Галина Уланова. Жизнь ради танца.
08.01.2018 3601 5.0 0

За всю историю балета их было всего десять. В действительности, их могло быть больше или меньше, но общепринятым считается именно такое количество — десять балерин, удостоенных звания «прима-балерина ассолюта»...
Какими только эпитетами не награждали критики и зрители Галину Уланову! Ее называли богиней, сошедшей с небес на сцену, душой русского балета и человеком другого измерения. А она относилась ко всеобщему восхищению более чем спокойно и признавалась, что в детстве мечтала стать моряком, — ведь эта профессия позволяла посмотреть мир.
Она не любила излишнего внимания к собственной персоне и комплименты, не давала интервью и почти не имела близких друзей. Слишком закрытая в личной жизни Галина Уланова была полной противоположностью на сцене, где отдавала всю себя без остатка зрительному залу. На её спектакли невозможно было достать билеты, весь мир восхищался талантом балерины, даже когда её карьера стала подходить к завершению. В 1960-м, когда она ушла со сцены Большого театра, оглушительные аплодисменты в жизни Улановой сменились полной тишиной и одиночеством, которое Галина Сергеевна, несмотря на свой сильный характер, переносила с трудом.

«В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни - редко появлялась на публике, держалась замкнуто. Пожалуй, нет ни одного человека, кто мог бы сказать: «Я знаю, что такое Уланова». Ее тайну никто не разгадал и никогда не разгадает. Потому что на самом деле она была одна и не пускала в свой мир никого. Даже мы с Катей, ее близкие друзья, не знали ее до конца. Хотя, казалось бы, с нами она была по-настоящему откровенна, раскрепощена. «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым», - это формула, которой Уланова следовала всю жизнь. Не влезать ни в какие интриги, ни с кем не бороться - эти правила были для нее святыми».

Галина Сергеевна Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге. Ее отец — Сергей Уланов — артист и режиссер балета Мариинского театра, мать Мария Романова — артистка балета. С 1917 года Мария стала педагогом Петроградского хореографического училища. Исходя из такого положения вещей и из природных данных Гали, понятно - девочке просто предназначено было стать балериной, хотя это вовсе не являлось ее собственным желанием.

Больше всего маленькая Галя любила играть с мальчишками в индейцев и мечтала стать моряком. Она росла неприветливой и замкнутой, еще в детстве признаваясь матери, что "по горло сыта обществом чужих". К тому же сызмальства Галя, постоянная находящаяся в театральной атмосфере, понимала, насколько трудна жизнь балерины.

Групповое фото воспитанниц Императорской балетной школы, 1901. Мать Г.С. Улановой, Мария Федоровна — справа в верхнем ряду. Во втором сверху ряду в центре — Анна Павлова.


Потом она иногда признавалась близким в редком откровенном разговоре:

"Знаете, какая странность... Не могу я сказать, что я люблю балет как таковой..."

Не правда ли, странно слышать это из уст великой балерины, покорившей мир?

Галю определили в Ленинградское хореографическое училище, до шестого класса она училась у своей матери, потом у Агриппины Вагановой. В первые годы застенчивая девочка тяжело переживала разлуку с родным домом и каждое утро встречала входящую в класс мать обильными слезами. Вначале Галя ненавидела занятия, однако чувство долга, воспитанное родителями, брало верх. Юная балерина поражала всех своим упорством и трудолюбием. В классе она быстро стала одной из первых учениц. После выпускного спектакля в 1928 году Уланова была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета и дебютировала в партии принцессы Флорины ("Спящая красавица"). Уже через полгода состоялось ее выступление в "Лебедином озере". Потом были Аврора, Раймонда, неповторимые образы пушкинской Марии ("Бахчисарайский фонтан") и шекспировской Джульетты. Критики писали: "Среди строгих, размеренных белоснежно-холодных форм классического балета затеплилось дыхание". Ее героини были светлыми и положительными. "Наверное, это наивно, но мне трудно понять, как играют отрицательные роли. В юности я думала: значит, у них в душе что-то такое похожее", — скажет однажды Уланова.
После войны она стала солисткой Большого театра. Балерине очень не хотелось покидать любимый Петербург, но решение было принято в высших партийных инстанциях страны. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизель. А чего стоили образы Золушки и нежной китаянки Тао Хоа в балете "Красный мак"…
Она не была красива: небольшие глаза, неправильные черты лица, без блеска и лоска. Но танец Галины Улановой был настолько одухотворен и строго выразителен! Говорили, что Уланова несет своим искусством некую идею непорочности и целомудренности.
В отличие от многих других звезд Большого, о ней никогда не сплетничали. Повода не было.
Еще Уланова была первой звездой, открывшей эру зарубежных турне советского балета. Самыми знаменательными были первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где великая балерина танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, не видели со времен Анны Павловой.
Ею восхищались все: домохозяйки и балетоманы, выдающиеся композиторы и артисты. Но сама балерина всегда держала людей на солидной дистанции. У нее практически не было близких друзей. Галина Сергеевна всегда мало говорила и даже получила прозвище "Великая Немая". Интервью балерина давала крайне редко и неохотно, а во время немногочисленных бесед с журналистами могла, например, сосредоточенно зашивать свою балетную туфельку. Однажды она скажет: "Жизнь моей души принадлежит только мне…" Уланова обожала состояние одиночества. "Если подходят ко мне, начинают говорить о театре - тогда я испытываю ощущение, как от инъекций", — говорила она.

