — лишь прикрытие тайных политически переговоров.
Но изо всех слухов наиболее ценным для нас является… метро! Мол, король решил сделать Франции ценный подарок, и именно Клео посоветовала финансировать постройку метрополитена. Действительно, в 1900 году таковой был открыт, причем построенный на деньги бельгийского монарха.
Прозвище "Клеопольд" надолго закрепляется за королем, а исковые заявления в суд со стороны Клео, остаются без внимания. Ходят даже слухи, что король настолько очарован танцовщицей, что готов отречься от престола и вступить с ней в брак.
Пытаясь скрыться от дурной славы, Клео уехала в Санкт-Петербург. Мерод стала первой танцовщицей в русском балете, которая выступала в дуэте с мужчиной. По возвращении в Париж она начала танцевать в варьете «Фоли-Бержер», доказав, что ей нечего стыдиться. Работа в «Фоли-Бержер» принесла танцовщице не только солидную сумму, но и еще большую славу, чем во время карьеры в театре. Проведенный позднее парижским журналом «The Eclaire» опрос признал де Мерод самой красивой женщиной Парижа. Впоследствии Клео вновь покинула Париж, и ее с восторгом принимали театральные залы Гамбурга, Берлина, Будапешта и Нью-Йорка.
В июне 1902 г. Клео де Мерод выступала в Англии, в 1904 г. состоялся ее тур по Швеции, Норвегии и Дании, обернувшийся ошеломительным успехом: толпы поклонников у театров создавали Клео трудности по пути в отель. Вернувшись в Париж, она узнала, что в редакцию «Фигаро» пришли около 3000 восторженных посланий из Скандинавии, многие из которых впоследствии появились на страницах издания.
Фридрих Голдшнайдер «Бюст Клео де Мерод», 1890-е, терракота, частное собрание.
Однако в Париже Клео оказалась не у дел: ей предлагали лишь роли в комедийной опере, но для балерины такого уровня это было равносильно позору. Клео навсегда покинула Париж, переселилась в Биарриц, где принимала участие в благотворительных акциях Красного Креста.
Даже в преклонном возрасте ее преследовали призраки прошлого: в 1949 г. Симона де Бовуар, подруга Жана-Поля Сартра, написала книгу «Второй пол», назвав в ней Клео «любовницей Леопольда II» и «гетерой». Также в книге утверждалось, что Клео - простолюдинка, присвоившая себе высокий титул. Возмущенная де Мерод подала на Бовуар в суд, требуя 5 млн франков за оскорбление личности, и выиграла процесс. Даже после признания правоты актрисы Клео по решению суда получила всего 1 франк. В 1926 году Клео снялась в немецком кинофильме «Frauen der Leidenschaft».
Жорж Деспре «Маска Клео де Мерод», 1909
Умерла Клео де Мерод 17 октября 1966 г. в Париже, оставив после себя мемуары "Балет – моя жизнь". Она так ни разу не была замужем, и у нее не было детей. Газеты усиленно спекулировали на ее возможных романах с множеством мужчин, но, по ее собственному свидетельству, за всю ее жизнь у нее были лишь двое возлюбленных. Обе истории любви длились продолжительное время и закончились для нее неудачно: первый возлюбленный, аристократ, умер от брюшного тифа, вторая же любовь де Мерод, испанский дипломат, ушел от нее к другой женщине.
Могила Клео де Мерод
Скульптура Клео де Мерод в Салоне.Карлос Васкес Обеда.