Ее пятикомнатная квартира в высотке на Котельниках была истинной крепостью. Жилище было заполнено удивительными вещами. Зеленые холодильники, кукла Щелкунчик в человеческий рост, подаренная ей Большим театром 8 января 1980 года в день ее рождения, Микки-Маус, презентованный американской девочкой; старинная питерская мебель, доставшаяся от матери, музыкальный центр и телевизор, привезенные из Японии. А также предметы, принадлежавшие Павловой, Марии Тальони, портсигар Шаляпина с билибинским рисунком и автографом Шаляпина...
Впрочем, в целом к материальному миру Уланова была весьма равнодушна. Когда балерине сообщили, что у нее угнали машину, ни один мускул не дрогнул на ее бесстрастном лице.
В 50 лет Уланова уходит со сцены — навсегда. После чего заступила в Большом на должность педагога-репетитора, хотя ей этого и не хотелось. Ей хотелось, уйдя со сцены, наладить домашнюю жизнь. Но именно с этим у балерины не заладилось, а вот в педагогической деятельности она добилась огромного успеха. Ее учениками были Васильев и Максимова, многие знаменитости Большого (в том числе и сегодняшнего балета, например, Николай Цискаридзе). Работала она с солистами Парижской "Гранд Опера", Гамбургского балета, Шведского Королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.
Уланова говорила о своих подопечных: "Они мне и дети и внуки, своих ведь нет"… Еще родители объяснили: либо дети, либо сцена.
О личной жизни Улановой известно не так много. Все три ее мужа являлись известными и творческими людьми: режиссер Юрий Завадский (это был единственный официальный брак в жизни балерины, кстати, так никогда и не расторгнутый на бумаге), актер Иван Берсенев, главный художник ГАБТа Вадим Рындин. Все мужья были намного старше Галины Сергеевны. И со всеми она после разрыва сохранила дружеские отношения.
Ее личная жизнь, так же, как и круг интересов, ограничивалась искусством. Уланову сопровождали блестящие мужчины, ценившие прежде всего редчайший талант и человеческую уникальность балерины. И – никаких интимных деталей на публику.

На похороны Завадскому она пошлет венок с лаконичной надписью: "Завадскому – от Улановой".
И он в своей статье об Улановой обошелся безо всяких личных подробностей: "Танец был ее сущностью: она не танцевала под музыку, но танцевала самое музыку. Она могла недовертеть фуэтэ или даже упасть, что порой случается с самыми блестящими танцовщицами, - но и ошибки Улановой не прерывали ее жизни на сцене и в образе. Этому помогало чудесное соединение трезвости мысли и свободы вдохновения: воображение и суровый самоконтроль были в ней неразрывны". Да, речь его полна восхищения, но в большей степени… профессионально отстраненного.


Не было у балерины и увлечений, не связанных с профессией. Правда, она любила отдыхать на природе (на малообитаемом тогда озере Селигер) и обожала животных.
Количеству ее регалий мог позавидовать любой лидер коммунистической эпохи. Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии 1957 года. А еще премия имени Анны Павловой Парижской академии танца и премия Оскара Парселли "Жизнь ради танца". Балерина была почетным членом Американской академии искусств, награждена Командорским орденом за заслуги в области искусства. Еще при жизни ей были установлены памятники в Санкт-Петербурге и Стокгольме. А в Голландии был выведен сорт тюльпанов "Уланова". Во Франции знаменитый зал "Плейель" после реконструкции открывался представлением в ее честь…
До конца жизни она ходила на высоких каблуках и отличалась легкой походкой и элегантностью. Ежедневно делала часовую зарядку с элементами балетных па. На склоне лет весила столько же, как и в молодые годы, 49 килограммов. Она умерла в возрасте 88 лет.
"Я человек другого века", — всегда говорила она. А ее ученики считают - она была над временем. И долго еще будет над ним.


Она явила собой целую эпоху в истории мирового искусства. Как олицетворила и некий возвышенный идеал, прекрасную мечту о совершенстве.


Екатерина Щеглова
Женский журнал Суперстиль


Теги:Галина Уланова.

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика